Россия и Саудовская Аравия: динамика энергетического партнерства и создание нормативной базы

Укрепление дружественных отношений с арабскими странами всегда было одним из приоритетов российской внешней политики. Стремительно развивающаяся экономика Саудовской Аравии привлекает российских инвесторов возможностью выйти на рынок, занимающий серьезные позиции в мировой иерархии.

Королевство является крупнейшим свободно-экономическим рынком на Ближнем Востоке, в дополнение к этому обладая более 25% всех мировых запасов нефти. Кроме того, страна предоставляет самые низкие цены за энергоснабжение инвестиционных проектов, что делает ее идеальным местом для сделок, зависящих от потребления энергии.

В свою очередь, Эр-Рияд готов принимать у себя иностранных бизнесменов и инвесторов, так как он нуждается в современных технологиях, которые соответствовали бы уровню экономического развития государства.

Для этого Саудовским улемам пришлось кардинально пересмотреть действовавшие ранее в королевстве религиозные ограничения относительно нормотворчества и признать, что положения принятого недавно коммерческого законодательства не противоречат исламу.

Справедливости ради заметим, что ныне действующая договорно-правовая база, регламентирующая предпринимательские отношения Москвы и Эр-Рияда, весьма ограничена, что в определенной степени затормаживает поступательное развитие плотных и обоюдовыгодных двусторонних  связей.

Пожалуй, можно лишь назвать документ с довольно длинным названием — Генеральное соглашение о торгово-экономическом, инвестиционном, научно-техническом, культурном, спортивном и молодежном сотрудничестве между правительствами Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия 1994 г. и Конвенцию об избежании двойного налогообложения доходов и капитала 2007 г.

Последний документ был подписан сторонами в рамках первого в истории официального визита главы российского государства в Саудовскую Аравию, состоявшегося 11-12 февраля 2007 г. Поездка В.В. Путина в компании с представителями крупного отечественного бизнеса и государственных структур была направлена прежде всего на то, чтобы содействовать скорейшему созданию базы двустороннего взаимодействия.

Издаваемая в Лондоне  газета «Аш-Шарк аль-Аусат» подчеркивала, что визит российской весьма представительной делегации в Саудовскую Аравию станет «сильным толчком», как и «визит наследного принца Абдаллы четырехлетней давности», подвигающим вперед отношения между обеими странами.

Напомним, что в 2003 г. состоялся первый в истории российско-саудовских связей визит Наследного принца Абдаллы в Москву. По его итогам, арабские эксперты подчеркивали, что в условиях, когда Эр-Рияд движется по пути диверсификации своих внешнеэкономических связей, Россия может стать для него широким полем для взаимодействия, однако при условии, что обе стороны смогут найти объединяющие их сферы. Такими направлениями явились нефтепромышленность и энергетика.

Вскоре после подписания соглашения о сотрудничестве в области нефти и газа в сентябре 2003 г., предусматривающего участие в совместных бизнес-проектах на территории обеих стран, сторонами был запущен масштабный проект по освоению саудовских недр.

26 января 2004 г. компания «Лукойл Оверзиз» выиграла тендер по разведке и разработке месторождений природного газа на Блоке А, расположенным в центральной части пустыни Руб эль-Хали. Российская компания получила право заключить с правительством Саудовской Аравии соответствующий контракт на 40 лет, который, помимо прочего, предусматривал создано совместного предприятия с государственной нефтяной компанией «Saudi Aramco», в котором «Лукойл Оверсиз» станет оператором проекта.

В феврале 2007 г. учрежденный таким образом «LUKSAR» («Лукойл Оверсиз» (80%) и «Saudi Aramco» (20%) объявил об открытии месторождения углеводородного сырья по результатам глубокого разведочного бурения на структуре Тухман.

Через месяц в саудовском г.Дахран был заключен контракт на сумму более 100 млн долларов между «Стройтрансгазом» и  «Saudi Aramco» на строительство нефтепровода «Шейба-Абкайк», протяженностью  более 200 км.

Повышению уровня существующего партнерства в указанных областях был посвящен второй официальный визит первого лица Саудовской Аравии в Москву 21-23 ноября 2007 г, в процессе которого стороны, предметно обсудив тему стабильности рынка нефти в контексте состояния мировой экономики, подтвердили свое стремление к активизации двустороннего сотрудничества в торговой, инвестиционной, энергетической сферах.

Позднее страны продолжили данный диалог уже на арабской территории в рамках саудовско-российского бизнес-форума и выставки «Новые возможности для торгово-промышленного сотрудничества», состоявшейся в г. Джидде в 2009 г. с целью диверсификации экономического и инвестиционного сотрудничества между рынками Саудовской Аравии и России, а также включения «зеленого света» предпринимателям обеих стран для новых соглашений.

