Говоря о торгово-экономических связях России и Ливана, необходимо вначале охарактеризовать правовую базу, на которой они строятся.
Основным нормативным актом является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ливанской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве от 31 марта 1995 г. Документ дает взаимное предоставление сторонами режима наиболее благоприятствуемой нации, а также расчеты в свободно конвертируемой валюте.
В апреле 1997 г. во время визита в Москву премьер-министра Ливана Р. Харири сторонами был подписан еще важный пакет документов, среди которых следует особо выделить следующие соглашения:
· об избежании двойного налогообложения:
· о поощрении и взаимной защите капиталовложений;
· о создании Российско-Ливанской межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству.
Позднее, в марте 1998 г., было подписано еще один весьма значимый документ — Соглашение между Центральными Банками России и Ливана. Кроме того, в тот же период были оформлены протоколы о сотрудничестве между Российским союзом промышленников и предпринимателей и Ассоциацией ливанских промышленников и предпринимателей, а также заключено соглашение между торгово-промышленными палатами двух стран.
Примечательно, что принятие указанных актов не стало обычной формальностью, как это зачастую бывает, а, напротив, явилось результатом заинтересованности Москвы и Бейрута к налаживании эффективного торгового диалога и укреплении обоюдовыгодных экономических связей.
В подтверждение этих слов, напомним, что в ходе последующих визитов Р. Харири в Россию (2001, 2003 г.) и его переговоров с российским руководством ливанским должностным лицом была подтверждена взаимная заинтересованность в дальнейшей активизации двусторонних торгово-экономических отношений.
Каково же на сегодняшний день состояние российско-ливанской торговли?
Стоит заметить, что основные экономические показатели в этой области разнятся из года в год. Приведем статистику в период с 2002 по октябрь 2009 гг. (см. Таблицу).
Таблица
(млн долл.)
Источник: ФТС России
Как видно из приведенных данных, товарооборот между государствами имеет относительно небольшие объемы и в основном представлен российским экспортом (91% в 2008 г.).
Что касается динамики товарооборота, то в указанный период она характеризуется неравномерностью. Так, начиная с 2002 г., он имел общую тенденцию роста и в 2004 г. достиг наибольшего объема, однако в результате нестабильности социально-экономического положения Ливана произошло значительное сокращение двустороннего товарооборота в 2005 и 2006 гг. В следующем году данный показатель увеличился, но затем вновь сократился. Тем не менее за 3 квартала 2009 г. товарооборот увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 29%.
Необходимо подчеркнуть, что уменьшение российского экспорта в 2005-2008 гг. в основном произошло за счет снижения объемов поставок из России нефти и нефтепродуктов – основных товаров российского экспорта в Ливан.
Помимо минерального сырья, составляющего порядка 80% всего отечественного экспорта, Ливан закупает целлюлозу, драгоценные металлы, а также в небольших объемах металл и металлоизделия.
Небольшой по объему российский импорт из Ливана состоит в основном из отдельных видов продовольствия (порядка 50%), а также электрооборудования и продукции химической промышленности.
К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время отечественные компании практически отсутствуют на местном рынке услуг и инвестиционных проектов.
Достигнутые в 1999-2001 гг. договоренности не получили развития, несмотря на взаимную заинтересованность в сотрудничестве в энергетической и иных областях. Ливанские инвестиции в России незначительны и в основном ориентированы в торговлю.
Российские организации, в частности «Волгонефтехиммонтаж», «Роснефтегазстрой», «Стройтрансгаз» в разное время были нацелены в развитии сотрудничества с ливанскими организациями, однако не достигли успеха. Почему?
Пытаясь участвовать в международных торгах, объявляемых в Ливане, большинство российских компаний сталкивалось с рядом серьезных трудностей.
Например, одним из негативных факторов, препятствовавших успешному участию российского бизнеса в торгах, являлось игнорирование требования прохождения стандартизации в рамках Международной организации стандартизации, что автоматически исключало отечественные фирмы из списка претендентов на стадии прохождения предквалификации в соответствующих министерствах. Кроме того, в некоторой степени сказывалось и отсутствие необходимых финансовых средств у российских предпринимательских структур.
Справедливости ради необходимо заметить, что Москва не стала дожидаться дальнейшей стагнации торговых связей с ливанской стороной, а предприняла конкретные шаги, прежде всего на институциональном уровне.
Была создана специальная организация, которая призвана способствовать развитию торгово-экономического сотрудничества России с арабскими странами, в том числе с Ливаном. Такой «палочкой выручалочкой» стал Российско-Арабский деловой совет (РАДС), первое заседание которого состоялось весной 2004 г. в Бейруте.
