Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1-7 ноября 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и Афганистане. В Багдаде объявлено, что 6 ноября ведущие полити-ческие силы страны достигли соглашения о распределении основных власт-ных постов, что позволит сформировать новое правительство. Саудовская Аравия заявила о прекращении участия в посреднических усилиях в Афгани-стане между правительством и исламистским движением «Талибан».

Представитель правительства Ирака А. Даббаг сообщил 7 ноября, что днем раньше основные политические блоки страны достигли соглашения о распределении основных государственных постов. При этом Н. аль-Малики сохранит за собой должность главы правительства, а представитель блока «Аль-Иракия», основного соперника сторонников премьер-министра, будет избран спикером Совета представителей – нижней палаты парламента. Офи-циальное соглашение должно быть подписано 8 ноября в столице курдской автономии Эрбиле, хотя, по словам А. Даббага, «есть еще некоторые пробле-мы». На заседании парламента, назначенного на 9 ноября, предстоит утвер-дить состав нового коалиционного правительства.

По данным министерства здравоохранения Ирака, 2 ноября в результа-те серии терактов в Багдаде погибли 76 и получили ранения 285 человек (по неофициальной информации, число погибших составило 198, а раненых пре-высило 320 человек). Практически одновременно в различных, преимущест-венно шиитских районах города было подорвано 16 автомобилей, начинен-ных взрывчаткой. Причем взрывы были произведены в многолюдных местах. Власти традиционно обвинили в произошедшем боевиков местного ответв-ления «Аль-Каиды». Помимо столицы на прошедшей неделе теракты и воо-руженные нападения имели место и в ряде других городов на севере и в цен-тральной части Ирака. Активизация действий экстремистских группировок свидетельствует о неустойчивом положении в сфере безопасности в стране, а также о невысокой эффективности иракских сил безопасности.

Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц С. аль-Фейсал заявил 7 ноября, что Эр-Рияд выходит из переговоров по достижению нацио-нального примирения в Афганистане из-за отказа движения «Талибан» по-рвать связи с «Аль-Каидой». Как известно, разрыв талибами отношений с «Аль-Каидой» является одним из главных условий афганского правительства, США и Саудовской Аравии для продолжения диалога о мире в стране. Ранее, 5 ноября лидер «Талибана» М. Омар пригрозил смертью любому, кто примет предложение кабульских властей вступить в переговоры о примирении.

Командование силами НАТО в Афганистане заявило 5 ноября, что ви-дит «изменение тренда» в критически важных провинциях страны Кандагар и Гильменд, где «присутствие «Талибана» явно сократилось», что стало воз-можным благодаря «качественным приоритетам», которые были отданы этим регионам командованием коалиционных сил. Также было заявлено, что в на-стоящее время НАТО в Афганистане «сильно, как никогда». Здесь находится 140 тыс. военнослужащих армий стран коалиции, которым помогают 114 тыс. афганских солдат и офицеров и 120 тыс. местных полицейских. Что касается высоких потерь среди личного состава (наибольших со времени начала афганской кампании в 2001 г., 626 погибших на 7.11.2010 г., в 2009 г. — 521 погибший), то, по мнению командования, это является «свидетельством зна-чительного расширения операций контингента, а не признаком поражения».

3 ноября президенты России и Афганистана Д. Медведев и Х. Карзай провели телефонный разговор, в ходе которого особо отметили недавнюю совместную российско-американскую антинаркотическую операцию на аф-ганской территории и высказались за наращивание усилий в этом направле-нии. Главы двух государств обсудили также актуальные вопросы реализации договоренностей по развитию российско-афганского сотрудничества в раз-личных областях. Х. Карзай высказался за дальнейшую активизацию сотруд-ничества с Россией и повышение ее роли в решении афганских проблем.

Россия начала поставки Афганистану на безвозмездной основе стрел-кового оружия и боеприпасов для местных правоохранительных органов.

Иран 4 ноября официально сообщил, что предоставил Афганистану финансовую помощь в размере 500 млн долларов.

