Турция-Израиль: перспективы улучшения отношений

К серьезной внешнеполитической неудаче Израиля можно смело отнести замораживание отношений с крупнейшим игроком на Ближнем и Среднем Востоке Турцией. Некоторые эксперты почему-то однозначно отдают региональную «пальму первенства» по военной мощи Ирану, но это несколько натянутое утверждение. Турецкие вооруженные силы, несомненно, превосходят иранские по техническому оснащению и выучке. Вместе с динамично развивающейся экономикой это дает Анкаре сильное преимущество.

Последнее извинение израильского руководства, которое оно принесло турецким коллегам за инцидент с «Флотилией свободы», а также визит в Израиль группы высокопоставленных турецких военных, позволил некоторым экспертам утверждать, что высшая точка напряжения в двухсторонних отношениях пройдена, и теперь начнется некая оттепель. Можно поспорить с этими оптимистами.

Кризис отношений двух стран носит системный характер и очень в малой степени зависит от персоналий. Он был вызван, прежде всего, нежеланием израильского руководства видеть Анкару в качестве посредника на переговорах по палестино-израильскому урегулированию. Впрочем, это в равной степени касается и остальных посредников, включая Соединенные Штаты. Охлаждение в отношениях началось именно с того момента, когда турецкое многолетнее посредничество по нахождению компромисса с ХАМАСом было провалено израильтянами и египтянами. Все, что последовало потом, явилось лишь следствием глубокого неудовлетворения Анкары. Действительно, имея среди стран всего мусульманского мира, пожалуй, самый высокий уровень двухсторонних отношений с Израилем, турецкое руководство логично полагало, что его посреднические усилия имеют все шансы на успех. Блокирование этой миссии со стороны израильтян, которые не хотят никого пускать в свои внутренние дела, было расценено не как личный выпад против непосредственно премьер-министра Р.Т.Эрдогана, а как «мина» под долгосрочную турецкую внешнеполитическую стратегию по лидерству в мусульманском мире и роли Турции в качестве своеобразного «моста Европа-Азия». Осознав всю бесперспективность диалога с Израилем, Анкара решила «зайти с другого входа». Это говорит о гибкости турецких политтехнологов.

«Другой вход» — это повышение своего авторитета в мусульманском мире путем проведения откровенно антиизраильской политики, которая обязательно должна сопровождаться громкими демаршами. Это и демонстративный уход Р.Т.Эрдогана после перепалки с израильским президентом Ш.Пересом в Давосе, и провокационные сериалы на турецком телевидении, и тот же эпизод с «Флотилией свободы». Воинствующий антиизраилизм был обязательным и необходимым условием новой стратегии, без него она была однозначно обречена на провал, так как усидеть на двух стульях здесь не получается. За примером далеко ходить не надо. Это, прежде всего, США, которые не подкрепили каирскую речь президента Б.Обамы ничем конкретным, что фактически не привело ни к какому ощутимому результату в изменении отношения мусульманского мира к США. Анкара этот урок усвоила хорошо, и сделала очень жесткий выбор. При этом она наверняка взвесила все риски и потери от такого решения, и без всяких колебаний разорвала секретный пакт с Израилем о партнерстве в области безопасности. Этот момент определяющий, так как все возможные потепления или возобновления контактов по линии ВТС и безопасности возможны теперь только при условии признания со стороны Израиля ведущей роли Турции в палестинских делах.

