Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8-14 ноября 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и на палестиино-израильском направлении. В Ираке начался процесс формирования нового правительства страны. В обмен на трехмесячный мораторий на строительство в еврейских поседениях на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) США предложили Израилю 20 истребителей пятого поколения F-35 и поддержку в блокировании антиизраильских инициатив в ООН.

После достижения ведущими политическими блоками Ирака договоренностей о распределении главных государственных постов была разблокирована работа избранного еще в марте с. г. Совета представителей (нижней палаты парламента). На заседании 11 ноября депутаты избрали представителя блока «Аль-Иракия» У. ан-Наджаифи (суннита) спикером Совета представителей. Его заместителями стали депутаты от курдского и шиитского блоков. В этот же день парламент вторично избрал президентом Ирака Дж. Талабани (курда), который поручил действующему главе кабинета министров Н. аль-Малики сформировать новое «правительство национального партнерства», где должны быть представлены все этнические и религиозные группы. На это, по конституции (ст. 70 п. 2), Н. аль-Малики отводится 30 дней. В настоящее время Н. аль-Малики ведет консультации с различными политическими блоками по кандидатурам на главные министерские посты. Для А. Алауи — лидера блока «Аль-Иракия», завоевавшего на выборах наибольшее число депутатских кресел, создается новый пост главы Совета по стратегической политике в составе 20 человек, включая премьер-министра. Эта структура будет заниматься главным образом вопросами национальной безопасности, что, как предполагается, позволит поддерживаемому суннитами блоку «Аль-Иракия» влиять на решение ключевых вопросов внешней и внутренней политики страны.

Следует подчеркнуть, что достигнутые соглашения стали результатом длительных и трудных переговоров, взаимных уступок и компромиссов, а также внешнего давления. Так, А. Алауи отказался от своих претензий на пост главы правительства во многом под сильным давлением США и лично президента Б. Обамы. Как видится, достижение договоренностей стало возможным в значительной степени потому, что иракские политики, в конце концов, поняли, что в случае продолжения затянувшегося кризиса их политическое будущее становилось все более неопределенным, так как страна, скорее всего, шла к новому масштабному витку насилия и гражданской войне с трудно предсказуемым исходом.

Вместе с тем, политическая ситуация в Ираке остается хрупкой и неустойчивой. Так, в ответ на отказ большинства парламентариев рассмотреть вопрос об отмене некоторых решений, принятых в рамках программы «дебаасизации», большинство депутатов от «Аль-Иракии» (57 из 91) бойкотировали выборы президента Ирака, обвинив Н. аль-Малики и Дж. Талабани в нарушении достигнутых соглашений. Однако на следующий день бойкот прекратился и был назван сторонниками А. Алауи «недопониманием», а блок «Аль-Иракия» подтвердил свое согласие участвовать в новом правительстве. Здесь же отметим, что у сторонников Н. аль-Малики и курдского блока в парламенте имеется достаточно голосов для одобрения состава нового кабинета министров, однако США и соседние арабские суннитские страны настаивают на участии в нем суннитов из «Аль-Иракии». В целом устойчивость, эффективность и долговременность будущего правительства Ирака будет зависеть от того, насколько иракские политики смогут договариваться по конкретным вопросам внешней и внутренней политики страны.

Достижение договоренностей между политическими блоками Ирака было положительно встречено в России, США, Евросоюзе, ООН, Иране и ряде других стран.

В стремлении поддержать палестино-израильский переговорный процесс госсекретарь США Х. Клинтон в ходе переговоров в Нью-Йорке с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху предложила в обмен на новый мораторий сроком на 90 дней на строительство в еврейских поселениях на ЗБРИ (кроме восточной части Иерусалима) предоставить Израилю 20 новей-ших истребителей F-35 на сумму 3 млрд долларов (сделка должна получить одобрение Конгресса) и политическую поддержку израильской позиции в ООН и других международных организациях. Также американская сторона заявила, что предлагаемый мораторий будет последним. Б. Нетаньяху 14 ноября заявил, что в настоящее время Израиль и США уточняют детали возможного соглашения, которое его правительство изучит. В то же время палестинская сторона уже заявила, что американская инициатива неприемлема для палестинцев, т. к. не включат запрет на строительство в Восточном Иерусалиме.

Б. Нетаньяху по итогам встречи с Х. Клинтон сообщил о серьезном настрое Израиля на достижение «исторического соглашения» о мире с палестинцами и желании «расширить этот процесс и перенести его на другие арабские страны». Тем временем 8 ноября израильские власти объявили о планах строительства 1300 единиц жилья в Восточном Иерусалиме, что вызвало «глубокое разочарование» США и резкое неприятие у палестинцев. Всего же в течение предстоящих 10 лет Израиль планирует построить в Иерусалиме, в т. ч. его восточной части, 50 тыс. единиц нового жилья.

