Военно-политическая обстановка в Ираке (октябрь 2010 года)

В октябре 2010 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Страна продолжала жить в условиях длительного и глубокого политического кризиса, вызванного тем, что основные иракские политические силы не в состоянии преодолеть имеющиеся между ними противоречия и решить вопрос о формировании нового правительства республики по итогам парламентских выборов, прошедших в марте. Ситуация в сфере безопасности также остается неустойчивой, хотя общий уровень насилия в Ираке за последние два месяца снизился. Внешнеполитическая деятельность иракского руководства и ведущих политиков страны по-прежнему была связана преимущественно с вопросами формирования нового кабинета министров, получения поддержки со стороны соседних государств, которые, в свою очередь, не оставляли попыток повлиять на политическую ситуацию в Ираке исходя из собственных интересов.

Положение дел в сфере безопасности в Ираке в октябре 2010 года ха-рактеризовалось снижением уровня вооруженного насилия, хотя в целом си-туация здесь не отличается стабильностью. В минувшем месяцев число жертв вооруженного насилия в стране было наименьшим за последние 12 месяцев. Так, по данным иракских правительственных органов, в октябре от различных видов вооруженного насилия погибли 120 мирных жителей (в сентябре – 185 человек), а число раненых составило 202 человека (в сентябре – 284 человека). В ходе боевых и контртеррористических операций было убито около 50 боевиков и террористов, а число задержанных составило 250 человек (в сентябре — 487 человек).

В октябре на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападе-ния, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эль-Фаллуджа, Тик-рит, Талль-Афар, Самарра, Эль-Искандерийя, Эль-Мукдадийя, Карма, Бай-джи, Туз-Хурмату, Балад, Абу-Грейб, Балад Руз, Эль-Юсифия, Эль-Баадж, Джалаула, Эт-Таджи, Эль-Каим, Ана, Джурф-эш-Шараф, Эль-Халис, Рашад и в ряде других мест.

Обстановка в Багдаде и прилегающих к столице районах остается не-стабильной и напряженной. В городе и его окрестностях постоянно совер-шаются теракты, вооруженные нападения, ракетные и минометные обстрелы, другие насильственные акции. Именно в столице 31 октября было совершено крупнейшее в минувшем месяце террористическое нападение, когда группа боевиков из группировки «Исламское государство в Ираке» (местное ответв-ление «Аль-Каиды») сначала напала на фондовую биржу, а затем захватила около 120 заложников в католической церкви в центре Багдада. Террористы требовали освобождения своих сторонников, находящихся в иракских и еги-петских тюрьмах. В ходе штурма, предпринятого иракским спецназом при содействии американских советников, погибли 58 человек, в т. ч. 46 мирных жителей, 7 бойцов спецназа и 5 боевиков. Ранения получили около 100 чело-век. Здесь же отметим, что нападения на христианские храмы, священников и верующих-христиан происходят в Ираке довольно часто. Опасаясь насилия, большое число местных христиан покинуло страну: с 2003 года численность христиан в Ираке сократилась с 800 до 550 тыс. человек.

Неустойчивая, с элементами напряженности сохраняется ситуация в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, где регу-лярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. Напряженность сохраняется и в соседнем Киркуке. Здесь не прекращается противостояние арабского и туркоманского населения с курдами. Террористы и боевики продолжают активно действовать в западной провинции Анбар.

Ситуация в ряде районов на юге Ирака в октябре характеризовалась лишь отдельными элементами напряженности. Вооруженные нападения, те-ракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегаю-щих к ним районах) Басра, Эн-Наджаф, Хилла и в некоторых других местах. 19 октября в районе Эн-Наджафа было совершено нападение на эскорт пред-ставителя ООН в Ираке А. Мелкерта.

Относительно спокойной была в прошедшем месяце обстановка в рай-онах Иракского Курдистана, прилегающих к границам с Турцией, где бази-руются основные боевые формирования сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительст-вом. Это было связано с перемирием, которое объявило руководство РПК. Тем не менее, 12 октября парламент Турции продлил еще на один год мандат вооруженных сил страны на проведение трансграничных операций в Север-ном Ираке против боевиков РПК (впервые был выдан в 2007 году). В приня-том законопроекте говорится, что деятельность Рабочей партии Курдистана продолжает оставаться открытой угрозой для единства турецкого государства и его территориальной целостности, в связи с чем необходимо дать армии возможность эффективно бороться с террористами.