7 ноября в Кабуле прошла массовая демонстрация, участники которой требовали отмены итогов состоявшихся 18 сентября парламентских выборов, обвинив афганский Центризбирком в неправильном подсчете голосов. Отме-тим, что официальные итоги выборов до сих пор не объявлены.

Крупный теракт был совершен 5 ноября в Пакистане: на северо-западе страны в г. Дер Адам Хель террорист-смертник взорвал бомбу в мечети во время пятничного богослужения. Погибли 67 и получили ранения около 100 человек. Ответственность за теракт взяла на себя группировка, связанная с «Движением талибов Пакистана». В этот же день еще один теракт в мечети был совершен в г. Пешавар. Погибли 5 и получили ранения 30 человек.

6 ноября пакистанские власти передали Индии 13 подозреваемых в со-вершении в 2008 г. теракта в индийском г. Мумбай.

Президент США Б. Обама 6 ноября во время пребывания с визитом в Индии заявил, что Пакистан «искореняет угрозу терроризма на своей терри-тории не так быстро, как хотелось». Глава Белого дома призвал пакистанское руководство взаимодействовать с Афганистаном в противостоянии с талиба-ми, отметив, что американская помощь Пакистану в борьбе против террори-стов будет продолжена. Б. Обама также призвал Индию и Пакистан к возоб-новлению диалога, предложив начать его с наименее острых вопросов в дву-сторонних отношениях.

3 ноября президент Ирана М. Ахмадинежад подтвердил, что в ходе многосторонних переговоров его страна не пойдет ни на какие уступки в во-просе о своей ядерной программе. По словам М. Ахмадинежада, «признание права Ирана на ядерные разработки должно быть основой переговоров, и не будет никаких уступок в отношении этого права. Иран не примет никаких условий, так как страна абсолютно не нуждается в мировых державах. Пере-говоры могут проводиться только на условиях уважения и соблюдения ра-венства». Министр иностранных дел ИРИ М. Мотакки 7 ноября заявил, что Иран готов возобновить переговоры по ядерной программе с международ-ными посредниками и предпочитает провести их на территории Турции.

Иран приветствовал решение США причислить к террористическим организациями действующую на территории ИРИ суннитскую повстанческую группировку «Джундалла» («Солдаты Аллаха»), но при этом в Тегеране вновь обвинили Вашингтон в оказании поддержки этой группировке.

Американская администрация холодно встретила заявления о том, что признание палестинского государства со стороны ООН и других междуна-родных организаций может способствовать урегулированию палестино-израильского конфликта. В Вашингтоне заявили: «Единственный способ положить конец конфликту – это разрешить вопросы об итоговом статусе, а это можно сделать только путем прямых переговоров. Односторонние дейст-вия и декларации любой из сторон не приведут нас к цели».

Глава египетской разведки О. Сулейман провел на минувшей неделе в Израиле переговоры с руководством страны – президентом Ш. Прессом, премьер-министром Б. Нетаньяху и министром обороны Э. Бараком, обсудив с ними перспективы возобновления палестино-израильского мирного про-цесса.

Власти Израиля 4 ноября сообщили о запрете для палестинских офици-альных лиц, за исключением главы ПНА М. Аббаса и премьер-министра па-лестинского правительства С.Фаяда, проезжать в Иорданию через мост Ал-ленби, соединяющий Западный берег реки Иордан (ЗБРИ) с Хашимитским королевством. Палестинцы резко осудили это израильское решение.

Руководитель ПНА М. Аббас считает, что Иран препятствует примире-нию между ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС, оказы-вая «давление на ХАМАС, чтобы оно не участвовало в любом будущем уре-гулировании». Руководитель ПНА также в очередной раз подтвердил, что палестинская сторона будет настаивать на ликвидации всех еврейских посе-лений, созданных на ЗБРИ после арабо-израильской войны 1967 г.

