Размышления о перехват оружия «для ХАМАСа и «Хизбаллы»» в Нигерии

Нигерийские власти объявили о перехвате «большой партии оружия из Ирана», которое предназначалось для палестинского движения ХАМАС и ливанской «Хизбаллы». Партия груза (13 контейнеров) включала в себя помимо стрелкового оружия, гранат и ракеты типа «Норинко» (??). Последние якобы используют члены движения «Талибан» в Афганистане. Естественно последовала негативная реакция МИД Израиля, который по определению поддерживает и тиражирует без разбора любую информацию, главное чтобы она подчеркивала в глазах мировой общественности негативный образ Ирана, ХАМАСа и «Хизбаллы». Это, кстати, очень плохой признак общей небрежности и нежелания напрягаться, что свидетельствует о неважном состоянии дел в структуре израильского МИДа. То, что позволительно комиссару полиции Лагоса, абсолютно неприемлемо для внешнеполитического ведомства уважающей себя страны.

Теперь по существу. Конкретными данными о том, что оружие предназначалось для ХАМАСа и «Хизбаллы» секретные органы Нигерии не располагают. О том, что оружие «пришло» из Ирана, по мнению той же службы, свидетельствует тот факт, что его привезло в Лагос «какое-то судно, которое пришло из Ирана». Правда из этого абсолютно не следует, что оно иранское. Вообще очень интересна логическая связка «иранское, значит для ХАМАСа или «Хизбаллы»».

Про последнюю долго рассуждать не будем, поскольку все иранское оружие она получает через Сирию, что в гораздо безопасней и дешевле.

Поговорим об африканских каналах поставок иранского оружия в сектор Газа. Можно считать абсолютно доказанным фактом о наличии таких каналов по маршруту Эритрея – Судан – АРЕ – сектор Газа. Однако эти каналы перестали функционировать в этом году весной, когда израильтяне (или американцы, и это скорее, судя по сдержанной реакции Хартума) разбомбили караван с оружием в Судане. Не будем обманываться, «наводку» на указанный караван дала американцам Служба безопасности и разведки Судана в рамках сотрудничества по вопросам борьбы с терроризмом. Таким образом, указанный маршрут можно считать, как минимум, «замороженным». Отметим, также еще два момента. Первый – это был наиболее короткий маршрут транспортировки, и второй – указанные события совпали по времени с борьбой египтян с системой тоннелей на египетско-«палестинской» границе, что серьезно сократило возможность поставок оружия в Сектор. Сократило, но не ликвидировало полностью, поскольку хамасисты фактически потеряли возможность получать по системе каналов прежде всего крупногабаритное оружие, что не относится к стрелковому и гранатометам. Также констатируем, что движение взяло на вооружение новую тактику, которая во многом была связана и со сложностью получения вооружения, и с приходом к мысли о том, что открытое военное противостояние с израильской армией не имеет никаких перспектив. Зато «мирные» акции, типа «Флотилии мира», во много раз эффективнее и в пропагандистском, и в политическом смысле. А для того, чтобы «повозмущаться» по поводу неучастия в последних израильско-палестинских переговорах, достаточно и того, что уже есть в наличии или можно получить с помощью партнеров-бедуинов. То есть острой нужды в оружии у ХАМАСа пока нет.

Теперь посмотрим на географическую карту. Человек, который планировал переправлять оружие из Ирана через Нигерию в сектор Газа, явно обладает слабыми познаниями в этой области. «Тащить» оружие через добрый пяток стран, и, кстати, тот же Судан или Чад, чревато большими последствиями. Но даже если весь коридор отработан, то в каждой стране «надо отстегивать» местным контрабандистам, что удорожает саму операцию в разы и превращает каждый ствол «в золотой». Это понятно, что если речь идет о стремлении нажиться, но абсолютно непонятно с точки зрения целесообразности. Сомневаемся, что в КСИР сидят безответственные хапуги.

Из всего этого надо сделать следующий вывод: если мы принимаем по определению, что оружие поставляют иранцы, то надо понять, кого в этом регионе они могут снабжать и для чего. Теоретически, это конечно может быть тот же ХАМАС, но только в большей степени теоретически. Первое, что приходит на ум – это Нигер. Вернее, повстанцы, лояльные Тегерану. Весной этого года, иранцы очень серьезно работали в этой стране над организацией военного переворота, так как это давало им «прямой выход» на месторождения урана. В последний момент при помощи британских экспертов опасность была нейтрализована, но племенной костяк недовольных остался. Таким образом, совершенно оправданно предположить, что указанное оружие шло повстанцам, чтобы в «нужный момент выстрелить». Сразу заметим, что в том же Нигере серьезно «расплодились» исламисты суннитского просаудовского «замеса», территория Нигера превращается в оплот проникновения радикалов в тот же Чад. Так, что на примере этой страны мы видим классическую картину шиитско-суннитского противостояния.

Второе вариант. Это повстанцы «дельты Нигера», которые воюют с нигерийскими властями за право получать свою «справедливую норму нефтедолларов». С учетом того, что на указанном участке в основном работают американские и западноевропейские фирмы логично предположить снабжение оружием повстанцев с целью нанесения по ним «ассиметричного» удара в случае военной атаки против Ирана. При этом необходимо учитывать, что серьезная дестабилизация на нефтяных промыслах Нигерии в состоянии серьезно повлиять на нефтяные фьючерсы, и на всю экономическую мировую ситуацию, которая и так с трудом оправляется от недавнего финансового кризиса.

Ну и, наконец, третий вариант, самый правдоподобный. Иран оружием расплачивается с кем-то в регионе за предоставленные услуги в области добычи того же урана. Это может быть тот же Чад или Нигер. А все «тайны мадридского двора» связаны с желанием правительств этих стран «не раздражать» своих западноевропейских союзников близкими контактами с Тегераном в этой деликатной области.

Но все эти рассуждения справедливы только в том случае, если мы все-таки уверенны в том, что оружие действительно везли иранцы. В противном случае, его получателем мог быть кто угодно, но только из тех, кто действительно является оппонентом нынешнему режиму в Лагосе. Например, соперники нынешнего президента Нигерии из числа его «внутренних конкурентов».

52.23MB | MySQL:103 | 0,373sec