Надо сказать, что ливанское руководство положительно отреагировало на данное событие, и тогда же под эгидой Р. Харири прошел первый российско-арабский экономический форум по тематике «Банки и инвестиции», а через несколько месяцев, в сентябре 2004 г., Москвой и Бейрутом был подписан договор о создании в составе РАДС Российско-Ливанского делового совета.
Учтивость и желание сотрудничать ливанской стороны были по достоинству оценены Кремлем. Прежде всего, это относится к участию России в восстановительных работах на территории Ливана.
Напомним, что по просьбе правительства этой арабской страны и в соответствии с Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 26 сентября 2006 г. № 294-СФ отдельный мостовой батальон ВС РФ численностью 308 военнослужащих с 3 октября 2006 г. принимал участие в восстановлении отдельных элементов транспортной инфраструктуры Ливана. Его силами возведено 9 временных мостов грузоподъемностью от 40 до 60 т. Причем, расходы, связанные с использованием российского контингента в Ливане, осуществлялись за счет средств резервного фонда российского правительства.
Каковы же механизмы по дальнейшему экономическому сближению двух стран?
Важным резервом, за счет использования которого может быть обеспечено развитие российско-ливанских торговых связей, является расширение партнерства как по линии продвижения российской продукции на ливанский рынок, так и путем привлечения взаимных инвестиций.
Для достижения указанной цели сторонам необходимо вести постоянный обмен делегациями и рабочими группами, проводить совместные конференции и семинары, организовывать выставки товаров, представляющих коммерческий интерес для каждой из сторон в отдельности.
Стоит подчеркнуть, что российские перспективы в заключении масштабных сделок с ливанской стороной непосредственно связаны не только с потребностями местного рынка, но и с действиями правительства Ливана по дальнейшей либерализации экономики и имеющимися программами развития ее отраслей.
Отсутствие у Ливана собственной сырьевой базы для развития национальной экономики позволяет рассчитывать на определенные подвижки в плане дальнейшего расширения российского экспорта нефтепродуктов.
Укреплению положения российских компаний на ливанском рынке энергоносителей во многом способствовала бы активизация здесь их инвестиционной деятельности (капиталовложения в производственную и транспортную инфраструктуру страны, в строительство и эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов в Ливане) и привлечение ливанских партнеров к разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа в России.
До недавнего времени сказанное выше было возможным лишь на российской территории. Однако сегодня и у Ливана де-юре появилась возможность привлекать российских нефтяников и газовиков к разработке собственных недр.
18 августа с.г. в Ливане был утвержден закон, открывающий путь к созданию необходимой правовой базы для соглашений о разделе продукции (СРП) с иностранными компаниями.
Прежде всего, данное обстоятельство существенно минимизирует существующие правовые риски для потенциальных иностранных инвесторов в топливно-энергетический комплекс этого государства.
Кроме того, принятие важного для ливанской экономики нормативного акта позволит стране провести в 2011 г. тендер на разработку предполагаемых месторождений нефти и газа в Средиземном море.
Судя по последним событиям, ливанские власти не стали откладывать свои амбиции в долгий ящик. Сразу после утверждения нефтегазового закона министр энергетики Д. Басиль сообщил, что правительство Ливана вступило в контакт с норвежской фирмой «Petroleum Geo-Services» (PGS), которая предоставила обнадеживающую информацию по нефтегазовым пластам. Ранее американская компании «Noble Energy» сообщала, что запасы газа у берегов Израиля, Кипра и Ливана, оцениваются в 122 трлн куб. ф., а нефти — в 1,7 млрд баррелей.
Остается только запастись терпением и ожидать, какие компании решатся заключить с Ливаном СРП. Возможно, среди «пионеров» окажутся и российские игроки.
Таким образом, проанализировав торгово-экономическое партнерство между Россией и Ливаном можно прийти к выводу, что достигнутые успехи в этой сфере весьма незначительные, а пробелы в двустороннем сотрудничестве довольно внушительные. Однако стороны проделали работу над ошибками и весьма действенными совместными усилиями серьезно принялись заполнять образовавшийся вакуум.
Не исключено, что принятый недавно в Ливане нефтегазовый закон не только внесет положительные коррективы в экономику государства, но и поспособствует налаживанию более тесных связей между Москвой и Бейрутом, ведь зависимому от импорта энергоносителей арабскому государству весьма полезна будет помощь российской стороны в получении сырья с собственных нефтегазовых участков.