Судан: подготовка к большому торгу

Последний саммит по Судану в рамках прошедшей Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке похоже окончательно расставил все точки на «i» в вопросе будущих результатов референдума о независимости Юга. В общем, сессия, на которой присутствовали все международные «тяжеловесы», оказывающие влияние на процессы в этой африканской стране, была необходима для того, чтобы солидаризировано дать понять Хартуму о том, что судьба Южного Судана уже решена и без всякого референдума. Это в принципе эзоповым языком выразил президент США Б.Обама, а потом было озвучено совершенно конкретно в кулуарах и во время двухсторонних консультаций. Реакция Хартума в принципе была предсказуемой: суданцы просто так такие вопросы пропустить не могут, даже если понимают, что всю их очевидность. Эта одна из характерных особенностей их национального менталитета, который, увы, не всегда учитывается западниками.

Вот и сейчас суданские руководители решили «хлопнуть дверью». Спустя день после того, как все присутствующие вздохнули с облегчением и чувством выполненного долга от «неприятной работы», министр информации Судана Камаль Обейд огорошил всех спонсоров и южносуданцев, заявив, что сразу же после провозглашения независимости все южане, проживающие на Севере, автоматически перестают быть гражданами Судана и становятся гражданами другого государства. Если конкретнее: «Они не могут больше пользоваться правами граждан, их выгодами и правом на работу. Им не будет позволено торговать и покупать на хартумском рынке, пользоваться услугами здравоохранения, в том числе проходить стационарное лечение в госпиталях». Заявление это было сделано не в кулуарах, а по центральному суданскому радио, что подразумевает непреложный факт озвучивания официальной позиции, а не личного мнения. Реакция из Джубы последовала несколько растерянная и была озвучена администратором Абъея Д.Аропом, который сказал, что такое положение дел «недопустимо» и противоречит условиям Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС). Председатель Счетной комиссии будущего референдума Л.Лоль заявил в свою очередь, что «заявления федерального суданского министра ставят под угрозу дискуссии о будущем Судана» в принципе, и о планируемых дискуссиях по вопросам «цивилизованного раздела». Он имел ввиду те дискуссии о разделе государственного долга, водных ресурсов Нила и вопросов безопасности, которые сейчас проходят между представителями Партии национального конгресса (ПНК) и Суданского народно-освободительного движения (СНОД) под эгидой руководства Афросоюза.

Джубу можно понять. В настоящее время только по официальным данным переписи на Севере постоянно проживают 500 тыс. выходцев из Южного Судана, которые переехали в эти районы в основном в последние два года. По неофициальным данным, южносуданцев насчитывается в четыре раза больше. Мы не случайно отметили «последние два года», так как это уже было время действия ВМС и функционирования правительства национального единства. Не будем обманывать ни себя, ни других и откровенно скажем, что прирост этих перемещенных лиц произошел точно не за счет членов семей южносуданских министров и чиновников этого правительства, а за счет массового перемещения населения, которое просто выбирало для себя более комфортные условия проживания. Упоминание о возможности «торговать на рынке», что немного дико звучит для уха европейца, для Судана (как впрочем, и для любой восточной страны) далеко не случайно. Это вопрос для южносуданского населения принципиально важный, так как говорить о справедливом распределении получаемых от нефти доходов со стороны южносуданских правителей не приходится ни сейчас, ни в дальнейшем.

Джуба попыталась отреагировать адекватно, заявив устами спикера своего парламента А.Гаранга, о том, что «Север забывает о 6 млн северосуданских пастухов, которые перегоняют на юг и обратно свои мелкие стада иногда по 25 голов через 1500 км границы с Югом». При этом он сразу же оговорился «о невозможности поступить с ними также, как Хартум планирует поступить с южанами». Спикер также начал вспоминать о «многочисленных нарушениях», которые допустил Хартум при выполнении ВМС и т.п. Все это является «прозрачным намеком» на ситуацию с племенем мессерия и их традиционными кочевыми сезонными маршрутами. Ситуация на самом деле «упущенная» и США в лице спецпредставителя по Судану С.Грейшена, и в какой-то степени сознательно Хартумом. Дело в том, что эта проблематика является «миной замедленного действия», по уровню разрушительной силы сопоставимой с темой «северных» южносуданцев.

На самом деле ситуация складывается для южан не очень приятная в силу того, что 2 млн южносуданцев на Севере (а общее население Юга – 6,5 млн человек) совершенно точно не собираются возвращаться домой. Более того, их там не ждут и Джуба неоднократно намекала на то, что «пока невозможно говорить о том, что внутренний рынок будущего государства сможет «переварить» такое количество рабочей силы». Как не выдержит такого пресса и система здравоохранения, социальная инфраструктура и т.п. Хартум начал потихоньку «доставать козыри» из загашников, пытаясь создать для себя максимально благоприятные условия для дальнейшего торга. Совершенно очевидно, что в суданском руководстве не питают никаких иллюзий по поводу результатов референдума о независимости Южного Судана и делают ставку не на победу своей «унитарной» стратегии в результате его проведения, а на его пролонгацию или продление срока переходного периода с полугода до максимально затянутого периода. В этой связи Хартум очень оперативно пытался поддержать мятежного генерала Атора, который не попал на последних всеобщих выборах в «партийный список» СНОД, в результате чего лишился поста губернатора одного из южносуданских штатов. Как следствие, вспыхнул мятеж, который Хартум решил скрытно поддержать. Естественно не потому, что питал надежды в отношении Атора и его способности свергнуть СНОД, а с прозаичными целями создать напряженность на Юге и под этим предлогом добиться переноса сроков референдума. Сейчас об этом можно говорить определенно, так как невольными жертвами этого противостояния стали граждане РФ. Экипаж одного из вертолетов авиакомпании «Судан Аэрвейз» был задержан южносуданцами во время транспортировки сторонников Атора с Севера, и с 8 августа с.г находится под домашним арестом в Джубе.

Теперь настала очередь «северных» южносуданцев, потом вспомнят и про мессерия. Некоторые суданские политологи считают, что такими маневрами суданское руководство делает за сепаратистов их работу по развалу страны. По нашему мнению, скорее всего, Хартум намекает тем самым, что сложные проблемы раздела государства надо решать долго и не торопясь. Джуба тоже не может отмахнуться от граждан своего будущего государства, которые в одну ночь могут стать бомжами. Два миллиона — это очень серьезная цифра для Южного Судана, которая в состоянии, если не свергнуть СНОД с пьедестала, то серьезно осложнить функционирование нового государства. И это само по себе будет просто вынуждать Джубу идти на компромиссы по разделу нефтяных полей Абъея, которые будут рассматриваться Хартумом как компенсация пребывания на своей территории двух миллионов граждан чужого государства.

52.26MB | MySQL:103 | 0,607sec