11 ноября Конгресс США одобрил увеличение стратегических запасов американского оружия на израильской территории в стоимостном выражении на 400 млн долларов. Таким образом, к концу 2012 г. стоимость военных запасов США в Израиле составит 1,2 млрд долларов. Как известно, США начали складировать свое вооружение и военные материалы в Израиле в 1990 г.

В Дамаске 9 ноября состоялась встреча делегаций противоборствующих палестинских движений ФАТХ и ХАМАС, на которой стороны не смогли достичь согласия по обсуждавшимся вопросам обеспечения безопасности на ЗБРИ и в секторе Газа. Тем не менее, ФАТХ и ХАМАС заявили о намерении продолжить диалог.

10 ноября США заявили о выделении Палестинской национальной администрации дополнительной финансовой помощи на сумму 150 млн долларов.

Сложная обстановка сохраняется в Афганистане. На минувшей неделе боевики движения «Талибан» совершили серию террористических нападений в различных районах страны, крупнейшими из которых стали атака группы смертников 13 ноября на военную базу НАТО в Джалалабаде и сожжение 14 ноября в этом же районе 12 бензовозов для войск западной коалиции.

В настоящее время, по утверждению представителя НАТО, две трети активности талибских боевиков приходится на три провинции: Кандагар, Гильменд (обе на юге) и Кунар (на востоке). Причем ряд уездов этих провинций полностью контролируются движением «Талибан». Сообщается, что командование войсками США и НАТО в последние несколько месяцев развернуло в Афганистане масштабную «воздушную войну» против сил талибов, что одновременно ведет к росту потерь среди гражданского населения.

Официальный представитель НАТО заявил 10 ноября, что альянс не намерен уходить из Афганистана после передачи местным силовым структурам ответственности за обеспечение безопасности в стране, подчеркнув: «Мы будем оставаться в Афганистане столь долго, сколько потребуется». Сам же процесс передачи начнется в 2011 г. и должен завершиться в конце 2014 г. По словам главы афганского военного ведомства генерала А. Р. Вардака, национальные силы безопасности смогут начать брать на себя задачи, выполняемые сейчас войсками западной коалиции, только в будущем году.

Руководство Пакистана раскритиковало заявление президента США Б. Обамы о поддержке стремления Индии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. В Исламабаде выразили надежду на то, что Вашингтон «займет моральную позицию, а не будет руководствоваться сиюминутными политическими соображениями».

11 ноября в пакистанском городе Карачи был совершен крупный теракт, в результате которого погибли 20 и получили ранения около 130 человек. Ответственность за акцию взял на местный филиал движения «Талибан».

Представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности К. Эштон 12 ноября сообщила, что переговоры между «шестеркой» международных посредников и Ираном должны состояться 5 декабря. При этом К. Эштон отвергла требование ИРИ о проведении встречи в Турции, заявив, что она должна пройти в Вене или Женеве. Ранее, 10 ноября президент Ирана М. Ахмадинежад заявил о готовности его страны «вести переговоры на равных условиях, чтобы решить текущие проблемы и способствовать установлению мира и безопасности в регионе. Но при этом мы неоднократно говорили, что наше право на ядерные технологии не подлежит обсуждению». М. Ахмадинежад также обвинил МАГАТЭ в передаче спецслужбам США секретных сведений об Иране. По его словам, именно поэтому Тегеран возражает против присоединения к дополнительному протоколу к ДНЯО, предполагающему жесткие дополнительные проверки ядерных объектов. В то же время генеральный директор МАГАТЭ Ю. Амано, выступая 8 ноября в ООН, заявил, что возглавляемое им Агентство до сих пор не получило достаточных доказательств исключительно мирного характера ядерной программы ИРИ, т. к. иранская сторона «не обеспечивает необходимого сотрудничества, чтобы позволить Агентству подтвердить, что весь ядерный материал в Иране предназначен для мирной деятельности».

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил 8 ноября, что экономические санкции против ИРИ малоэффективны, и только реальная угроза военной операции может заставить Тегеран отказаться от создания ядерного оружия. США отвергли такой образ действий, заявив, что будут добиваться решения проблемы мирными средствами.

Президент США Б. Обама 10 ноября продлил еще на год введенный в 1979 г. режим «чрезвычайного положения» в отношении Ирана, предусматривающий экономические санкции против этой страны.

По заявлению иранских военных, в стране в ближайшее время будут проведены испытания собственного ЗРК, аналогичного российскому С-300. По оценке российских экспертов, в лучшем случае, речь может идти об использовании китайских технологий, возможно ставших доступных иранцам.

