Ситуация в Алжире: август 2010 г.

В августе у причала Английской набережной в Санкт-Петербурге несколько дней находился малый десантный корабль /МДК/ ВМС Алжира «Калаат бен Рашид». И хотя командование корабля отказалось назвать журналистам цель визита, его связали с подготовкой к отправке заказчику — ВМС Алжира — двух дизель-электрических подводных лодок проекта 636 /по классификации НАТО — «Кило»/, построенных на «Адмиралтейских верфях». Первая из них была передана ВМС Алжира в марте 2010 года, вторая — 27 июля. Обе они под алжирскими флагами в период визита МДК находились неподалеку от причала Английской набережной — у причала «Адмиралтейских верфей».

По существующей практике, подводные лодки после передачи инозаказчику совершают переход в пункт постоянного базирования в сопровождении надводных боевых кораблей. Не исключено, что МДК заходил в Санкт-Петербург именно с такой миссией.

В настоящее время на «Адмиралтейских верфях» проходит ремонт еще одна подлодка типа «Кило» — проекта 877ЭКМ, из числа двух, ранее поставленных Алжиру. Не исключено, что ремонт и модернизация этих двух субмарин связаны с установкой на них противокорабельных комплексов «Клаб-С».

ВМС Алжира после реализации программ строительства новых и модернизации имеющихся подводных лодок будут располагать четырьмя субмаринами типа «Кило», основными достоинствами которых являются высокая акустическая скрытность, большая дальность обнаружения целей, высокий уровень автоматизации управления, быстродействие и мощность бортового оружия, главным элементом которого является ракетный комплекс «Клаб-С».

Высокая эффективность ракетного комплекса «Клаб-С» обеспечивается специализированными боевыми средствами — тремя типами различных по назначению ракет: противокорабельными и противолодочными ракетами, а также ракетами для поражения наземных целей. Возможность ввода в полетное задание крылатых ракет «Клаб» пунктов поворота маршрута обеспечивает скрытый подход к заданному объекту поражения в обход островов и зон ПВО и нанесение удара с любого направления. В зависимости от типа ракеты масса головной части может составлять от 200 до 450 кг, дальность полета — до 275 км, высота при сближении с целью — 5 — 10 метров, глубина поражения подводных лодок — до 800 метров.

В августе достаточно много событий произошло на антитеррористическом фронте.

В начале августа в провинции Тизи-Узу, где традиционно действуют боевики «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/, посетил командующий 1-го военного округа генерал Абделькадер Бузакруфа. Как писала в связи с этим визитом газета «Либерте», генерал должен был «взбодрить» вверенные ему войска с тем, чтобы они более эффективно участвовали в антитеррористических действиях. За 10 дней, предшествовавших этому визиту, в провинции было зафиксировано 4 теракта, в том числе один — с применением боевика-смертника. И по оценке «Либерте», ситуация в этом районе «не перестает ухудшаться».

18 августа алжирские СМИ сообщили, что 3 военнослужащих погибли, 4 получили ранения в результате подрыва взрывного устройства на автодороге в районе городка Баглия в 90 км к востоку от Алжира при прохождении по ней армейской автоколонны. После подрыва взрывного устройства боевики обстреляли колонну из стрелкового оружия. Официальные источники ничего не сообщили об этом нападении. Этот теракт стал первым в Алжире с момента начала рамадана 11 августа. 6 августа группа неизвестных расстреляла из стрелкового оружия мэра Баглии. Окрестности этого городка считаются одним из мест базирования формирований АКМ.

28 августа алжирские СМИ сообщили, что в ходе антитеррористической операции, проводившейся алжирскими силами безопасности в провинции Тизи-Узу /110 км к востоку от Алжира/ военным удалось уничтожить 7 вооруженных исламистов. Также в провинции Тизи-Узу еще три боевика были уничтожены военными двумя днями ранее.

Алжирские СМИ, а значит, и алжирские власти, крайне негативно отреагировали на сообщения о том, что Мадрид ради освобождения двух испанских заложников выплатил выкуп боевикам АКМ /подробнее об этой истории смотрите в статье «Мадрид пошел на выплату выкупа «Аль-Каиде», опубликованной на нашем сайте 31 августа/, удерживавшим своих пленников на одной из баз в Мали. Как писала в этой связи алжирская газета «Ле Тан», «на этом рынке только Алжир не участвует в торге, поскольку деньги, выплачиваемые в виде выкупа, пойдут на закупки новых вооружений для АКМ».