Положение дел в сфере безопасности во внутренних районах Иракского Курдистана в прошедшем месяце в целом оставалось стабильным.

Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападе-ния, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских поли-тических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, религиозных деятелей, журналистов, ученых, су-дей, преподавателей ВУЗов, шейхов племен. В октябре продолжались целе-направленные нападения и теракты против полицейских и военнослужащих иракской армии. Жертвами вооруженного насилия часто становятся дети. Нападениям подвергаются иностранцы, работающие в Ираке, предпринима-тели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками (зачастую – женщинами), подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в люд-ных местах или вблизи различных государственных учреждений. Для об-стрелов различных объектов широко используются минометы и ракеты. Час-то террористы и боевики действуют, переодевшись в форму военнослужащих или сотрудников полиции.

Не прекращаются нападения на здания иракских органов власти, поли-цейские участки и объекты иракской армии, представительства различных политических партий и организаций, офисы иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические объекты, банки.

Продолжаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым не приводит к заметным успехам.

В последние месяцы в Ираке заметно активизировали свои действия криминальные элементы. Участились грабежи и вооруженные нападения, в т. ч. на ювелирные магазины.

Не прекращаются попытки различных политических сил, как иракских, так и зарубежных вновь обострить противоречия между суннитами и шиита-ми и тем самым не допустить стабилизации обстановки в стране. Так, в ок-тябре многие нападения, в т. ч. вооруженные, целенаправленно совершались или против суннитов, или против шиитов. Нападениям со стороны шиитов часто подвергаются бывшие и действующие бойцы суннитских отрядов «сахва». Правительство по-прежнему предвзято, негативно относится к бой-цам «сахва», в т. ч. тем, кто зачислен на службу в правительственные силовые структуры. В результате «сотни хорошо дисциплинированных бойцов изъявляют желание вернуться в «Аль-Каиду»», а «возможно тысячи из них скрытно помогают повстанцам».

Иракские шиитские вооруженные группировки продолжают получать разнообразную, в т. ч. военную помощь из Ирана. Об этом заявляют суннит-ские политики, представители командования ВС США и документы Пента-гона, опубликованные в октябре на сайте WikiLeaks.

По состоянию на 1 октября 2010 года в силовых структурах Ирака чис-лилось около 724 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах 260 тыс. человек (из них 7 тыс. человек в специальных антитеррористических формированиях) и в различных структурных подразделениях МВД – 464 тыс. человек.

В октябре 2010 года потери иракских военных и полицейских при про-ведении ими боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности составили убитыми 65 человек, в т. ч. 20 военно-служащих и 45 полицейских (в сентябре — 88 человек, в т. ч. 33 военнослу-жащих и 55 полицейских). Ранения получили 161 человек, в т. ч. 75 военно-служащих и 86 полицейских (в сентябре – 201 человек, в т. ч. 111 военно-служащих и 90 полицейских.

В составе иракской армии имеется 13 пехотных и 1 механизированная дивизия. Еще одна пехотная дивизия находится в стадии формирования. На вооружении сухопутных войск состоит 149 танков и свыше 2000 БМП, БТР и бронемашин других типов. Артиллерией, противотанковыми средствами и средствами ПВО армия по-прежнему не располагает. ВВС имеют на воору-жении 106 транспортных, патрульных и учебных самолетов и вертолетов. Боевых самолетов и вертолетов нет. Корабельный состав ВМС представлен 50 боевыми кораблями, катерами и вспомогательными судами.

Согласованные с американскими военными и реализуемые при содей-ствии советников из США планы развития иракских вооруженных сил пре-дусматривают совершенствование организации соединений и частей, повы-шение возможностей ВС отражать внешние угрозы при одновременном со-хранении способности к ведению антитеррористических и противоповстан-ческих действий совместно с силами МВД.

По состоянию на 1 ноября иракская армия получила из США 35 из 140 закупленных танков М1А1М «Абрамс». Кроме того, иракской стороне пере-даны 8 бронированных ремонтно-эвакуационных машин М88А2. Поставки танков должны завершиться до декабря 2011 года. В составе 9-й дивизии иракской армии планируется сформировать четыре танковых батальона по 35 «Абрамсов» в каждом. В настоящее время все полученные танки этого типа находятся в центре боевой подготовки на военной базе «Басмайя» в юго-восточном пригороде Багдада. В перспективе планируется превратить эту ба-зу в крупнейший центр боевой подготовки иракских сухопутных войск.