В частности, менеджмент «Лукойла» отметил, что саудовский проект, являясь первой и пока единственной сделкой компании на территории Саудовской Аравии, полностью соответствует инвестиционным критериям и, если все пройдет успешно, то российские нефтяники будут стремиться расширить свое присутствие на местном рынке.

По итогам прошедшего летом этого года очередного заседания совместной Межправительственной Российско-Саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, министр энергетики С.И. Шматко заявил, что не только «Лукойл», но и другие российские компании будут иметь возможность в честной конкурентной борьбе принять участие в реализации крупных инфраструктурных проектах, которые планируются в настоящее время на территории Саудовской Аравии.

Правительство последней объявило масштабные программы, рассчитанные до 2020 г. с объемом вложений порядка 300 млрд долларов в различные проекты в сфере энергетики.

Кроме того, министр сообщил, что в ближайшее время будет доработано и подписано двустороннее соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее – проект Соглашения), по подготовке которого Минэкономразвития России активно ведет консультации с саудовской стороной.

На одном из последних раундов переговоров, состоявшемся в 2008 г. в Эр-Рияде, экспертам двух стран удалось существенно улучшить текст документа по сравнению с вариантом, обсуждавшимся в рамках предыдущих встреч.

Какие же положения проекта Соглашения принципиально не устраивают стороны?

Среди них нормы, касающиеся режима инвестиций, экспроприации, перевода платежей, применения соглашения во времени, порядка урегулирования споров между инвестором и государством, принимающим инвестиции.

В частности, саудовская сторона предлагает прописать в проекте Соглашения положения, гарантирующие полный и безусловный национальный режим инвесторам в отношении осуществления любых видов деятельности в связи с их капиталовложениями.

Со своей стороны российская сторона считает данный подход неприемлемым, поскольку он не учитывает существующие в российском законодательстве ограничения на деятельность иностранных инвесторов на территории России.

В этой связи каждой из сторон предлагается предоставлять национальный режим иностранным инвесторам с учетом тех изъятий, которые зафиксированы в их законодательстве.

Еще одним примером положения проекта Соглашения, по которому эксперты двух стран никак не могут окончательно снять разногласия, является статья об экспроприации капиталовложений инвесторов. В чем причина?

Саудовские специалисты настаивают на предоставлении инвесторам режима наибольшего благоприятствования в отношении всех вопросов, связанных с возможной экспроприацией их капиталовложений (порядок и размер компенсации при экспроприации капиталовложений, расчет процентов в случае задержки выплаты компенсации и т.д.).

Российские эксперты считают более обоснованным в данном случае применение в отношении иностранных инвесторов такого порядка возмещения ущерба, причиненного их капиталовложениям вследствие экспроприации, который бы гарантировал полную компенсацию такого ущерба и не зависел бы от суммы компенсаций, выплачиваемой инвесторам других стран (с учетом того, что такая компенсация может быть ниже реальной рыночной стоимости экспроприированного имущества).

Со своей стороны заметим, что позиция России базируется на подходах, принятых в мировой практике.

Справедливости ради заметим, что пока стороны ищут юридический статус-кво в вопросе привлечения капиталовложений, российско-саудовское сотрудничество в сфере внешнеэкономических отношений в последние годы неуклонно развивается. Товарооборот между странами за ряд последних лет характеризуется следующими показателями см. Таблицу).

Таблица

(млн долл.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

янв.-сен.

Экспорт

209,6

138,2

229,5

272,7

426,5

466,0

264,5

Импорт

2,2

5,5

4,7

6,4

10,5

22,7

20,7

Товарооборот

211,8

143,7

234,2

279,1

437,0

488,7

285,2

Источник: ФТС России

Как видно из приведенной статистики, по итогам 2008 г. объем товарооборота между Россией и Саудовской Аравией увеличился на 10,6% по сравнению с 2007 г., составив 488,7 млн долларов. Вследствие мирового финансово-экономического кризиса товарооборот между станами за 3 квартала 2009 г. сократился на 17,5% по сравнению с тем же периодом в 2008 г. Однако, судя по сегодняшнему хозяйственному взаимодействию двух государств, по итогам текущего года можно с уверенностью ожидать заметного возрастания данного показателя.

Таким образом, проанализировав эволюцию коммерческих отношений Москвы и Эр-Рияда в топливно-энергетическом секторе на современном этапе, становится совершенно очевидным, что она имеет не только декларативную положительную тенденцию, но и подкреплена реальными сделками, за которыми неминуемо последуют еще более крупные проекты. Как только сторонами будет подписан документ, предоставляющий правовые гарантии потенциальным иностранным инвесторам, поток российских денежных средств в ведущие сферы экономики Саудовской Аравии существенно возрастет.

52.24MB | MySQL:103 | 0,719sec