Мадрид пошел на выплату выкупа «Аль-Каиде»

Можно ли ради освобождения заложников пойти на сделку с террористами? Несмотря на то, что подавляющее большинство стран на словах стыдливо отвергает подобный сценарий, Мадрид в августе, похоже, реализовал его для спасения двух испанцев, 9 месяцев удерживавшихся в заложниках боевиками «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/.

Как известно, трое подданных Испании — Рок Паскуаль, Альберт Вилальта и Патриция /в некоторых СМИ ее называли Алисия/ Гамес — работали на одну из испанских благотворительных организаций и были захвачены боевиками АКМ 29 ноября 2009г. Позднее, уже в марте 2010г., исламисты освободили женщину, оставив мужчин в плену. Более того, не так давно они пригрозили убить пленников в случае, если не будут выполнены их требования. И вдруг — такая неожиданная развязка.

Первыми об освобождении испанцев сообщили СМИ 22 августа. И только затем последовало сверхдипломатичное заявление официального представителя правительства Испании. Он подтвердил освобождение двух соотечественников, заметив, что остальные детали происшедшего действа представит в отдельном заявлении премьер-министр Хосе Луис Родригес Сапатеро. Он также сообщил, что освобожденные испанцы прибыли «живыми и невредимыми» в столицу Буркина-Фасо — Уагадугу.

Заявление Сапатеро действительно последовало, но оно также было предельно лаконичным. Премьер подтвердил сам факт освобождения заложников. Он также поблагодарил за оказанное содействие правительства ряда стран, и в частности, тех, которые находятся в зоне Сахеля. Речь, по всей видимости, шла о Мавритании, Мали и Буркина-Фасо.

Из района Кидаль /Мали/, где пленников удерживали исламисты, их вывели к границе между Буркина-Фасо и Мали. Там и произошла передача заложников посреднику Мустафе Шафи. Последний — советник по вопросам безопасности президента Блэза Компаоре, уроженец Мавритании и ярый оппонент президента Мавритании Мохаммеда ульд Абдель Азиза. В обмен исламисты получили Омара Сахрауи, ранее содержавшегося в мавританской тюрьме.

Ранее, в феврале с.г., Шафи уже выступал в роли посредника при освобождении двух французов, захваченных отрядом АКМ полевого командира Мохтара Бельмохтара. Судя по всему, именно посредник знает все детали сделки по освобождению двух испанцев, на которую был вынужден пойти Мадрид.

Что касается официальных испанских властей, они изначально утверждали, что решили проблему без выплаты выкупа. Иной точки зрения придерживались испанские СМИ. Так, по данным «Эль Мундо» в обмен на освобождение заложников Испания заплатила выкуп в размере 3,8 млн евро, а также добилась от Мавритании выдворения в Мали уроженца этой страны Омара Сида Ахмеда ульд Хаммы /боевой псевдоним — Омар Сахрауи/. Этот боевик АКМ принимал участие в похищении трех испанцев.

В свою очередь «Эль Паис» утверждала, что задержка в 9 месяцев с освобождением заложников образовалась не из-за вопроса платить или не платить, поскольку «все западные страны за исключением Великобритании, сталкивавшиеся с проблемой заложников, выплачивали выкуп, а из-за трудностей, связанных с требованием АКМ освободить ее боевиков, захваченных в Мавритании».

По версии газеты «ABC», сумма выкупа составила от 5 до 10 млн евро. В итоге все остановились на сумме в 8 млн евро. Разноголосица в суммах, как выяснилось позднее, была связана с тем, что выкуп выплачивался по частям начиная с января с.г. Окончательную сумму назвали некие «малийские посредники».

Кстати, в связи с освобождением Патриции Гамес испанская газета «Эль Паис» утверждала, что ценой вопроса тогда были 2 млн евро, выплаченных Испанией. В свою очередь официальный Мадрид утверждал, что ничего не заплатил за освобождение женщины.

Полевой командир Бельмохтар, удерживавший испанцев, вновь прибегнул к требованию освободить своих соратников, арестованных в Мавритании, поскольку прецедент был создан еще в феврале. Тогда он добился в обмен на выдачу француза Пьера Каматта /второй заложник умер в плену/ освобождения четырех боевиков /в том числе двух алжирцев/, содержавшихся в заключении в Мали. И это при том, что официальный Бамако долгое время противился этой сделке.