Генеральный директор министерства обороны Израиля У. Шани со-общил 5 ноября, что военное ведомство приняло решение, согласно которому впервые разрешен экспорт танков «Меркава 4» и бронетранспортеров «Намер», что вызвано «стратегическими соображениями» и необходимостью покрывать растущие расходы национального военно-промышленного комплекса. Так, продажа «Меркав» за рубеж может ежегодно приносить казне до 400 млн долларов. У. Шани особо подчеркнул, что экспорт бронетехники будет разрешен только в дружественные страны.

Напряженная обстановка сохраняется в Ливане. СМИ сообщают о подготовке вооруженных отрядов оппозиции (главным образом «Хизбаллы») к действиям с целью нейтрализации правоохранительных органов и установ-ления контроля над ключевыми правительственными объектами. Командова-ние ливанской армии заявило о вводе дополнительных воинских подразделе-ний в конфликтноопасные районы Бейрута. 4 ноября «Хизбалла» и ее союз-ники бойкотировали очередное заседание в рамках национального диалога по обсуждению проблем безопасности в стране. Несмотря на оказываемое оппо-зицией давление, премьер-министр страны С. Харири заявил, что он целиком и полностью поддерживает деятельность созданного ООН Специального трибунала по Ливану (СТЛ), расследующего убийство в 2005 г. его отца Р. Харири, и отверг требования «Хизбаллы» о разрыве контактов с СТЛ. По мнению С. Харири, существующая в стране напряженность не приведет к вспышке насилия.

На минувшей неделе в Бейруте состоялась встреча послов Ирана, Сау-довской Аравии и Сирии, обсудивших работу СТЛ и ситуацию в Ливане. Госсекретарь США Х. Клинтон 4 ноября в ходе телефонного разговора с С. Харири подтвердила американскую поддержку суверенитету, независимости и стабильности Ливана, обещав продолжать оказание этой стране помощи по программам в сферах безопасности и экономики.

Армия и силы безопасности Йемена проводят в провинциях Маариб и Шабва масштабную войсковую операцию против боевиков группировки «Аль-Каида на Аравийском полуострове». Одной из главных целей этой опе-рации является поимка садовского подданного И. Х. аль-Асири, которого американцы считают главным подозреваемым в организации изготовления бомб и их отправки из Йемена в США. Соединенные Штаты направили в Йемен группу специалистов по безопасности и борьбе с терроризмом и наме-рены усилить помощь в подготовке местного спецназа и таможенников. Со-общается о размещении в Йемене американских беспилотных летательных аппаратов «Предатор» для патрулирования территорию страны с целью об-наружения боевиков «Аль-Каиды». Тем временем, 2 ноября террористы взо-рвали нефтепровод в южной провинции Шабва.

Президент США Б. Обама 2 ноября продлил еще на один год экономи-ческие санкции против Судана (введены в 2007 г.), мотивируя это тем, что политика и действия суданского правительства по-прежнему «враждебны и представляют чрезвычайную опасность для национальной безопасности США». Одновременно было заявлено, что «если правительство Судана пред-примет шаги по улучшению ситуации в стране и установлению мира, мы го-товы работать с Суданом, чтобы обеспечить ему законное место в междуна-родном сообществе».

3 ноября в суданском регионе Дарфур впервые за последние месяцы произошли крупные столкновения правительственных войск с боевиками повстанческой группировки Движение за справедливость и равенство.

На минувшей неделе в России с визитом находился эмир Катара Х. бен Халифа Аль Тани. На переговорах с президентом России Д. Медведевым и главой правительства В. Путиным обсуждались вопросы дальнейшего раз-вития двусторонних отношений в экономической сфере (энергетика, природ-ный газ, инвестиции), а также ситуация на Ближнем Востоке и в зоне Пер-сидского залива.

Приложение

 

 

Оман: проблемы обеспечения национальной безопасности

 

 

Основным внешним фактором, определяющим политику руководства Омана в области национальной безопасности и обороны, является перма-нентно сложная, нестабильная военно-политическая обстановка в регионе Персидского залива. Внутри страны – это стремление правящего режима со-хранить стабильность общественно-политической и экономической ситуации в Омане. В перспективе (примерно через 10-15 лет) важнейшим для государ-ства, его стабильности и безопасности станет вопрос о наследнике престола.