По оценке алжирских СМИ, операция по освобождению заложников, в которой приняли участие спецслужбы ряда стран Северной Африки и Сахеля, подрывает региональное сотрудничество в борьбе против терроризма. Так, газета «Либерте» считает, что этот шаг поставил под сомнение необходимость развернутого в алжирском городе Таманрассет совместного операционного штаба, учрежденного 21 апреля с.г. Алжиром, Мали, Мавританией и Нигером с целью координации усилий по борьбе с терроризмом после встречи начальников Генеральных штабов стран региона. В этой связи Алжир потребовал созвать аналогичную встречу еще раз. Однако, похоже, с этим согласны не все страны. Поэтому пока дата такой встречи не определена.

Алжир также негативно отреагировал на совместную попытку военных из Франции и Мавритании совершить налет на базы АКМ в северной части Мали. По мнению Алжира, только страны региона должны участвовать в подобных операциях.

Несколько заметных событий августа было связано с проберберскими политическими партиями — Фронтом социалистических сил /ФСС/ и Объединением за культуру и демократию /ОКД/, традиционно находящимися в оппозиции действующим алжирским властям. Первый секретарь ФСС Карим Таббу объявил на пресс-конференции в Алжире новый состав Национального секретариата партии. В него вошли 22 человека /раньше было 20/. 8 человек впервые вошли в состав этой структуры. В то же время из нее были выведены Камельеддин Фекхар и Хаким Аддад, долгое время влиявшие на принимаемые ФСС решения.

По убеждению Таббу, «мужчины и женщины этой страны /Алжира/ живут в тюрьме». В подтверждение такого вывода он напомнил «меры, принятые властями против свободного перемещения ученых, запрет на сотрудничество коммун с зарубежными муниципалитетами, ограничения для чиновников на контакты с гражданским обществом, отказ в легализации новых политических партий». По его оценке, политические партии страны оказались «в узком пространстве между близким к восстанию населением и спецподразделениями полиции, призванными не допустить массовых выступлений».

В августе новое развитие получила длительная междоусобица с участием ФСС и ОКД, имеющими прочные позиции в Тизи-Узу и других регионах с преимущественно берберским населением. Она началась много лет назад, и во многом была связана с тем, что руководство ФСС, склонное к «чистой демократии», было готово к определенным компромиссам с исламистами, в то время как ОКД всегда выступало со светских позиций.

На сей раз конфликт возник из-за желания одной из религиозных ассоциаций построить мечеть в деревне Агриб /Тизи-Узу/, жители которой воспротивились этому намерению. ФСС в данном случае приняла сторону религиозной ассоциации. Со своей стороны ОКД обрушилась с гневной критикой на ФСС, назвав ее «псевдо-социалистической», стремящейся «за спинами крестьян возродить процесс Сент-Эгидио» /в этом населенном пункте в Италии в свое время прошла встреча представителей ныне запрещенного в Алжире Исламского фронта спасения и ряда других партий, допускавших взаимодействие с исламистами/.

В августе президент АНДР Абдельазиз Бутефлика заменил командующих трех из шести военных округов. 3-й военный округ возглавил генерал Моханд-Амезиан Си-Моханд, 4-й военный округ — генерал Хассен Алаймия, 5-й военный округ — генерал Саид Зиад. Они сменили отставленных с занимавшихся ранее постов генералов Мустафу Шакура, Рашида Гуэттафа и Нуреддина Хамбли. В этих же округах были заменены и заместители командующих. Подобные перестановки, скорее всего, свидетельствуют об определенном недовольстве Бутефлики результатами борьбы военных с террористами.

В начале августа на траверсе Алжира после 5-месячной вахты в Персидском заливе остановился десантный корабль ВМС США «Нассау» с кораблями охранения. В ходе стоянки с этим кораблем водоизмещением свыше 30 тысяч тонн ознакомились представители командования Национальной народной армии /ННА/ Алжира. Эти смотрины, как представляется, следует связать с планами командования ННА закупить для ВМС страны один — два универсальных десантных корабля. Алжир, как и Россия в аналогичном вопросе, до сих пор выбирал между проектами, предлагавшимися Францией, Испанией и Голландией. Не исключено, что в этот список могут войти и США.

62.84MB | MySQL:102 | 0,519sec