Мадриду пришлось решать более сложную задачу, чтобы добиться от Нуакшота выдачи Сахрауи, поскольку президент — генерал Мохаммед ульд Абдель Азиз с момента прихода к власти в 2008 году сделал одним из приоритетов своей деятельности борьбу против АКМ.

23 августа АКМ в свою очередь объявила об освобождении двух испанцев, пояснив этот жест тем, что Мадрид удовлетворил некоторые из требований группы. При этом не уточнялось, о выполнении каких требований шла речь.

Вне всех перечисленных сделок оказался только Алжир, выступающий категорически против каких-либо уступок террористам, и тем более — выплаты выкупов. Алжирские власти хорошо знают, что все средства, вырученные террористами в виде выкупов, пойдут на закупки оружия для боевиков АКМ. Как следствие — боевики АКМ расправились с захваченным в заложники алжирским проводником Уаги Бадой, ранее работавшим мелким чиновником и не имевшим никакой ценности в глазах его похитителей. Как констатировала алжирская газета «Либерте», «Алжир, который сделал запрет на выплату выкупов главной целью борьбы, которую он ведет в африканском Союзе и в ООН, оказался одиноким в битве, касающейся всего мира».

Что касается закупок террористами оружия, то, по данным алжирской прессы, через границу с Мали ожидаются поставки стрелкового оружия, боеприпасов, ручных противотанковых гранатометов, и даже американских реактивных гранатометов типа Law. Эти гранатометы стали появляться у действующих в Алжире террористов начиная с 2007г. По имеющимся данным, контрабандисты закупают это оружие в африканских странах, переживших за последние годы вооруженные конфликты.

Ранее, 25 июля, АКМ взяла на себя расправу над 78-летним французским заложником Мишелем Жермано. Убийство было совершено после неудачной силовой попытки освобождения заложника, осуществленной 22 июля военными из Франции и Мавритании на территории Мали, в результате которой были убиты 7 джихадистов. Эта акция вызвала опасения Мадрида за судьбу двух испанских заложников. В послании АКМ от 23 августа исламисты подчеркнули, что освобождение двух испанских заложников должно стать «уроком для французских спецслужб», потерпевших неудачу при попытке освобождения Жермано. Что касается официального Парижа, то он 24 августа подтвердил, что «никогда не вел каких-либо переговоров с АКМ относительно освобождения Жермано». Одновременно французские власти отметили, что испанцы и Жермано находились в плену у разных групп, входящих в АКМ.

Оценивая события, связанные с деятельностью АКМ, многие наблюдатели сходятся во мнении, что она фактически играет на руку США, поскольку своей активностью ведет дело к вооруженному вмешательству «дядюшки Сэма» в этом богатом нефтью регионе. Пока что такому сценарию развития событий противится Алжир. Однако если террористическая активность распространится либо на районы добычи углеводородов, либо атакам будут подвергнуты экспортные трубопроводы либо терминалы, у Алжира не останется аргументов против интернационализации конфликта низкой интенсивности, постепенно разгорающегося в регионе Сахеля. В этих условиях Франция также пытается активно вмешаться в события, чтобы не оказаться у разбитого корыта.

Что касается АКМ, то западное вмешательство в регионе выгодно и для нее, поскольку оно заставит забыть военное поражение, которое эта организация /пусть и в ином обличье/ ранее понесла в Алжире. Кроме того, оно подтвердит идеологический тезис АКМ о том, что правительства стран региона «находятся на службе у Запада».

Еще один заработанный АКМ дивиденд — сугубо политический. Как считает марокканский политолог Мохаммед Дариф, вступив в переговоры с АКМ, западные страны — Австрия, Франция, Италия и Испания — придали этой организации определенную легитимность.

В отношении практики выплаты выкупов за освобождение заложников хочется заметить, что в этом вопросе не может быть трафаретных и однозначных решений. Каждый случай может и должен решаться по-особому с учетом того, что нет ничего дороже человеческой жизни, и с учетом того, что в ряде случаев вину за захват заложников должно разделить государство, не сумевшее защитить их. Ведь никто не может, например, упрекнуть Израиль в том, что он непоследовательно борется с терроризмом. Однако эта борьба не мешает ему вести работу — а по сути дела торг — по освобождению того же Гилада Шалита. Равно также никто не может упрекнуть и те общественные организации и частные лица в России, которые выкупали российских солдат, оказавшихся в плену у чеченцев.

52.3MB | MySQL:103 | 0,471sec