На обеспечение внешней безопасности Омана очень сильное влияние оказывает геостратегическое положение страны, расположенной на перекре-стке важнейших мировых транспортных путей в северо-западной зоне Ин-дийского океана у входа в Персидский залив, в самой узкой части входа в не-го – Ормузского пролива — главной морской артерии, через которую осуще-ствляются поставки аравийской, иранской и иракской нефти. Страна также находится в регионе богатейших запасов нефти и природного газа.

Внешнеполитический курс Омана традиционно характеризуется праг-матизмом, гибкостью и осторожностью. Султанат предпочитает, по возмож-ности, не вмешиваться в региональные и межарабские разногласия, заинтере-сован в обеспечении внешней стабильности для проведения внутренних пре-образований. Руководство страны тщательно анализирует возможные по-следствия того или иного шага, а внешнеполитические акции предпринима-ются лишь после того, как в Маскате убедятся в их непременном успехе.

Оман активно участвует в деятельности ССАГПЗ, поддерживает разви-тие интеграционных процессов в рамках этой организации, выступает за соз-дание надежной системы региональной безопасности в зоне Персидского за-лива, одновременно участвуя в военных интеграционных проектах аравий-ских монархий. В то же время Оман настроен против установления саудов-ской гегемонии в Совете сотрудничества.

Несмотря на положительные результаты, достигнутые в урегулирова-нии отношений и территориальных споров с соседями, у Омана сохраняется определенная настороженность по отношению к Йемену, Саудовской Аравии и ОАЭ. Сохраняющиеся элементы настороженности и недоверия к арабским соседям способствуют подчеркнутой близости отношений между Оманом и Ираном, что вызывает недовольство у некоторых членов ССАГПЗ, прежде всего ОАЭ. Отметим также, что, предоставляя военные базы для использова-ния вооруженными силами США и Великобритании, оманское руководство предусмотрело отказ от своих обязательств в случае, если военные действия будут вестись против Ирана.

На современном этапе наиболее глубокие и стабильные отношения Оман поддерживает с Великобританией, которая остается ведущим партне-ром султаната в политической, торговой и военно-технической областях. Од-новременно динамично расширяется разностороннее сотрудничество с США. В Маскате выступают за сохранение американского военного присутствия в регионе Персидского залива. Тесные военно-политические связи с США и Великобританией, в целом прозападная внешнеполитическая ориентация страны, остаются краеугольным камнем международной политики Омана, определяют приоритеты султаната в области национальной безопасности и обороны, рассматриваются в качестве надежной гарантии защиты страны, ее суверенитета и территориальной целостности от посягательств извне.

Военно-доктринальные установки Омана основываются на том, что султанат не будет вести агрессивных войн. Официально потенциальный внешний противник не определен. Оборону национальной территории в силу ограниченности людских, экономических и собственно военных ресурсов предполагается осуществлять при непосредственной помощи США, Велико-британии и союзников по ССАГПЗ.

Задачи укрепления вооруженных сил (42,6 тыс. чел.) находятся в цен-тре внимания руководства Омана. Основной упор в военном строительстве делается на создание системы обороны, основанной на мобильных силах, ос-нащенных бронетехникой, средствами ПВО, а также на сбалансированных по своему боевому составу ВВС и ВМС. В то же время Оман никогда не ставил и не ставит задачу создания армии, которая могла бы вести широкомасштабные военные действия. В настоящее время национальные ВС по своей чис-ленности, боеспособности и техническому оснащению могут вести боевые действия лишь ограниченного масштаба и не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите страны от внешнего нападения. В целом в деле во-енного строительства Оман ориентируется на помощь Великобритании и США. Оманская армия официально не участвует в политической жизни страны, но остается одним из основных гарантов безопасности монархиче-ского режима.

