Новая американская стратегия по Судану в действии

Президент США Б.Обама на днях торжественно пообещал исключить Судан из «числа стран-спонсоров терроризма» не позднее лета следующего года. Об этом публично сообщил суданским официальным лицам председатель комитета по международным делам Сената США Дж.Керри. Он сейчас буквально «живет» в Судане и Эфиопии, прилагая титанические усилия к тому, чтобы референдумы о независимости Южного Судана и в Абъее состоялись без серьезных эксцессов. Несомненно, что обещание американского президента являлось «домашней заготовкой», которая было оглашена сейчас именно по настоянию Дж.Керри. Само по себе это говорит о том, что Вашингтон решил, что настал момент для задействования «тяжелого оружия». Почему обозначено лето 2011 года тоже понятно. Это связано с окончанием срока переходного периода, в период которого Хартум и Джуба должны договорится о решении всех спорных вопросов.

Совершенно очевиден и не скрывается и тот момент, что такое исключение состоится только при условии проведения референдумов и безусловного принятия их результатов. Среди условий «исключения Судана из числа спонсоров терроризма» и «заключение всех соответствующих соглашений после проведения референдума: о демаркации границ, валюты, гражданства и др.» Отсюда и такая растяжка по времени, что не исключает принятия решения Вашингтоном и раньше, в зависимости от прогресса по заключению этих договоров. «Президент Б.Обама ясно обозначил на этой неделе свое предложение о том, что если суданские лидеры предпримут конкретные шаги по выполнению Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС), включая признание результатов январского референдума, то он (президент) немедленно готов предпринять меры по трансформации и пересмотру двухсторонних отношений». Это означает не только принятие новой «дорожной карты» для Судана по решению вопросов «переходного периода», но начало иностранных инвестиций в нефтяную и сельскохозяйственную отрасль страны.

Напомним, что Судан попал в указанный список в 1993 году в период расцвета идей Х.ат-Тураби и «зеленого интернационала», а также пребывания на территории страны У. бен Ладена. С той поры ситуация кардинально измениласьи между США и Суданом наметилось серьезное сотрудничество по линии не только обмена развединформацией, но и организации конкретных совместных операций по борьбе с исламским терроризмом. Это сотрудничество было предельно продуктивным, особенно по вопросам Ирака и ХАМАСа. И это не говоря уже о том, что именно от суданцев пришла информация о готовящихся терактах в отношении башен-близнецов. Тот же специальный представитель США по Судану С.Грейшен неоднократно замечал, что «у американского разведсообщества нет данных, свидетельствующих о том, что Хартум поддерживает международные террористические структуры». Более того, важность темы сотрудничества с Суданом по линии спецслужб резко возрастает в связи с ядерной программой Ирана и его активности в Африке, а также возможным возникновением очага нестабильности в соседнем Египте.

Примерно той же позиции придерживается и Дж.Керри. Вообще его появление в качестве основной фигуры от США в критический для судьбы референдума момент не случайно. Отметим демонстративный уход «в тень» основного действующего лица в последнее время — спецпредставителя США по Судану С.Грейшена. Это связано и с его предстоящей отставкой с этого поста, и продолжающейся внутренней борьбой в администрации президента США. В этой связи в Вашингтоне было решено задействовать именно Дж.Керри, исходя из двух основных соображений. Во-первых, в Хартуме должны получать гарантии от влиятельной в политическом плане фигуры, а не от «без пяти минут отставника». Это придает обещаниям необходимую «силовую и моральную поддержку». А во-вторых, именно Дж.Керри был «архитектором» той самой реалистичной и трезвой политики на суданском направлении, проводником которой был С.Грейшен. Отсюда появление председателя комитета по международным делам Сената США на «суданской поляне». Он просто вынужден перейти «на ручное управление» процессами подготовки и проведения заключительного этапа ВМС, дабы обеспечить администрации Б.Обамы хоть какой-нибудь весомый внешнеполитический прорыв.

В этой связи Дж.Керри даже озвучил перед своими суданскими партнерами и такой очень сомнительный для правозащитного общества США тезис, о «готовности Вашингтона отложить еще на один год голосование в Совете Безопасности ООН по вопросу вердикта МУС в отношении суданского президента О.аль-Башира».

Сейчас Дж.Керри в процессе своих консультаций со вторым вице-президентом О.Тахой обозначил желание администрации США «разделить» рассмотрение темы экономических санкций против Судана и тему Дарфура. То есть продолжение режима санкций против поставок оружия в Дарфур теперь разделен по смыслу с общим режимом санкций. Такая постановка вопроса фактически открывает для Хартума путь для интеграции в мировую экономическую систему и позволяет решать проблему тех же дарфурских беженцев (или вернее, их расселения из лагерей) более осмысленно и неторопливо. Тем самым суданскому руководству направлен ясный сигнал о том, что можно сильно не усердствовать с «усмирением повстанцев» обязательно до января 2011 года. Вместе с тем, и затягивать этот процесс до чрезмерности тоже не рекомендовано, ибо такие шаги как обмен посольствами или списание долгов увязываются Вашингтоном именно с дарфурской темой.

Именно вопрос списания долгов Судана и был в центре переговоров Дж.Керри с министром экономики и финансов Судана А.М.Хасанейном. Речь идет о списании суданского внешнего долга в 37. 5 млрд долларов. Это немало, и хотя бы частичные подвижки на этом направлении сразу же резко бы повысили бы инвестиционную привлекательность Судана, что в условиях падения доходов от экспорта нефти для экономики страны жизненно важны. Хотя сама тема долгов, которые никто не собирается отдавать, не так важна. Важно движение и процесс. Дж.Керри пообещал помощь в лоббировании этой темы в международных валютных и банковских организациях, которые являются на сегодня основными суданскими кредиторами. Кстати, Россия уже выразила готовность свою часть долгов (5.8 млн долларов) списать Цена вопроса все та же – признание результатов референдума. В этих условиях Хартум видимо пойдет на это условие американцев. Нынешнее упрямство связано исключительно с вопросом переноса голосования в Абъее, на что США, как представляется, в конце концов, согласятся.

52.38MB | MySQL:103 | 0,452sec