Ситуация в Алжире: сентябрь 2010 г.

В связи с ростом активности формирований «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/ в Алжире и соседних с ним странах 26 сентября на крайнем юге Алжира в городке Таманрассет в штабе 6-го военного округа Национальной народно армии /ННА/ вновь собрались начальники генеральных штабов Алжира, Мавритании, Мали и Нигера. Заявленной целью экстренно созванной по инициативе Алжира встречи было укрепление сотрудничества стран региона в борьбе против терроризма и организованной преступности. Формальным поводом для ее проведения стало похищение в ночь с 15 на 16 сентября в Нигере семи человек, в том числе пяти французов. Ответственность за похищение взяла на себя АКМ. В настоящее время, по имеющимся данным, заложников содержат на территории Мали близ границы с Алжиром.

Выступая на церемонии открытия встречи начальник генштаба ННА Алжира корпусной генерал Ахмед Салах Гаид призвал соседние страны «выполнить их обязательства в части, касающейся борьбы с терроризмом, и перейти к практическим действиям» в этом вопросе. Он высказал пожелание, чтобы встреча в Таманрассете позволила «обсудить условия нашего сотрудничества, устранить поводы для недопонимания, принять решения по повышению эффективности борьбы с терроризмом и оргпреступностью». Со своей стороны представитель по печати встречи полковник Мабрук Себаа отметил, что встреча отразила «твердую решимость стран региона решать в автономном порядке и коллективно проблемы безопасности». Предыдущее заседание комитета начальников генштабов стран региона состоялось в г.Таманрассет в августе 2009г. По его решению с апреля с.г. в Таманрассете функционирует совместный операционный штаб. В рамках штаба определены зоны ответственности для каждой из стран-участниц. Так, Алжир отвечает за авиационное обеспечение возможных операций, Мали — за сухопутные войска, Мавритания — за связь, Нигер — за тыловое обеспечение. Однако вплоть до настоящего времени военные стран «четверки» не провели ни одной совместной операции.

Как пояснила алжирская газета «Аль-Ватан», «пока деятельность операционного щтаба носит исключительно протокольный характер из-за противоречий относительно прерогатив сторон в ходе возможных операций». Она отмечает, что «многие наблюдатели сомневаются относительно реальной воли стран региона реально бороться с терроризмом, равно как способности этого операционного штаба быть реальным инструментом такой борьбы». Газета называет и одну из возможных причин нерешительности некоторых стран региона — «союзнические» отношения между «фалангами» АКМ и колумбийскими наркобаронами.

Встрече начальников генштабов «четверки» предшествовала тайная встреча начальников разведок этих стран, состоявшаяся 16 сентября в Алжире. По данным алжирских СМИ, одной из целей встречи было создание совместной группы по противодействию финансирования формирований АКМ, а также недопущению использования средств, полученных террористами за освобождение заложников, для закупки оружия.

При этом в Алжире очень ревниво отнеслись к наметившемуся двустороннему сотрудничеству Франции и Мавритании в области борьбы с терроризмом. Более того, близкая к командованию ННА алжирская газета «Аль-Ватан» обвинила Мавританию в «двойной игре», поскольку она, «с одной стороны, выступает за решительные меры в борьбе с терроризмом, а с другой — выпускает на свободу джихадистов» /недавно президент Мавритании помиловал до 30 лиц, осужденных по делам, связанным с терроризмом — авт./. Та же «Аль-Ватан» косвенно признала наличие неких «разногласий» между военными /а значит, и политиками/ из стран «четверки». На самом деле, как представляется, Алжир встревожила военная активность Франции в регионе, причем АНДР никак не может влиять на принимаемые решения в рамках этой активности.

В связи с похищением семи иностранцев в Нигере алжирские СМИ опубликовали сведения о полевом командире одного из формирований АКМ, которое удерживает этих заложников. Речь идет о 44-летнем алжирце Абдельхамиде Абу Зейде, которого характеризуют как одного из самых радикальных полевых командиров АКМ. Абу Зейд — уроженец городка Тугурт, что в 600 км к югу от Алжира. В 24 года он стал членом местного отделения ныне распущенного Исламского фронта спасения /ИФС/. Вместе со своим братом Баширом вступил в одно из исламистских бандформирований еще в конце 1991г. Башир был убит в одном из боестолкновений с алжирскими военным в 1995г.

