Социальные вызовы в Египте

Продолжающееся муссирование темы здоровья президента АРЕ Х.Мубарака в региональных СМИ актуализировали проблему факторов нестабильности в египетском социуме, их реальной опасности и возможных последствий в случае политической дестабилизации в стране.

В этой связи, в первую очередь, следует обратить внимание на тяжёлую демографическую ситуацию в Египте.

Ежегодный прирост населения составляет 1,2-1,3 млн чел. Более того, около 97% населения АРЕ проживает в плодородной прибрежной части Нила, т.е. всего лишь на 4% территории страны. Таким образом, наблюдается концентрация большого количества населения на крайне незначительной территории.

Более того, как уже автору доводилось писать, египетская столица страдает от перенаселения. В т.н. “Большом Каире” в настоящее время проживает более 18 млн человек (по неофициальным данным их количество достигает 23 млн), что составляет четверть от общего количества населения страны. В связи с этим, город сильно перегружен автотранспортом и сталкивается с большими трудностями с обеспечением населения водой и электроэнергией.

Для решения этой проблемы в ноябре 2007 года египетское правительство завершило подготовку плана строительства новой столицы, в которой будут сосредоточены все органы исполнительной власти, а также Народного Собрания (НС) и Конституционного Совета (КС) (фактически, верхняя и нижняя палаты законодательной власти государства). По словам главы КС Сафвата аш-Шерифа, парламент получил письмо премьер-министра А.Назифа, в котором глава египетского правительства призвал депутатов высказать свое видение будущей египетской столицы. Как сообщали египетские официальные СМИ, парламентарии изучили указанный проект и внесли свои предложения премьер-министру АРЕ.

Быстрый прирост населения крупнейшей арабской страны превышает темпы экономического роста и не позволяет добиться улучшения жизненного уровня, истощает ресурсную базу страны, создаёт заметные трудности со снабжением населения продовольствием. При условии высокого процента бедности, перенаселение страны создаёт условия для увеличения социального напряжения, которое, в свою очередь, будет вести к распространению радикальных настроений в египетском обществе.

Проблема бурного демографического роста приводит также к увеличению уровня безработицы, который, по оценкам официальной статистики, составляет около 14% трудоспособного населения (по неофициальным источникам, эта цифра вдвое больше). В то же время, демографический бум в АРЕ становится все более неконтролируемым и, в случае дальнейшей консерватизации иммиграционного законодательства со стороны ЕС, может подталкивать Каир, для предотвращения гражданской войны „алжирского” типа, прибегнуть ко внешней экспансии (чаще всего называется суданское направление).

Нарастание социально-экономических проблем в египетском обществе может также привести к обострению межрелигиозных отношений в АРЕ.

Здесь надо отметить, что пока на поверхности межконфессиональные отношения в Египте не выглядят так уж катастрофически. Официальный Каир постоянно демонстрирует толерантность к представителям различных конфесиональных групп страны, которые проживают в АРЕ, а также любым способом стремится снизить межконфессиональное напряжение. Несмотря на то, что официальной религией Египта согласно конституции является ислам, власть носит подчеркнуто светский характер.

В официальных СМИ постоянно акцентируется внимание, что коптское христианское население страны пользуется такими же правами что и мусульманское большинство.

В ноябре 2005 года (впервые после того, как Анвар Садат назначил копта Фуада Азиза Гали губернатором провинции Южный Синай) губернатором провинции Кена был назначен копт Магди Айуб Искандер. Кроме того, начиная с 2003 года, праздник Рождества Христова, которое отмечается 7 января (християне-копты пользуются юлианским календарем), было провозглашено властью АРЕ общенациональным праздником и, соответственно, выходным днем.

Бывший главный шейх исламского университета „Аль-Азхар” (один из мощнейших образовательных центров в мусульманском мире) Саед Мухаммед Тантауи и коптский папа Шенуда III постоянно публично демонстрировали взаимопонимание и взаимоуважение. Оба часто выступали с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики. Так, в частности, Тантауи и Шенуда III неоднократно выражали поддержку палестинскому народу и признавали «право палестинцев на отпор израильской оккупации» (правда, власть используя такие заявления представителей христианских общин стремится продемонстрировать, что протест против американского влияния в регионе и израильской оккупации арабских земель носит не исключительно мусульманский характер).

Однако, тот, кто регулярно следит за социально-политической жизнью в АРЕ, прекрасно знает, что власть сильно идеализирует межконфиссиональную ситуацию в стране. Стычки на религиозной почве случаються в стране регулярно, о чем нам уже доводилось писать.

Очевидно, в ближайшее время можно ожидать дальнейшее обострение межконфессиональной ситуации в АРЕ.