Силы МВД, особенно местной полиции, по-прежнему имеют слабую подготовку и техническое оснащение. Ощущается нехватка оружия, но осо-бенно спецсредств и спецтехники. Укомплектованность большинства струк-турных подразделения ведомства внутренних дел намного ниже штатной.

США передали МВД Ирака роботы ANDROS HD-1, предназначенные для дистанционного обнаружения различных взрывных устройств.

Правительство Ирака уполномочило министерство обороны страны подписать с США Меморандум о взаимопонимании по защите секретной информации. Документ, «будет базироваться на конституции Ирака».

По оценке экспертов, «иракские вооруженные силы, также как и силы внутренней безопасности лояльны не иракскому государству, а шиитским лидерам», особенно премьер-министру страны Н. аль-Малики, что в случае обострения внутриполитического кризиса может быть использовано им для достижения собственных политических целей.

В целом, как считают зарубежные специалисты, нынешнее состояние системы обеспечения безопасности в Ираке и местных силовых структур не позволяет говорить об их готовности в полной мере решать поставленные за-дачи не только в настоящее время, но ко времени запланированного завер-шения вывода из страны американских войск в декабре 2011года.

В октябре в Багдаде прошла организованная правительством страны международная конференция по вопросам разминирования иракской терри-тории. Власти Ирака заявили необходимости получения иностранной помощи в деле ликвидации примерно 20 млн мин, что затруднено отсутствием карт значительной части минных полей. По данным ООН, с 1991 года в результате подрыва на минах погибли свыше 8000 иракцев, в т. ч. 2000 детей. По информации правительства Ирака, до 90 проц минных полей расположено на землях, пригодных для ведения сельского хозяйства, что препятствует реализации многих проектов в этой области.

Представители Ирака и Ирана провели 27-28 октября встречу в Женеве по вопросу о выяснении судеб военнослужащих двух стран, пропавших без вести в период ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Это была первая встреча сторон после подписания в октябре 2008 года меморандума о взаи-мопонимании между Ираком, Ираном и Международным Красным Крестом об активизации поиска информации о людях, зарегистрированных в качестве военнопленных или пропавших без вести.

По состоянию на 1 ноября 2010 года численность американских войск в Ираке составляла около 49,4 тыс. человек, в т. ч. 43,2 тыс. человек из состава Армии, 4,7 тыс. человек из ВВС и 1,7 тыс. человек из ВМС и Морской пехо-ты. Этот уровень военного присутствия в стране командование ВС США на-мерено сохранить до лета 2011 года.

Штаб американских войск в Ираке размещен в базовом комплексе «Виктори» в предместьях Багдада. Здесь же размещены Объединенный штаб командования специальных операций в Ираке и штаб дивизии «Центр» (1-й бронетанковой дивизии). Помимо багдадского района части этой дивизии дислоцированы вблизи административного центра провинции Анбар г. Рама-ди и в некоторых других районах этой провинции. Штаб дивизии «Север» (3-й пехотной (пд) дивизии) расположен около Тикрита, а части дивизии дисло-цированы в районе городов Мосул, Киркук, Талль-Афар, в провинциях Са-лах-эд-Дин и Дияла. Штаб дивизии «Юг» (1-я пд) размещен на авиабазе Бас-ра, а части дивизии дислоцированы в районе городов Таллиль, Эль-Кут, Эн-Наджаф и Калсу.

В октябре 2010 года в Ираке погибло 2 американских военнослужащих, все потери не боевые (в сентябре – 7 человек, в т. ч. боевые потери – 2 чело-века). Число раненых составило около 10 человек (в сентябре — около 20 че-ловек). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 1 ноября 2010 года составили, по уточненным данным, убитыми (по информации Пентагона) 4744 человека и ранеными около 31970 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает чис-литься пропавшим без вести.

Интенсивность деятельности военной авиации США в Ираке в октябре существенно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты и вертолеты ежедневно совершали в среднем до 30 вылетов (в сентябре в сред-нем 35 вылетов) для обеспечения повседневной деятельности группировки ВС ША в стране и обеспечения действий наземных сил. Отмечается даль-нейшее сокращение числа вылетов американской авиации на выполнение боевых заданий (преимущественно на ведение воздушной разведки) и увели-чение числа вылетов с целью перевозки войск и грузов. Боевая авиация (пре-имущественно тактические истребители F-16) оказывала поддержку войско-вым и анитеррористическим операциям вооруженных сил Ирака, прикрывала с воздуха расположение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам боевиков и террористов. Транспортные пе-ревозки в интересах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным образом самолетами типа С-17 и С-130.

