Пакистан: экс-президент П.Мушарраф — возвращение во власть?

Катастрофическое наводнение в Пакистане принесло не только бесчисленные людские жертвы, материальные потери и сильнейший экологический урон региону, но и много политических новостей. В их числе заявление бывшего генерала-президента Исламской Республики Пакистан Первеза Мушаррафа о его намерении вернуться в страну и принять участие в ближайших выборах — страна наполнилась слухами о возможном приходе к власти военных.

«Генерал Мушарраф не стремится к личной власти, он только собирается служить Пакистану», — такими заголовками пестрели пакистанские и международные СМИ статьи в середине сентября.

Формальным поводом стало его интервью британским средствам массовой информации о выделении 200 миллионов рупий для строительства палаточных лагерей для пострадавших от наводнения людей и одновременно об обвинении нынешних властей Пакистана в нецелевом использовании донорских средств.

Официальной формулой возвращения в страну П. Мушаррафа станет участие недавно созданной им партии Всепакистанская мусульманская лига/All Pakistan Muslim League/ APML в местных, парламентских и президентских выборах. Основная цель новой партии, по заявлению того же Мушаррафа, — «урегулировать кризис, с которым столкнулся Пакистан».

Экс-президент заявил, что «у него есть хороший шанс на победу на следующих президентских выборах», которые должны состояться в 2013 г. Согласно Конституции ИРП, выборы президента проводятся каждые пять лет.

Генерал П. Мушарраф пришел к власти в результате бескровного военного переворота 9 октября 1999 г., свергнув премьер-министра Наваза Шарифа и введя в стране режим чрезвычайного положения. В первый раз генерал выиграл президентские выборы в 2002 г., занимая при этом пост начальника штаба сухопутных войск; во второй — в 2007 г., но уже в августе 2008 г. под угрозой импичмента подал в отставку и в настоящее время практически постоянно проживает в Лондоне.

Отвечая на вопрос журналиста, уверен ли он, что станет следующим президентом Пакистана, экс-генерал-президент ответил: «Нет, я не могу быть уверен, но я думаю, что есть хорошие шансы для моей победы на политической арене… но лучше пытаться и упасть, чтобы «вытащить и поднять нацию из «темноты», чем не предпринимать никаких попыток».

«Мы должны показать свет, мы должны показать альтернативу или жизнеспособную альтернативу, народ Пакистана получит определенную уверенность. Он потерял надежду. Это жалкое положение».

П. Мушарраф также высказал опасения, что деньги, пожертвованные мировым сообществом на ликвидацию последствий разрушительного наводнения в Пакистане, могут в конечном итоге не дойти до народа и просто потеряться из-за коррупции.

В настоящее время П. Мушарраф занят формированием новой политической партии с целью возвращения к политике. «Настало время, когда мы должны представить новую политическую культуру, которую может принять Пакистан, идя вперед по демократическому пути».

Официальные лица в Исламабаде подтвердили, что «господин Мушарраф подал заявку на регистрацию новой партии, которая начала официальную публичную кампанию по набору персонала с целью привлечения массового членства и в скором времени проведет митинги по всей стране», хотя информация о формировании П. Мушаррафом собственной партии появилась еще весной с.г.

Пресс-секретарь Всепакистанской мусульманской лиги /All Pakistan Muslim League (APML) пояснил, что движение призвано проложить путь к возвращению бывшего президента Мушаррафа в Пакистан.

Отставной генерал отдает себе отчет в том, что «если он вернется в страну, то столкнется с несколькими судебными процессами, а также с риском быть убитым».

Несколько судебных дел были возбуждены против П. Мушаррафа вскоре после того как он покинул Пакистан. Наиболее значительными были обвинения, выдвинутые специальной комиссией ООН, созданной в связи с фактом гибели экс-премьера Беназир Бхутто в декабре 2007 г. «Комиссия установила, что президент Первез Мушарраф и его правительство были виновны в ее смерти, поскольку меры для обеспечения безопасности участников митинга в Равалпинди, где и произошло убийство, были недостаточными».

В свою очередь, П. Мушарраф заявил, что «ответит на все обвинения, выдвинутые против него». Он подверг критике доклад, подготовленный ООН, возложив всю вину на правительство его страны за то, что оно не приняло адекватных мер. «Это я предупредил ее (Б. Бхутто. – Н.З.) об угрозе. Я был тем, кто отговаривал ее от поездки в назначенное место, один раз она отказалась, но впоследствии решила поехать еще раз», — заявил бывший глава государства.

Официальный Исламабад незамедлительно дал комментарии о заявлении П. Мушаррафа, и, как писала пакистанская газета The Nation, «премьер-министр Сайед Юсуф Раза Гилани саркастически ясно дал понять, что если бывший президент Пакистана Первез Мушарраф вернется в Пакистан, он будет тепло встречен Главным судьей Верховного суда Пакистана»… в настоящий момент страна переживает жесточайшее испытание… и мы не хотим пустить под откос завоевания демократии любой ценой», — заявил он.

Наиболее агрессивным критиком действий экс-президента является оппозиционный лидер Наваз Шариф, который настаивает на обвинении П. Мушаррафа в государственной измене.

Тем не менее слова экс-президента П. Мушаррафа о возвращении в Пакистан подняли много вопросов в самой стране, и многие восприняли их как сигнал к военному перевороту и возврату армии к власти.

Сам же Первез Мушарраф «намерен вернуться в Пакистан, как только будет объявлена дата следующих выборов», — заявил Мохаммад Али Саиф, представитель APML.

Многие аналитики полагают, что заявления подобного рода экс-главы государства имеют под собой основания, и, как отмечает зарубежная пресса, «бывший генерал имеет влиятельных союзников в военных кругах Пакистана, которые не прочь были бы видеть его возвращение». И дело не столько в прямом захвате власти военными, сколько в пошатнувшихся позициях военных или отставных военных в крупных бизнес-проектах, от которых они сегодня отлучены.

Мягкое вхождение военных во власть через новую политическую структуру APML не потребует нарушения демократической структуры современной власти в стране, а станет ее логическим развитием.

Военная стратегия П. Мушаррафа неоднократно приносила свои положительные результаты и в переговорах с боевиками, и в военных конфликтах на пакистано-индийской границе и т.д., но далеко не все социально-политические проекты ему удавались; и блестящее командование армией не гарантирует столь же безупречного руководства страной.

62.82MB | MySQL:102 | 0,529sec