Проблема перенаселения Египта имеет также серьезные медицинские последствия. В частности, в результате ужасного экологического состояния Каира, ежегодно в египетской столице от онкологических заболеваний только согласно официальной информации (данные Министерства охраны здоровья АРЕ) умирает пять тысяч человек. Согласно прогнозам ВОЗ, на протяжении ближайших пяти-двадцяти лет в городе респираторными и раковыми заболеваниями органов дыхания будут поражены более 500 тысяч человек.

Если мировая практика фиксирует онкологию среди детей в возрасте до 16 лет, в среднем, в 3-4% случаев, то в Египте этот показатель уже давно превысил шестипроцентный порог. Плохое состояние окружающей среды является также причиной высокой смертности среди египетских детей от лейкемии. От удушливого запаха дыма жители Каира постоянно кашляют, а иностранцы нередко можно увидеть в респираторах.

Концентрация окиси азота (NO) в каирском воздухе находится пределах от 300 до 700 мг на м куб., что в десятки раз превышает все допустимые нормы, а концентрация диокиси азота (NO2) (считается наиболее опасным среди всех загрязнителей атмосферы) достигает в Каире рекордных в мире показателей.

Согласно проведенному недавнему мониторингу, выяснилось, что уровень атмосферного загрязнения в египетской столице в десять раз превышает даже установленные ВОЗ показатели загрязнения воздуха для самых загрязненных городов мира. С 2004 года Каир возглавляет список наиболее загрязненных городов мира, который с того времени выглядит следующим образом: Каир—уровень загрязнения—169 мг/куб.м; Дели—150; Калькутта—128 (оба Индия); Тайюань—125; Чунцин—123 (оба Китай); Капур—109; Лакхнау—109 (оба Индия); Джакарта (Индонезия)—104; Шеньян (Китай)—101 (для сравнения: уровень загрязнения, скажем, Киева – 75 мг/куб.м)

Более того, по данным ВОЗ, в одном кубическом метре каирского воздуха содержится 0,5 мг свинца, тогда как в соизмеримом мировом мегаполисе Токио этот показатель не превышал 0,2 мг, а среднеевропейский показатель (для примера взята Гаага) составляет 0,05 мг.

Кроме этого, не менее актуальной проблемой в плане экологии является проблема распределения нильськой воды. Будучи зависимым от стран, находящихся по течению Нила выше Египта, АРЕ сформировал вокруг себя неформальный блок стран, состоящий также из Судана и Эфиопии, который противостоит другому блоку восточноафриканских стран (Кения, Уганда, Танзания).

В отличие от проегипетского блока, объединение восточноафриканских стран сейчас выглядит более консолидованным и не имеет противоречий относительно водных ресурсов. Лидеры этого блока также призывают к совместной экономической кооперации всех принильських стран, взявши за основу наличие такого совместного ресурса как Нил, не создавая конкурирующих экономических группировок по каким-либо признакам (арабские, африканские и т.п.) что может привести к снижению квоты Египта.

Надо признать, что в последнее время власти Египта делают немало для предотвращения нарастания социального напряжения в стране. Это и упомянутые усилия по достижению межрелигиозного мира, и план строительства новой столицы, в которой будут сосредоточены все органы исполнительной власти, а также Народного Собрания и Конституционного Совета, и комплекс мер по снижению демографического роста в АРЕ (принесший, кстати, в последние годы определенные успехи).

Сюда же можно отнести и знаменитое строительство канала Тошка — проект египетского правительства, призванный отвести часть вод Нила в западные регионы страны. Проливные дожди в верхнем течении Нила в 1990-х привели к рекордным уровням воды в озере Насера. Изобилие воды облегчило продвижение в Египте другой обширной системы распределения воды, названной проектом «Новая Долина». В 1997 году, озеро Насера начало расширяться на запад и затоплять низменность Тошка в южном Египте, за последующие несколько лет создав четыре новых озера.

После начального наводнения, в 2000 году были построены насосная станция и канал, чтобы поддержать водный поток в этом регионе, учитывая индустриальное и сельскохозяйственное развитие в пустыне.

Очевидно, что официальный Каир прекрасно понимает все эти социальные вызовы, стоящие перед страной, а также, что в случае политической дестабилизации в АРЕ социальная, экологическая и демографическая проблематика может вызвать социальный взрыв с непредсказуемыми последствиями.

Поэтому, судя по всему, главной задачей руководство АРЕ на нынешнем этапе будет снижать политические риски путем вовлечения в систему умеренно-оппозиционных сил с целью недопущения их слияния с радикалами внутри страны, а также создание благоприятной конъюнктуры в вопросе распределения нильской воды с заинтересованными африканскими странами и либерализации миграционной политики по отношению к АРЕ со стороны стран ЕС (в первую очередь, Италии и Франции).

52.24MB | MySQL:103 | 0,578sec