Секретные документы Пентагона, размещенные в октябре на сайте WikiLeaks (391836 ед.), рассказывают о событиях в Ираке в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 20909 года. В них приводятся ранее неизвестные факты о действиях американских войск, иракских силовых структур и Ирана. Так, речь идет о многочисленных случаях убийств мирных иракских граждан американскими военнослужащими, сотрудниками частных охранных компа-ний, иракскими военными и полицейскими, приводятся факты издевательств над заключенными со стороны спецслужб Ирака при попустительстве воен-ных США. В документах много говорится о деятельности в Ираке иранского Корпуса стражей исламской революции и ливанской «Хизбаллы», оказывав-ших всяческое содействие местным шиитским вооруженным группировкам. Согласно опубликованным документам, в Ираке в 2004-2009 годы погибли более 109 тыс. человек, в т. ч. свыше 66 тыс. мирных граждан, около 24 тыс. боевиков и террористов, 15,2 тыс. иракских военнослужащих и других офи-циальных лиц, а также 3,8 тыс. военнослужащих из стран, входивших в меж-дународную коалицию.

Пентагон осудил публикацию документов по Ираку. Госсекретарь США Х. Клинтон назвала их «непроверенными», ставящими под угрозу жиз-ни американских военнослужащих и их союзников, а также наносящими вред национальной безопасности США. В МВД Ирака заявили, что документы Пентагона, свидетельствующие о причастности иракских спецслужб к пыткам и гибели мирных жителей, могут иметь «большие негативные последствия для ситуации с безопасностью в стране и процессу окончательного при-мирения между иракскими общинами, они подорвут доверие иракцев к орга-нам безопасности», которое и без того падает, особенно среди суннитского населения. Документы, размещенные на сайте WikiLeaks, вызвали большой интерес у иракцев, в первую очередь в суннитских районах. Совет нацио-нальной безопасности Ирака создал специальную комиссию для расследова-ния фактов нарушения прав человека, приведенных материалах американ-ского командования, которую возглавил министр юстиции.

Негативно отнесся к публикации документов Пентагона Иран, отри-цающий свое вмешательство в иракские дела. Министр иностранных дел ИРИ М. Мотакки заявил, что сведения, приведенные в них, ничем не под-тверждены.

Правительство Ирака намерено провести новое расследование деятель-ности американской частной охранной фирмы Blackwater, которая сейчас из-вестна под названием Xe Services.

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в октябре 2010 года не претерпела существенных изменений и, несмотря на продолжавшееся снижение уровня вооруженного насилия, оставалась неустойчивой, что не исключает в будущем новых осложнений.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в октябре 2010 года харак-теризовалась продолжением начавшегося в марте глубокого политического кризиса, жесткой и упорной борьбой ведущих политических сил страны за право формирования нового правительства. Согласие сторонников радикаль-ного шиитского лидера М. ас-Садра поддержать кандидатуру Н. аль-Малики на повторное занятие им поста премьер-министра и последующие переговоры по этому вопросу с блоком курдских партий не привели пока к созданию новой правительственной коалиции. Не имели успеха переговоры и встречи между представителями других политических блоков и партий.

Что касается курдов, то их основополагающим требованием было и ос-тается незамедлительное проведение референдума по судьбе Киркука, как это записано в ст. 140 иракской конституции. Учитывая, что после 2003 года благодаря целенаправленным мерам курдских властей национальный состав населения этого города и прилегающих к нему районов изменился в сторону значительного уменьшения доли арабских жителей, результаты будущего референдума вполне предсказуемы. Отчетливо понимая ситуацию, Н. аль-Малики не может пойти на удовлетворение курдского требования, т. к. в этом случае от него отвернутся сторонники М. ас-Садра, жестко выступающие против включения Киркука в состав курдской автономии. Не готовы к проведению референдума по Киркуку и другие арабские партии, в т. ч. и по-литические оппоненты Н. аль-Малики. Достижение компромиссного решения по Киркуку считается делом очень сложным.

В обмен на поддержку своей кандидатуры Н. аль-Малики в октябре выпустил из тюрем сотни боевиков из вооруженных формирований М. ас-Садра.

