Ливан: экономическое сотрудничество с Россией и нефтегазовый закон

Говоря о торгово-экономических связях России и Ливана, необходимо вначале охарактеризовать правовую базу, на которой они строятся.

Основным нормативным актом является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ливанской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве от 31 марта 1995 г. Документ дает взаимное предоставление сторонами режима наиболее благоприятствуемой нации, а также расчеты в свободно конвертируемой валюте.

В апреле 1997 г. во время визита в Москву премьер-министра Ливана  Р. Харири сторонами был подписан еще важный пакет документов, среди которых следует особо выделить следующие соглашения:

·       об избежании двойного налогообложения:

·       о поощрении и взаимной защите капиталовложений;

·       о создании Российско-Ливанской межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству.

Позднее, в марте 1998 г., было подписано еще один весьма значимый документ — Соглашение между Центральными Банками России и Ливана. Кроме того, в тот же период были оформлены протоколы о сотрудничестве между Российским союзом промышленников и предпринимателей и Ассоциацией ливанских промышленников и предпринимателей, а также заключено соглашение между торгово-промышленными палатами двух стран.

Примечательно, что принятие указанных актов не стало обычной формальностью, как это зачастую бывает, а, напротив, явилось результатом заинтересованности Москвы и Бейрута к налаживании эффективного торгового диалога и укреплении обоюдовыгодных экономических связей.

В подтверждение этих слов, напомним, что в ходе последующих визитов Р. Харири в Россию (2001, 2003 г.) и его переговоров с российским руководством ливанским должностным лицом была подтверждена взаимная заинтересованность в дальнейшей активизации двусторонних торгово-экономических отношений.

Каково же на сегодняшний день состояние российско-ливанской торговли?

Стоит заметить, что основные экономические показатели в этой области разнятся из года в год. Приведем статистику в период с 2002 по октябрь 2009 гг. (см. Таблицу).

Подпись:      Год	2002
	2003
	2004	2005	2006
	2007
	2008
	2009
янв.-окт.
	Оборот	246,9	323,1	544,9	245,1	153,2	205,3
	195,9	126,8
Экспорт
	245,9	321,2
	542,5	237,4	142,0	196,4	178,5	115,4
Импорт

	1,0	1,9	2,4	7,7	11,2	8,9	17,4	11,5

Таблица

(млн долл.)

Источник: ФТС России

Как видно из приведенных данных, товарооборот между государствами имеет относительно небольшие объемы и в основном представлен российским экспортом (91% в 2008 г.).

Что касается динамики товарооборота, то в указанный период она характеризуется неравномерностью. Так, начиная с 2002 г., он имел общую тенденцию роста и в 2004 г. достиг наибольшего объема, однако в результате нестабильности социально-экономического положения Ливана произошло значительное сокращение двустороннего товарооборота в 2005 и 2006 гг. В  следующем году данный показатель увеличился, но затем вновь сократился. Тем не менее за 3 квартала 2009 г. товарооборот увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 29%.

Необходимо подчеркнуть, что уменьшение российского экспорта в 2005-2008 гг. в основном произошло за счет снижения объемов поставок из России нефти и нефтепродуктов – основных товаров российского экспорта в Ливан.

Помимо минерального сырья, составляющего порядка 80% всего отечественного экспорта, Ливан закупает целлюлозу, драгоценные металлы, а также в небольших объемах металл и металлоизделия.

Небольшой по объему российский импорт из Ливана состоит в основном из отдельных видов продовольствия (порядка 50%), а также электрооборудования и продукции химической промышленности.

К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время отечественные компании практически отсутствуют на местном рынке услуг и инвестиционных проектов.

Достигнутые в 1999-2001 гг. договоренности не получили развития, несмотря на взаимную заинтересованность в сотрудничестве в энергетической и иных областях. Ливанские инвестиции в России незначительны и в основном ориентированы в торговлю.

Российские организации, в частности «Волгонефтехиммонтаж», «Роснефтегазстрой», «Стройтрансгаз» в разное время  были нацелены в развитии сотрудничества с ливанскими организациями, однако не достигли успеха. Почему?

Пытаясь участвовать в  международных торгах, объявляемых в Ливане, большинство российских компаний сталкивалось с рядом серьезных трудностей.

Например, одним из негативных факторов, препятствовавших успешному участию российского бизнеса в торгах, являлось игнорирование требования прохождения стандартизации в рамках Международной организации стандартизации, что автоматически исключало отечественные фирмы из списка претендентов на стадии прохождения предквалификации в соответствующих министерствах. Кроме того, в некоторой степени сказывалось и отсутствие необходимых финансовых средств у российских предпринимательских структур.

Справедливости ради необходимо заметить, что Москва не стала дожидаться дальнейшей стагнации торговых связей с ливанской стороной, а предприняла конкретные шаги, прежде всего на институциональном уровне.