При этом то, что мы сейчас наблюдаем, является, если хотите, формой «выкручивания рук», так как в турецком руководстве прекрасно отдают себе отчет в том, что без Израиля достигнуть какого-то мало-мальски значимого прогресса по вопросам БВУ невозможно. Интересно, но, несмотря на все конфликты, турецкое руководство решило не предавать широкой огласке собственные разведданные о контактах израильских спецслужб и боевиков РПК. По данным турецкой спецслужбы МИТ, новым директором которой стал недавно личный ставленник Р.Т.Эрдогана 42-летний Хакан Фидан, израильские инструкторы даже физически присутствуют в зоне боев на границе с Ираком. Сложно как-то комментировать это, поскольку альтернативные подтверждения отсутствуют. Но есть один момент, который позволяет допустить такое развитие событий. Это, прежде всего, соседство Ирана с Иракскомм Курдистаном и особый интерес Израиля к иранскому ядерному досье. В этой связи курды являются одной из немногих очень удобных возможностей по сбору информации, что может объяснить физическое присутствие израильских спецназовцев в Иракском Курдистане. В пользу этой версии говорит и визит в июне с.г. одного из богатейших людей Израиля И.Офера в Иракский Курдистан, в процессе которого обсуждались не только инвестиции в нефтяную сферу автономии, но и укрепление отношений на основе неявного антитурецкого альянса. Отметим, что такое сближение невозможно без санкции из Вашингтона, который очень плотно контролирует практически все курдские движения. Этим, кстати, может объясняться и публичная не активность турецких властей. Если это чисто (без иранского момента) ответная реакция Израиля на ухудшение двухсторонних отношений, то, скажем прямо, направление для него выбрано неудачно. Во-первых, турецкие компании сами активно идут на курдский нефтяной рынок, а, во-вторых, курдская тема является «табу» для всех без исключения слоев турецкого истеблишмента, и на любое вмешательство в нее со стороны реакция бывает очень болезненной и жесткой. Важен и факт того, что Иракский Курдистан является идеальной площадкой для проведения диверсий на газопроводах из Ирана в Турцию. На прошлой неделе взрыв на одном из них на два дня оставил турецких потребителей без газа. Здесь явно не обошлось без курдов, которых, как выясняется в настоящее время, кроме американцев, начинают патронировать еще и израильтяне.

В этой ситуации сложно ожидать каких-либо положительных подвижек в развитии турецко-израильских отношений. Тем более что Анкара продолжает активно разыгрывать «исламскую» карту. Она явно взяла курс на создание некой условной оси Анкара – Дамаск – Тегеран. Союз с сирийцами, а он признан Дамаском в качестве одного из основных направлений своей внешней политики, дает практически полный контроль над ХАМАСом. Тот же самый вопрос решается и союзом с Тегераном. С сентября с.г. Турция и Иран при участии Бразилии намерены возобновить переговоры о достижении компромисса по обогащению иранского урана за рубежом. Трудно сказать, насколько они окажутся результативными, но общая тенденция Анкары по сближению с Тегераном налицо. Это тоже исключает улучшение отношений с Израилем в ближайшей перспективе. Тема Ирана еще раз демонстрирует гибкость и дальновидность Анкары. Вместо того чтобы кричать об иранской угрозе (а вряд ли турецкое руководство в восторге от возможности иметь у себя по соседству ядерный Иран), Р.Т.Эрдоган выбрал путь диалога и сближения. Это дает ему возможность выражать солидарность с исламским миром, дистанцироваться от Запада и в то же время попытаться занять уникальную позицию основного посредника, которого Тегеран вообще будет слушать, и с кем он будет разговаривать в условиях ужесточающийся экономической блокады. Турция здесь явно рассчитывает на свою этническую обособленность и от персов, и от арабов, что в принципе успокаивает природную ревность последних по отношению друг к другу. То есть, другими словами, наличествуют все основные предпосылки (нейтральность, экономическая и военная мощь, разрыв с Израилем, хорошие не афишируемые отношения с США и т.п.), для того чтобы новый региональный суперпосредник состоялся.

Этот короткий сравнительный анализ внешнеполитической деятельности Турции показывает, что ее руководство абсолютно выверено просчитывает свои эмоциональные, на первый взгляд, шаги на пути возрождения в новом качестве Оттоманской империи как нового крупного регионального игрока. В этой связи, Израиль видимо просто стал заложником этой тенденции. Хотя искусство политика в том и заключается, чтобы найти оптимальное решение из самой безвыходной ситуации.

62.83MB | MySQL:102 | 0,603sec