В стремлении упрочить свои политические позиции Н. аль-Малики 9 апреля заявил о готовности примирения с теми из бывших баасистов, которые готовы «признать свои ошибки» и «на чьих руках нет крови».

30 октября партия «Горан» заявила о своем выходе из блока курдских партий и создании собственной парламентской фракции («Горан» имеет 8 депутатов). Таким образом, число парламентариев от курдского блока уменьшилось с 57 до 49, что, по мнению местных обозревателей, может ос-лабить позиции лидеров курдской автономии в политической борьбе по фор-мированию нового правительства.

Публикация в Интернете «иракского досье» Пентагона вызвала проти-воречивую реакцию среди иракских политиков. Н. аль-Малики заявил, что эта акция является попыткой саботировать его кампанию по переизбранию на высший пост в стране. Особое опасение у сторонников нынешнего главы правительства вызывают свидетельства о том, что шиитские «эскадроны смерти», подчинявшиеся непосредственно Н. аль-Малики, чинили всяческого рода беззакония в отношении суннитов и политических противников пре-мьер-министра. Сторонники А. Алауи – лидера блока «Аль-Иракия» и глав-ного политического оппонента Н. аль-Малики — заявили, что «на самом деле масштабы репрессий были значительно шире», а после вскрытия фактов «не может быть речи о повторном выдвижении на пост премьер-министра аль-Малики». А. Алауи сообщил 30 октября, что 58 депутатов парламента потре-бовали сформировать независимую комиссию по расследованию нарушений, приведенных на сайте WikiLeaks. По его словам, Н. аль-Малики, на которого ложится основная вина за творившееся беззаконие, должен быть отстранен от власти и привлечен к суду. В то же время А. Алауи дал понять, что готов уступить «в интересах единства иракского народа» право на формирование правительства другому кандидату, опирающемуся на консенсус. «Я пойду на такой шаг, если аль-Малики, в свою очередь, откажется от претензий на власть».

24 октября Верховный суд Ирака обязал парламент вернуться к работе, признав неконституционным решение ее прервать. Как известно, после мар-товских выборов новый состав парламента провел лишь одно заседание, пре-рвав работу из-за разногласий по вопросу о формировании правительства.

Верховный суд Ирака 26 октября приговорил бывшего вице-премьера и министра иностранных дел Ирака Т. Азиза к смертной казни через повешение. Он был признан виновным в причастности к уничтожению политической оппозиции, в частности, религиозных партий. Смертные приговоры вынесли также двум другим близким соратникам С. Хусейна — бывшему министру внутренних дел С. Шакеру и личному секретарю диктатора А. Хамуду.

Правительство Ирака перенесло с 24 октября на 5 декабря первую за более чем 20 лет полную перепись населения. Цель такого решения – «избе-жать возникновения открытого конфликта между арабами и курдами за бога-тые нефтью земли на севере страны». Кабинет министров хочет «успокоить все стороны, что перепись будет сфокусирована только на вопросах развития, а не политики». Решение направлено на то, чтобы дать провинциям Таамим (г. Киркук) и Найнава (г. Мосул) больше времени для урегулирования всех споров до проведения учета численности населения. В Ираке уже откла-дывали проведение переписи, когда страна была на пике насилия на религи-озной почве в 2007 году.

Сложной остается экономическое положение Ирака и ситуация в соци-альной сфере страны. Население и экономика продолжают испытывать не-хватку электроэнергии, пресной воды, топлива. По-прежнему имеют место перебои в работе транспорта.

По заявлению министра нефти Х. аш-Шахристани, доказанные запасы нефти Ирака, по последним оценкам, составляют 143,1 млрд баррелей. Таким образом, Ирак по данному показателю продолжает занимать третье место в мире после Саудовской Аравии и Ирана. 71 проц запасов нефти сосредоточе-но на юге Ирака, 20 проц — на севере, и 9 проц — в центре страны. Благодаря экспорту углеводородов Ирак обеспечивает 95 проц доходов бюджета. Ранее нефтяные запасы страны оценивались специалистами ОПЕК в 115 млрд бар-релей. Пересмотреть эти данные позволили результаты переоценки запасов южных месторождений Западная Курна и Зубаир. Так, залежи в Западной Курне отныне оцениваются в 43,3 млрд баррелей нефти, что выводит этот нефтеносный район на второе место в мире.

