США-Судан: стратегические партнеры

Похоже, что после опубликования секретных документов о войне в Афганистане американцев ждут новые потрясения. Газета «Вашингтон пост» начинает публикацию материалов в отношении связи ЦРУ США и Национальной службы разведки (НСР) Судана. Анонимные источники издания из числа бывших сотрудников американской разведки утверждают, что полномасштабное сотрудничество между ними существовало еще до прихода к власти администрации Клинтона и непрерывно продолжается до сих пор. И это несмотря на все санкции, тесные контакты У.бен Ладена с Хартумом, и бомбардировки «химических заводов» в стране ВВС США.

Более того, американские инструкторы до сих пор активно тренируют своих суданских коллег. Если судить по набору дисциплин, речь идет о полномасштабной подготовке сотрудников суданских спецслужб, что называется фактически с «нуля». Им преподаются основы агентурных операций, методы проверки, наблюдения и контрнаблюдения, основы тайниковых операций, подбора конспиративных квартир, а также способы накопления информации на электронных носителях и моментальная передача их в центр. Последнее крайне любопытно, поскольку подразумевает передачу суданцам современных передающих устройств и использование американских средств приема этих данных. Суданцы подобными станциями просто не располагают. В этой связи еще раз вспомним о том, что в Хартуме находится самая мощная в Африке станция радиоэлектронной разведки США, а также самая большая резидентура спецслужб в регионе Восточной и Центральной Африки.

Американцы учили суданцев также основам радиоэлектронной разведки, использования Интернета для связи с агентурой, а также готовили не только оперативников – «полевиков», но и офицеров штаба. Все тренинги проходили не на территории Судана и являлись строгим секретом даже для руководства американской дипмиссии в Хартуме. По некоторым данным, свою территорию для этого предоставляла Эфиопия. При этом есть основания полагать, что американцы работали со своими партнерами и на самой территории Судана, правда не столь долго. То есть, другими словами, американские спецслужбы проводили (и проводят) тайную долгосрочную операцию, грубо нарушая при этом все решения своего правительства и режим экономических санкций. Классическая ситуация, когда нельзя, но очень надо. Собственно спецслужбы для того и созданы, чтобы выполнять грязную работу, нарушая при этом все принципы международного права и официальную позицию собственного правительства. Для того чтобы их соблюдать, создан МИД. Так, что сам факт сотрудничества с «правительством радикальных исламистов» по вопросам безопасности вызывает шок только у правозащитников, что для США, тем не менее, более чем достаточно для организации хорошего скандала накануне выборов в Конгресс.

Почему для ЦРУ США сотрудничество с суданцами являлось вопросом принципиальным и продолжалось такое количество времени, тоже понятно. Суданские спецслужбы являлись бесценным источником развединформации по темам борьбы с глобальным исламским террором. Именно той агентурной информации, дефицит которой так остро ощущает сейчас американское разведсообщество. По этой причине, все директора ЦРУ США, меняя друг друга на этом посту, регулярно отстаивали перед очередным президентом важность и необходимость сотрудничества с суданцами. По оценкам нынешнего координатора всех суданских силовиков, бывшего главы разведки С.Гоша, «мы предоставляли американцам очень важную развединформацию, значение которой трудно переоценить». Обратим на это высказывание внимание, поскольку это не пустые слова.

Поясним. Именно по каналам обмена развединформации от суданцев в ЦРУ США поступила заблаговременная информация о подготовке проведения «Аль-Каидой» терактов 11 сентября с.г. Это именно тот момент, который потом получил не слишком шумное освещение в американских СМИ. Вопрос здесь только один: почему американцы не отреагировали должным образом? Есть две версии. Первая – они не поверили в глобальность замыслов исламистов. Вторая – подвела обыкновенная бюрократия и нерасторопность. Постараемся озвучить еще одну. Американцы просто не успели должным образом отреагировать, так как полученные данные носили общий характер без конкретной привязки к объекту. Небоскребы – «близнецы» просто не фигурировали в качестве целей. Если верить тому же С.Гошу, речь шла о других объектах атаки, и они как раз благодаря суданцам и были «прикрыты». То есть исламисты сработали «с колес» и нанесли удар по «резервным целям». Получается, что суданцы предупредили о замысле, возможных целях, но ничего не знали об исполнителях. Это выглядит логично, поскольку атаку готовила саудовская ячейка организации, что подразумевало компактность и конспиративность. Несмотря на «размытость», информация о резонансных терактах была очень ценной. Она позволяла – во-первых, понять, что теракты против целей в США готовятся в принципе; во-вторых, — определить примерный круг целей. И то, что американцы не смогли адекватно на нее отреагировать – это следствие их бюрократизации и неэффективности системы безопасности, не более того. Нынешняя тактика террористов не позволяет получать более точную информацию ни о конкретных целях, ни о персоналиях. Необходимо в этой связи выстраивать систему превентивных мер общего характера, что подразумевает четкое разделение зон ответственности с единым ситуационным центром и командиром. В какой-то степени уроки 11 сентября были учтены, и в США была введена система «светофора», каждый из цветов которого не просто сигнализирует о степени угрозы, но и автоматически вводить в действие механизмы каждого оперативного подразделения или муниципалитетов.

Ценность суданских спецслужб в качестве поставщика оперативной информации объясняется тем фактом, что выходцы из этой страны являются своеобразной «пехотой» многочисленных благотворительных исламских фондов из КСА и ОАЭ, которые являются основными поставщиками финансов для исламистов и рекрутирования добровольцев для «горячих точек». Это создает прекрасную оперативную базу, которой у американцев просто нет. Это сейчас в равной степени относится и к Ираку, и к Афганистану, что для США жизненно важно. Более того, после истории с терактами 11 сентября у американцев нет больше повода сомневаться в искренности суданских партнеров.

Превращение Судана в 90-х гг. в центр «зеленого интернационала» и проведение в Хартуме многочисленных съездов и собраний исламистов являлось для Вашингтона оптимальной возможностью получать информацию о состоянии исламистского движения в разных частях мира фактически в режиме «он-лайн». Это особенно отмечает С.Гош, и как представляется, он не преувеличивает.

Еще одна сфера сотрудничества – это отличные оперативные позиции суданцев в ХАМАС, что превращает суданские спецслужбы в прекрасных посредников для переговоров и консультаций. Ну и конечно, иранская экспансия в Африке тоже в Вашингтоне не остается без внимания.

Все это делает Хартум незаменимым партнером для американцев, и долгосрочность операции ЦРУ США это подтверждает. И оживление темы «геноцида» со стороны Госдепартамента США, который вообще ничего не знал об операциях ЦРУ в Судане, на самом деле знаменует собой борьбу за выбор дальнейшего пути американской внешней политики в исламском мире. Либо это будет упрямая принципиальность себе во вред, либо превалирование целесообразности над гуманизмом. И попытки сейчас сместить спецпосланника США по Судану С.Грейшена это не только борьба амбиций, сколько отзвуки этой борьбы. Борьбы между силовиками – практиками (остается только догадываться, насколько сильна та прослойка руководства, которая сделала себе карьеру на этой долгоиграющей операции и не желает рубить голову курице, которая несет им «золотые яйца») и демократами в Конгрессе и Госдепартаменте США.

62.84MB | MySQL:102 | 0,532sec