К парламентским выборам в Афганистане

Намеченные на 18 сентября текущего года очередные (предыдущие состоялись в 2005 г.) парламентские выборы в Афганистане призваны стать одним из важных этапов формирования системы государственной власти в этой стране. Речь идет, скорее, даже не о том, что по их результатам будет обновлен состав законодательного органа, проявившего себя в качестве серьезного противовеса президентской власти (речь идет, в частности, о затянувшемся с конца 2009 г. процессе одобрения Национальным собранием предложенных главой государства Х.Карзаем кандидатов на министерские посты), сколько о влиянии самого хода выборов на внутриполитическую ситуацию в стране. Так, успешное с точки зрения соблюдения избирательного закона голосование позволит существенно оттенить омраченные подтасовками президентские выборы в Афганистане и укрепить моральные и идеологические позиции властей в противостоянии с талибами.

Напомним, что структурно Национальное собрание состоит из двух палат: Верхней и Нижней. В декабре 2006 г. лидер политической коалиции «Фронт национального согласия» (альянс 12 партий) Ю.Кануни (таджик) был избран председателем Нижней палаты, получив 122 голоса из 249. Руководителем Верхней палаты избран глава Комиссии по национальному примирению С.Моджаддеди (пуштун).

К руководящим органам каждой из палат относится комитет председателей в составе спикера палаты, его заместителей, глав парламентских фракций и председателей постоянных комитетов. Нижняя палата по инициативе не менее 1/3 общего количества числа депутатов вправе созвать специальные комиссии для заслушивания министров правительства или решения других конкретных задач. Именно этот инструмент становится в последнее время ключевым средством парламентариев в политическом противостоянии с исполнительной властью.

Из 102 депутатов Верхней палаты треть назначается указом президента страны. Половину из них в настоящее время составляют женщины. Президентский список является достаточно сбалансированным с этнической и региональной точек зрения. Чуть больше половины выдвиженцев (13) – пуштуны. Остальные 21 человек разделены в примерной пропорции к численности соответствующих этнических групп в Афганистане, а именно: таджики – 8, хазарейцы – 5, узбеки – 3, еще 5 человек представляют другие нацменьшинства (белудж, кызылбаш, пашаи, киргиз и сикх).

С учетом особенностей формирования обеих палат можно предположить, что основная борьба развернется за места в нижней палате с размежеванием по линии сторонников Х.Карзая и его противников. Кроме того, учитывая активно продвигаемую в рамках национального примирения программу привлечения умеренных лидеров талибов на сторону властей, не исключено проявление в рамках избирательной кампании талибского фактора в контексте санкционированного Кабулом выдвижения замирившимися членами вооруженной оппозиции своих кандидатур на места в законодательном органе.

Регламентом регулируется процесс объединения групп депутатов для формирования парламентских фракций. При этом оговаривается минимальное число депутатов (25 – для Нижней и 21 – для Верхней палаты), необходимых для регистрации фракции, что предопределяет отсутствие мелких группировок в законодательном собрании.

Вынесение вотума доверия министрам предусмотрено большинством голосов. Допускается одобрение всего состава кабинета за 1 раунд прямого открытого голосования.

Согласно Конституции Исламской Республики Афганистан (ИРА) полномочия Национального собрания заключаются в утверждении, доработке или отклонении законов и их проектов, а также в осуществлении контроля над деятельностью органов исполнительной власти.

В парламенте созданы и функционируют постоянные комитеты (16 комитетов Верхней палаты и 18 комитетов Нижней). В Верхней палате номинально созданы политические группы, в Нижней палате процесс формирования парламентских фракций до сих пор не завершен: к настоящему моменту объявлено о создании четырех фракций. Три из них – оппозиционные «Национальная независимость», «Национальный контроль» и «Сторонники прогресса» — были образованы в сентябре 2006 г. под руководством председателя нижней палаты М.Ю.Кануни и отражают его взгляды. В апреле 2007 г. была сформирована четвертая, проправительственная фракция «Афганистан» во главе с М.Ясини, депутатом из провинции Нангархар.

Кроме того, в Нижней палате законодательного органа Афганистана сложилась неформальная «Группа Ф.Вардака» во главе с бывшим министром по делам Парламента ИРА. Ему удалось сплотить вокруг себя свыше 100 депутатов (в основном пуштунов и хазарейцев) как независимых, так и ранее пропрезидентски настроенных, но позднее разочаровавшихся в Х.Карзае.

Последовательно выступают с пропрезидентских позиций только две небольшие (каждая – порядка 10 человек) группы депутатов во главе с пуштунами Ш.Баракзаем и М.Марастьялем.

Примечательно, что мнения депутатов об итогах деятельности парламента первого созыва разделились. Большинство считает проведенную работу плодотворной особенно с учетом ситуации в стране, называя сам факт создания парламента важным шагом развития афганской государственности. Группа оппозиционно настроенных депутатов, среди которых немало представителей национальных меньшинств, высказала противоположную точку зрения. По их мнению, итоги работы парламента ИРА неудовлетворительны: ни один законопроект не прошел до конца всей процедуры утверждения, до сих пор не сформирована Контрольная комиссия по наблюдению за деятельностью органов исполнительной власти. Р.Башардуст (депутат от Кабула, бывший министр планирования) неоднократно указывал на финансовые злоупотребления в парламенте (личные поездки депутатов за рубеж за государственный счет) и неправомерность требований депутатов об увеличении заработной платы членов Национальной собрания, а также об оплате парламентариям из средств бюджета аренды жилья, представительских расходов, счетов за мобильные телефоны и т.п.

Еще одной хронической проблемой афганского парламента является недостаточная дисциплина депутатов, часто приводившая к отсутствию кворума на заседаниях.

Избиратели в целом также остались недовольны работой парламента, что подтверждают результаты опроса населения, проведенного сотрудниками агентства «Би-би-си»: более 80% жителей Афганистана разочарованы деятельностью Национального собрания.

Задействование Х.Карзаем административного ресурса при проведении парламентских выборов маловероятно, учитывая, что для США и их союзников по афганской кампании важнее не формирование пропрезидентского законодательного органа, а недопущение массовых нарушений в ходе голосования, способных еще более подорвать моральный авторитет центральной власти и рикошетом ударить по коалиционным войскам.

52.19MB | MySQL:103 | 0,487sec