Была создана специальная организация, которая призвана способствовать развитию торгово-экономического сотрудничества России с арабскими странами, в том числе с Ливаном. Такой «палочкой выручалочкой» стал Российско-Арабский деловой совет (РАДС), первое заседание которого состоялось весной 2004 г. в Бейруте.

Надо сказать, что ливанское руководство положительно отреагировало на данное событие, и тогда же под эгидой Р. Харири прошел первый российско-арабский экономический форум по тематике «Банки и инвестиции», а через несколько месяцев, в сентябре 2004 г., Москвой и Бейрутом был подписан договор о создании в составе РАДС Российско-Ливанского делового совета.

Учтивость и желание сотрудничать ливанской стороны были по достоинству оценены Кремлем. Прежде всего, это относится к участию России в восстановительных работах на территории Ливана.

Напомним, что по просьбе правительства этой арабской страны и в соответствии с Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 26 сентября 2006 г. № 294-СФ отдельный мостовой батальон ВС РФ численностью 308 военнослужащих с 3 октября 2006 г. принимал участие в восстановлении отдельных элементов транспортной инфраструктуры Ливана. Его силами возведено 9 временных мостов грузоподъемностью от 40 до 60 т. Причем, расходы, связанные с использованием российского контингента в Ливане, осуществлялись за счет средств резервного фонда российского правительства.

Каковы же механизмы по дальнейшему экономическому сближению двух стран?

Важным резервом, за счет использования которого может быть обеспечено  развитие российско-ливанских торговых связей, является расширение партнерства как по линии продвижения российской продукции на ливанский рынок, так и путем привлечения взаимных инвестиций.

Для достижения указанной цели сторонам необходимо вести постоянный обмен делегациями и рабочими группами, проводить совместные конференции и семинары, организовывать выставки товаров, представляющих коммерческий интерес для каждой из сторон в отдельности.

Стоит подчеркнуть, что российские перспективы в заключении масштабных сделок с ливанской стороной непосредственно связаны не только с потребностями местного рынка, но и с действиями правительства Ливана по дальнейшей либерализации экономики и имеющимися программами развития ее отраслей.

Отсутствие у Ливана собственной сырьевой базы для развития национальной экономики позволяет рассчитывать на определенные подвижки в плане дальнейшего расширения российского экспорта нефтепродуктов.

Укреплению положения российских компаний на ливанском рынке энергоносителей во многом способствовала бы активизация здесь их инвестиционной деятельности  (капиталовложения  в  производственную  и транспортную инфраструктуру страны, в строительство и эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов в Ливане) и привлечение ливанских партнеров к разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа в России.

До недавнего времени сказанное выше было возможным лишь на российской территории. Однако сегодня и у Ливана де-юре появилась возможность привлекать российских нефтяников и газовиков к разработке собственных недр.

18 августа с.г. в Ливане был утвержден закон, открывающий путь к созданию необходимой правовой базы для соглашений о разделе продукции (СРП) с иностранными компаниями.

Прежде всего, данное обстоятельство существенно минимизирует существующие правовые риски для потенциальных иностранных инвесторов в топливно-энергетический комплекс этого государства.

Кроме того, принятие важного для ливанской экономики нормативного акта позволит стране провести в 2011 г. тендер на разработку предполагаемых месторождений нефти и газа в Средиземном море.

Судя по последним событиям, ливанские власти не стали откладывать свои амбиции в долгий ящик. Сразу после утверждения нефтегазового закона министр энергетики Д. Басиль сообщил, что правительство Ливана вступило в контакт с норвежской фирмой «Petroleum Geo-Services» (PGS), которая предоставила обнадеживающую информацию по нефтегазовым пластам. Ранее американская компании «Noble Energy» сообщала, что запасы газа у берегов Израиля, Кипра и Ливана, оцениваются в 122 трлн куб. ф., а нефти — в 1,7 млрд баррелей.

Остается только запастись терпением и ожидать, какие компании решатся заключить с Ливаном СРП. Возможно, среди «пионеров» окажутся и российские игроки.

Таким образом, проанализировав торгово-экономическое партнерство между Россией и Ливаном можно прийти к выводу, что достигнутые успехи в этой сфере весьма незначительные, а пробелы в двустороннем сотрудничестве довольно внушительные. Однако стороны проделали работу над ошибками и весьма действенными совместными усилиями серьезно принялись заполнять образовавшийся вакуум.

Не исключено, что принятый недавно в Ливане нефтегазовый закон не только внесет положительные коррективы в экономику государства, но и поспособствует налаживанию более тесных связей между Москвой и Бейрутом, ведь зависимому от импорта энергоносителей арабскому государству весьма полезна будет помощь российской стороны в получении сырья с собственных нефтегазовых участков.

52.21MB | MySQL:106 | 0,533sec