До конца 90-х годов Абу Зейд состоял в одном из бандформирований, которое действовало в районе Батны. Его имя стало широко известно в 2003г., когда действовавшее на юге Алжира формирование Салафистской группы проповеди и джихада /СГПД, позднее она возьмет себе имя АКМ/ под командованием Амари Сайфи /боевой псевдоним — Абдерраззак Пара/ захватило в заложники 32 туриста из стран Европы. Абу Зейд был тогда заместителем Амари Сайфи. Эти туристы сделали первые фотоснимки Абу Зейда, которые после их освобождения появились в европейских газетах.

В настоящее время в качестве заместителя т.н. эмира Сахары Яхьи Джуади он командует катибат /отрядом/ «Тарик ибн Зияд» АКМ численностью около 200 боевиков, выходцев из Алжира, Мавритании и Мали. Его отряд хорошо вооружен и чрезвычайно мобилен. Считается, что его основная база находится на территории Северного Мали. По данным французских экспертов, Абу Зейд поддерживает тесную связь с центральным руководством «Аль-Каиды», и в частности, со вторым лицом в иерархии этой организации — египтянином Айманом аз-Завахири.

В сентябре алжирские газеты сообщили о новом приеме, использованном боевиками АКМ, действующими на севере страны близ ее средиземноморского побережья. По данным СМИ, несколько формирований АКМ стали использовать рыбацкие шхуны как для перемещений по стране, так и для доставки в нужные места взрывчатки, а также для эвакуации раненых в безопасные места. Особенно часто подобная практика отмечается на восточной части побережья. Считается, что переключение террористов на морские перевозки людей и грузов вызвано тем, что наземный транспорт стал слишком опасен для них. Подобная связка террористы — рыбаки может в ближайшей перспективе привести к как минимум двум последствиям. Во-первых, нельзя исключать, что рыбаки и террористы, объединившись вместе, займутся морским пиратством по примеру Сомали. Во-вторых, террористы могут использовать рыбацкие шхуны как брандеры для атаки в Средиземном море как военных кораблей, так и гражданских судов. Похоже, подобная перспектива тревожит и алжирские власти. Они, по имеющимся данным, предприняли за последнее время повышенные меры безопасности в прибрежных водах и усилили контроль за перемещениями рыбацких шхун.

В сентябре алжирские газеты сообщили, что «значительное число» бывших активистов запрещенного ИФС, проживающих в настоящее время вне Алжира, обратилось к алжирским властям с предложением рассмотреть их дела в связи с проводимой уже пять лет политикой национального примирения. Приравнивание их с правами сдавшихся властям бывших боевиков позволило бы им вернуться на родину. Пока что этому препятствуют «бюрократические процедуры», сообщил Меруна Аззи — председатель государственной структуры, занимающейся реализацией политики национального примирения. По его словам, каждый запрос должен пройти следующий путь: после поступления в соответствующее алжирское зарубежное диппредставительство пройти через МИД, министерство юстиции, Генеральную прокуратуру. В последней инстанции должна пройти проверка подателя запроса на предмет возможно совершенных им преступлений. По словам Аззи, многие из тех, кто желал бы вернуться в Алжир, ранее заочно были осуждены алжирскими судами за совершенные ими преступления, что также не будет способствовать ускорению процедуры рассмотрения их запросов.

В связи с этими запросами алжирские СМИ опубликовали данные, согласно которым с 1992 года, когда началось внутриалжирское противостояние, и до марта 2006г., когда вступила в силу Хартия за мир и национальное примирение, были уничтожены 17 тысяч вооруженных исламистов.

Внимание наблюдателей привлекла техническая посадка, которую совершил 18 сентября в аэропорту Алжира самолет президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада, летевшего в Нью-Йорк на сессию Генассамблеи ООН. Это внимание объяснимо: Алжир входит в число очень немногих стран, которые поддерживают иранские атомные амбиции развития ядерных технологий в «мирных целях», а Ахмадинежад побывал в Алжире в момент, когда иранский режим сталкивается с постоянно растущим давлением со стороны западных стран. В этой связи алжирские газеты заговорили о возможной посреднической роли, которую Алжир мог бы сыграть в деле урегулирования проблем между Ираном и Западом. «Западные дипломаты знают, что для переговоров с Тегераном они должны проследовать через Алжир», — многозначительно заметила алжирская «Либерте».

52.13MB | MySQL:103 | 0,471sec