Совещание Суданского освободительного движения в Париже

Лидер Суданского освободительного движения (СОД) А.Нур объявил о своем намерении созвать в Париже в этом месяце совещание подконтрольных ему полевых командиров. Официальная цель совещания — обсуждение складывающейся ситуации в Дарфуре и выработка стратегии и тактики в связи с происходящими изменениями. Напомним, что А.Нур на сегодняшний день остается единственным реальным полевым командиром в Дарфуре, который отказывается присоединяться к мирным переговорам с правительством, несмотря на титанические усилия международных медиаторов в рамках так называемой «катарской инициативы». Некогда могущественный И.Халиль из ДСР фактически превратился после прорыва в судано-чадских отношениях в «генерала без армии» и находится в политической ссылке в Ливии. Отметим также и тот факт, что международные медиаторы по мере исчезновения у лидера ДСР реальных рычагов для воздействия на ситуацию в Дарфуре потеряли к нему интерес и фактически прекратили с ним контакты.

Примечательно также и то, что лидер СОД решил провести мероприятие сразу же после консультаций с министром иностранных дел Франции Б.Кушнером, который явно уговаривал полевого командира сменить «гнев на милость» и принять участие в Дохийском процессе. Важным моментом здесь является оговорка Б.Кушнера о том, что «он не будет предпринимать усилий по высылке А.Нура из Франции». Другими словами, Париж пока «придерживает» А.Нура в качестве «запасного козыря» на предмет возможных «виляний» Хартума по вопросу укрепления двухсторонних связей с Нджаменой, но не возражает против участия своего вассала хотя бы в формальных переговорах в Дохе. После «политической гибели» И.Халиля, которого просто цинично «разменяли» на прогресс в этих связях и гарантии безопасности для чадского лидера И.Деби, А.Нур остается для французов единственным реальным рычагом для воздействия на ситуацию внутри Судана. С учетом того, что для Хартума принципиальным моментом является «умиротворение Дарфура» до проведения референдума о независимости Южного Судана в январе 2011 года, представляется абсолютно логичным иметь такого «раздражителя» как А.Нур, чтобы в случае чего дать ему отмашку «на решительные действия». Кстати, этот момент еще раз дает повод задуматься над вопросом, а кто реально несет основную ответственность за поддержание конфликтов в Африке «в тлеющем состоянии». Начинаем убеждаться, что теории некоторых политологов о «контролируемых очагах напряженности в странах «третьего мира» как средстве сохранения своего влияния супердержавами» имеют право на существование.

Вопрос теперь только в том, а сможет ли А.Нур осуществить эти «действия», когда наступит «час Х». Собственно с этой целью и собирается конференция полевых командиров, дабы проверить их настрой, послушать мнение «с мест» и реально понять: « а чем мы собственно располагаем?». Еще одной важной причиной организации такого рода форума, который не собирался уже очень давно, является тот раскол, который все глубже и глубже начинает деформировать СОД. Дело в том, что А.Нур уже добрых двадцать лет постоянно живет в Париже и реально во многом потерял связь «с землей». Напомним, что СОД в основном питает свой боевой потенциал в лагерях для перемещенных лиц, среди которых необходимо выделить Калм, Зам-Зам и ряд других. Боевые отряды СОД были всегда немногочисленны и действовали в основном локально в районе Джабаль Марра. Реально воздействовали на ситуацию в основном лидеры беженцев; они же собственно и будут теперь составлять «львиную долю» собирающихся в Париже представителей.

Лидеры беженцев реально «дрогнули» в последние месяцы. Пока формально А.Нур еще контролирует ситуацию: по его призыву абсолютное большинство беженцев бойкотировало апрельские всеобщие выборы; затем стойко противостояло попыткам конкурентов из Движения за освобождение и справедливость (ДОС) взять под свой контроль лагерь Калм и т.п. Просто теперь такая тактика привела к очень плачевным результатам. Верхушка временно перемещенных лиц в результате серьезно рассорилась с руководством миссии ЮНАМИД в Дарфуре, обвинив его руководителя И.Гамбари «в потворстве деструктивной политике Хартума». Вся его «вина» в реальности заключалась в том, что он поддержал стремление суданского руководства по расселению крупных лагерей беженцев в места их постоянного компактного проживания. Обусловлено это тем, что лагеря превратились в рассадник бандитизма; их население постоянно увеличивается, что серьезно осложняет снабжение гуманитарной помощью. Необходимо только представить себе трущобный «город» в 60 тыс. человек, которые нигде не хотят и не могут работать или учиться, а привыкли уже жить «на всем готовом». Этих людей можно понять: зачем работать 14 часов в поле, когда можно не работать; получать бесплатно еду и чистую воду, да еще и посещать время от времени настоящего врача в белом халате. Более того, они все более и более превращаются в анклавы со своей юрисдикцией, куда не допускаются не только представители местных властей, но уже и с большим трудом представители ООН.

Все это естественно вынуждает Хартум предпринимать упреждающие меры. После провала попытки поставить лагеря под контроль лояльных им фур, суданские руководители просто стали сворачивать поставки в лагеря гуманитарных грузов, что уже начинает сказываться на настроениях сторонников СОД. В этой ситуации позиция живущего в европейской столице А.Нура по отказу от всякого компромисса с центральными властями Судана начинает вызывать непонимание живущих в хижинах племенных шейхов, коим их соплеменники начинают задавать «неудобные вопросы», например, «что мы будем сегодня есть». А.Нур на ситуацию личным примером воздействовать не может, и уговорить своих сторонников «затянуть пояса» из Парижа у него не получается. Зато Хартум регулярно посещают делегации фур, с которыми разговаривает президент Судана О.аль-Башир, обещает и раздает им всякие блага. Такая тактика, архитектором которой является советник президента Г.ат-Табани, является одним из ключевых узлов «новой политики по Дарфуру» и преследует цель по отрыву основных масс оппонентов от их заграничного лидера. Она вообще широко распространена в Судане, поскольку реально подрывает институт единоначалия, и видимо недаром лидер ДСР так настойчиво рвется обратно в Дарфур. То же самое происходит сейчас и с А.Нуром, отсюда его попытка напомнить о себе своим сторонникам путем созыва конференции в Париже. О том, что «капитулянтские настроения» начинают овладевать массами, косвенно свидетельствует и усиление примиренческой риторики в публичных высказываниях А.Нура, которыми он сопровождал свое решение «посовещаться с местными шейхами».

Большое место в этих консультациях будет уделено и ситуации «на фронте», т.е. анализу последних наступательных действий суданской армии в районе Джабаль Марра, в результате которых повстанцы потеряли только убитыми более ста человек.

В общем А.Нуру предстоят очень сложные переговоры, поскольку ему все труднее и труднее становится объяснять своим сторонникам, чем собственно мотивируется его нежелание участвовать в переговорах с Хартумом, а печальный пример лидера ДСР И.Халиля делает эту миссию еще более трудной.

52.15MB | MySQL:103 | 0,504sec