В октябре Международный валютный фонд выдели Ираку 741 млн долларов в рамках программы помощи в размере 3,7 млрд долларов.

По данным МВФ и министерства торговли США, ключевым иностран-ным инвестором в Ирак является Турция. В 2009 году турецкие компании вложили в иракскую экономику средства на общую сумму 5,6 млрд долла-ров. На втором месте идет Сирия — 3,9 млрд, а США с 2 млрд долларов делят третье и четвертое места с Китаем. Главную тревогу у американских компа-ний в Ираке вызывают вопросы, связанные с безопасностью и коррупцией, сложности в получении въездных виз, а также слабость местной юридической системы. Госдепартамент США в марте 2010 года предупредил, что «потенциальные инвесторы должны быть готовыми к серьезным расходам на обеспечение безопасности, проблемам с получением виз, задержкам в плате-жах по некоторым правительственным контрактам, а в определенных случаях и к непрозрачным механизмам принятия решений».

В октябре правительство Ирака объявило победителей конкурса на раз-работку трех месторождений природного газа с суммарными запасами 317 млрд куб. м (около 10 проц разведанных запасов газа в стране). Право разра-батывать крупнейший актив — Аккас (158,5 млрд куб. м) — получил консорци-ум казахского «Казмунайгаза» и корейской KОGAS. Еще один претендент на Аккас — консорциум Kuwait Energy и Turkish Petroleum стал победителем по двум другим месторождениям: Сиба (запасы — 31,1 млрд куб. м) и Мансурия (127,4 млрд куб. м). Победители торгов получат 75 проц в совместных пред-приятиях, которые будут созданы для разработки месторождений (остальное — у Ирака), а также 20-летние сервисные контракты. Большая часть добытого на месторождениях газа будет поставляться на внутренний рынок.

Местный совет провинции Анбар заявил, что не окажет никакой под-держки компаниям (южнокорейской KOGAS и казахстанской «Казмунайгаз»), выигравшим тендер на разработку газовых месторождений в регионе, если часть газа и прибыли от его добычи не будут использоваться для нужд провинции, в частности ее электрификации. Также в совете провинции зая-вили, что в случае, если на представителей этих компаний станут совершать нападения, то вся ответственность за это ляжет на Министерство нефти Ира-ка.

30 октября самолет французской авиакомпании Aigle Azur совершил первый с 1991 года прямой рейс из Западной Европы в Багдад.

По данным ООН, 2,1 млн иракцев (7 проц населения страны) регулярно недоедают. Однако по этому показателю страна находится выше среднего уровня в регионе, составляющего 8 процентов.

Таким образом, внутриполитическая ситуация в Ираке в октябре 2010 года не претерпела значительных изменений и по-прежнему оставалась сложной и неустойчивой. Страна продолжала жить в условиях затяжного и глубокого политического кризиса.

В октябре 2010 года внешнеполитическая активность вокруг Ирака, как и прежде, была преимущественно связана с политическими процессами, происходящими в стране. Государства-соседи Ирака и США не прекращали попыток воздействовать на политическую ситуацию в стране. Особую актив-ность в этом деле проявляли Иран, Сирия и Саудовская Аравия. Одновре-менно противоборствующие иракские политические силы стремились полу-чить поддержку из-за рубежа в интересах достижения собственных полити-ческих целей.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики в октябре посетил с визитами Сирию, Иорданию, Иран, Египет и Турцию. Лидер блока «Аль-Иракия» А. Алауи побывал в Египте и Саудовской Аравии, а руководитель шиитского Высшего исламского совета Ирака А. Хаким (один из главных оппонентов Н. аль-Малики) посетил Сирию и Турцию. Иракская тема была одной из основ-ных на переговорах в Дамаске президента Сирии Б. Асада с премьер-министром Турции Р. Т. Эрдоганом и на переговорах в Эр-Рияде между сау-довским королем Абдаллой и сирийским президентом. Руководители госу-дарств региона выражали обеспокоенность нынешней ситуацией в Ираке, го-ворили о необходимости скорейшего урегулирования политического кризиса в стране и о своей заинтересованности в «едином и стабильном Ираке», заяв-ляли о невмешательстве в иракские внутренние дела, подчеркивая, «что все необходимые решения должны принимать сами иракцы». Вместе с тем, по неофициальной информации, в арабских суннитских столицах выражается серьезная озабоченность поддержкой, которую оказал (не без давления со стороны Ирана) премьер-министру Н. аль-Малики радикальный шиитский лидер М. ас-Садр.