В последние десятилетия Оман развивается в условиях внутриполити-ческой стабильности. Реформы, проводимые по инициативе и под руково-дством султана Кабуса (правит с 1970 г.), способствовали укреплению на-ционального единства страны, ее динамичному развитию, привели к заметным позитивным сдвигам в экономической и социальной сферах.

Изменения, происходящие в политической сфере страны, проводятся при сохранении в неприкосновенном виде фактического самодержавного ха-рактера власти султана. В Омане имеет место сверхцентрализация власти в руках одного человека – султана Кабуса, причем монарх не склонен отказы-ваться от своих многочисленных властных прав и полномочий, категорически отвергает возможность какого-либо диалога по данному вопросу. Сверх-концентрация власти в руках Кабуса превратила его в ключевую фигуру, от которой в значительной степени зависит стабильность и безопасность пра-вящего режима. Кроме того, это делает исключительно важным вопрос о престолонаследии. Кабус (1930 г. рождения) холост, бездетен, но при этом гласно не называет престолонаследника. По конституции 1996 г. (ст. 5) трон должен наследоваться по мужской линии потомками Сейда Турки бин Саида бин Султана из правящей династии Аль Бу Саидов (пра-пра-прадеда Кабуса). Кандидатура нового монарха должна быть определена в течение трех дней после того, как трон станет вакантным. Причем наследного принца выберет Совет правящего семейства (ст. 6). В числе возможных претендентов на пре-стол рассматриваются два дяди султана, трое его двоюродных братьев. Отме-тим, что существование нескольких кандидатур на занятие трона всегда несет в себе опасность возникновения естественного для данной ситуации со-перничества. С целью обеспечения возможно большей бесконфликтности при смене власти в 1996 г. декретом Кабуса создан Совет обороны (СО). В его состав входят министр по делам дворцовой канцелярии, главнокомандующий вооруженными силами, начальник генерального штаба ВС, главный инспектор полиции и таможни, три командующих видами вооруженных сил, начальник штаба султанской гвардии, руководитель аппарата внутренней безопасности. В случае вакантности престола и при отсутствии согласия среди членов правящей династии по кандидатуре наследника СО возьмет на себя проведение в жизнь послания султана Кабуса Совету правящего семейства и назначит нового главу государства.

Одна из обостряющихся проблем современного Омана – быстрый рост численности населения страны. За период с 1970 г. по 2010 г. оно увеличи-лось с примерно 1 млн до 3,2 млн человек. Высокие темпы прироста населе-ния все более остро ставят проблему обеспечения занятости оманцев, в пер-вую очередь молодежи. Пока же относительно высокий жизненный уровень населения способствуют стабильности государственной власти и безопасно-сти правящего режима. Вместе с тем, поддержание достигнутого уровня бла-госостояния оманцев требует предельного напряжения сил и возможностей страны. Причем порой властям приходится даже обращаться к финансовым резервам, предназначенным для использования в случаях крайней необходи-мости и для стабилизации ситуации в постнефтяной период.

Немаловажное значение для стабильности внутриполитического поло-жения султаната имеет присущая ибадитам (этого направления в исламе при-держивается большинство оманцев) традиция религиозной терпимости. И все же в последнее время в стране отмечается некоторый рост активности ради-кальных исламских элементов, хотя их деятельность на данном этапе не представляет серьезной угрозы для монархии. Да и в целом политическая оп-позиция в Омане по-прежнему очень слаба.

Таким образом, в настоящее время не существует непосредственной внешней и внутренней опасности правящему в Омане режиму. В стране нет реальных политических сил, представляющих угрозу правящему режиму. Подавляющее большинство подданных султана не готово выступать против нынешней власти. В этих условиях Кабус полностью контролирует положе-ние дел в государстве и обществе. Однако прогнозируемое скорое исчерпание запасов нефти может ухудшить экономическое положение Омана, негативно отразиться на социальной сфере, что, в свою очередь, может привести к росту антирежимных настроений.

52.46MB | MySQL:103 | 0,521sec