Большое значение Н. аль-Малики придавал своему визиту в Дамаск, где он рассчитывал не только на восстановление политических отношений с сирийским руководством и решение вопросов экономического характера, но и на получение политической поддержки. Официально президент Б. Асад заявил, что по новому правительству Ирака «решение должно быть ирак-ским». В то же время, как сообщали некоторые зарубежные СМИ, вполне ве-роятно, что сирийский руководитель, «дал добро» намерению Н. аль-Малики повторно занять пост премьер-министра. Характерно, что госдепартамент США положительно отозвался о визите главы правительства Ирака в Сирию.

И все же, как видится, особую значимость для Н. аль-Малики имел ви-зит в Иран, где он получил заверение в «полной поддержке единого, сильного и независимого Ирака». Также отметим, что американское внешнеполити-ческое ведомство во время пребывания главы иракского правительства в Те-геране выразило беспокойство «вмешательством Ирана в иракскую полити-ку», призвало иракских лидеров к осторожности, отметив, что Иран может стать лучшим соседом, если будет на деле уважать суверенитет Ирака и пре-кратит поддержку «тех, кто прибегает к насилию в Ираке». Более того, в Ва-шингтоне заявили, что США «обеспокоены действиями любых соседей, ко-торые будут вмешиваться в сложную работу по созданию коалиционного правительства после выборов. Наши опасения в отношении Ирана и его вме-шательства в дела Ирака существуют давно, однако мы ожидаем, что ирак-ское правительство будет работать от имени своих граждан, а не от имени другой страны». В целом, по мнению экспертов, поездка Н. аль-Малики в Те-геран подтвердила высокую степень иранского влияния на происходящее в Ираке. Кстати, в Тегеране Н. аль-Малики имел встречу с М. ас-Садром.

30 октября король Саудовской Аравии Абдалла выступил с инициати-вой провести в Эр-Рияде в середине ноября после окончания ежегодного хаджа примирительную встречу ведущих иракских политиков без предвари-тельных условий «с целью сохранения единства и самобытности Ирака». Инициатива саудовского монарха получила поддержку Бахрейна, Кувейта, ОАЭ, премьер-министра Ливана Р. Харири, Организации Исламская конфе-ренция, генерального секретаря ЛАГ А. Мусы. В Ираке саудовское предло-жение позитивно оценил блок «Аль-Иракия» во главе с А. Алауи, ряд других политиков. В то же время сторонники Н. аль-Малики отклонили инициативу короля Абдаллы. Причем сам Н. аль-Малики заявил, «что иракский народ способен самостоятельно прийти к соглашению о национальном партнерст-ве».

США негативно отнеслись к коалиции Н. аль-Малики с М. ас-Садром, подчеркнув, что не верят в то, что этот радикальный политик отказался от насилия, и особо подчеркнув его связи с Ираном, где он пребывает с 2008 го-да.

В целом же в последние месяцы отмечается устойчивое снижение аме-риканского влияния в Ираке, что наглядно проявляется в деле формирования нового правительства страны. Иракские политики по данному вопросу все меньше прислушиваются к советам и пожеланиям из Вашингтона, «повора-чиваясь к соседним странам, особенно к Ирану». Многие иракские политики утверждают, что после ухода из страны в конце 2011 года американских войск влияние США в Ираке станет «еще меньше». Тем не менее, Соединен-ные Штаты сохраняют сильные рычаги воздействия на нынешнюю иракскую власть. Прежде всего, это относится к военной сфере и вопросам обеспечения безопасности, где собственные возможности правительства Ирака явно не-достаточны и такое положение сохранится еще на протяжении длительного времени. Очень важна для Багдада политическая поддержка Вашингтона и Запада, финансовая и экономическая помощь Америки. Следует упомянуть и о том, что часть иракской политической элиты также ориентирована на раз-витие тесного сотрудничества с США. Как видится, нынешние багдадские власти вряд ли пойдут на серьезное осложнение отношений с Вашингтоном, но при этом они будут строить их, принимая во внимание главным образом собственные политические интересы и цели.

Таким образом, в октябре 2010 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной и неустойчивой. Страна длительное время (свыше восьми месяцев) находится в состоянии глубокого политиче-ского кризиса, выход из которого в ближайшее время маловероятен.

52.49MB | MySQL:103 | 0,546sec