Сложная ситуация сохраняется в Ливане. Лидер «Хизбаллы» Х. Насрулла продолжает категорически отказываться выдавать активистов своего движения Специальному трибуналу по Ливану (СТЛ), созданному ООН для расследования убийства бывшего премьер-министра страны Р. Харири. Одновременно радикальный шиитский лидер исключает вероятность конфронтации исламистских боевиков с правительственной армией. Премьер-министр Ливана Р. Харири 14 ноября заявил, что не боится угроз в свой адрес, но готов к диалогу с оппонентами. Госсекретарь США Х. Клинтон предупредила «Хизбаллу» о недопустимости препятствовать работе СТЛ. На прошедшей неделе американские законодатели сняли возражения относитель-но предоставления американской военной помощи Ливану на сумму 100 млн долларов. В Конгрессе были удовлетворены заверениями Пентагона о том, что предоставляемая помощь не попадет в руки «Хизбаллы».

В связи с усилением активности сторонников «Аль-Каиды» в Йемене Саудовская Аравия предложила соседней стране помощь в борьбе с вооруженными формированиями террористов, заявив, что «ситуация с безопасностью в Йемене важна для нас, также как ситуация с безопасностью в королевстве».

Президент Турции А. Гюль 9 ноября обвинил Евросоюз в попытках помешать его стране стать членом этой организации, поставив Анкаре «несправедливые и искусственные преграды». При этом президент подтвердил стремление Турции добиваться вступления в ЕС. А. Гюль также заявил, что в Анкаре выступают против создания натовской системы ПРО, направленной против Ирана. Турецкий президент назвал «необоснованными» высказываемые в последнее время на Западе опасения, что нынешнее правительство страны меняет внешнеполитические приоритеты, превращая Турцию из твердого союзника Запада в региональную державу, «обеспокоенную, прежде всего, своим влиянием в окружающем регионе».

Приложение

О группировке «Аль-Каида на Аравийском полуострове»

Экстремистские террористические группировки, связанные с международной террористической сетью «Аль-Каида», появились в Саудовской Аравии и Йемене в 1990-е гг. За прошедшие годы террористы сумели осуществить в Саудовской Аравии и Йемене целый ряд акций, приведших к большим человеческим жертвам, в т. ч. среди граждан США и европейских стран. Экстремисты выступили и продолжают выступать с угрозами в адрес президента Йемена А. А. Салеха, членов саудовской королевской семьи, президента Египта Х. Мубарака, высокопоставленных правительственных чиновников, военных и сотрудников органов безопасности. Руководство экстремистов объявило о намерении предпринять джихад из Йемена в Израиль для освобождения исламских святынь и сектора Газа. Поставлена задача «изживать неверных с арабских земель путем убийства крестоносцев в их посольствах, провозглашения тотальной войны против крестоносцев на всем полуострове Пророка Мухаммеда в воздухе, на земле и на море». Настойчиво звучит призыв: «Атакуйте и убивайте их столько, сколько сможете». Главная же цель исламских радикалов – свержение режимов, существующих в странах Аравийского полуострова и создание здесь исламского халифата.

Начиная с 2003 г., спецслужбы Саудовской Аравии сумели нанести экстремистам чувствительные удары, арестовав свыше 2200 человек и уничтожив до 120 боевиков, включая ряд руководителей подпольных ячеек. Вдоль границ королевства были обнаружены десятки секретных убежищ, где располагались боевики и похищенные ими люди. Многие теракты были предотвращены. Одновременно власти проводили широкомасштабную кампанию по дискредитации идеологии радикальных исламистов («заблудших сект»). Все это в значительной степени подорвало потенциал местных сторонников «Аль-Каиды», вынудив значительную часть боевиков уйти в Йемен, где сохраняются обширные территории, не подконтрольные властям. Это позволило экстремистам перегруппировать свои силы и «обрести второе дыхание». Кроме того, часть боевиков переместилась в Ирак для борьбы с войсками США и шиитско-курдским правительством этой страны. На неуправляемых территориях Йемена местные и саудовские экстремисты создали опорные базы и лагеря для подготовки новобранцев. Деятельности аравийских приверженцев «Аль-Каиды» в Йемене во многом способствует политическая нестабильность в стране, наличие у центральной власти серьезных конфликтов с шиитскими исламистами на севере и сепаратистами на юге. В этой ситуации в Сане не считали присутствие в стране «Аль-Каиды» проблемой, имеющей первостепенную важность, хотя в последние годы именно в Йемене экстремисты совершили наибольшее число терактов, вооруженных нападений, похищений людей и других насильственных акций. Наиболее сильной организацией йеменских радикальных исламистов стала т. н. «Армия освобождения Адена и Абьяна».

В январе 2009 г. саудовские и йеменские сторонники «Аль-Каиды» заявили об объединении в общую организацию, получившую название «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП). Ее возглавил йеменский гражданин Насер аль-Вахаяши, бывший ранее одним из помощников У. бен Ладена в Афганистане. Его заместителем стал саудовец Абу Сайяд аш-Шихри, бывший узник американской тюрьмы в Гуантанамо, переданный затем властям КСА и выпущенный ими на свободу в 2007 г. Часть руководителей и полевых командиров АКАП также являются бывшими узниками Гуантанамо. В рядах экстремистов присутствуют и женщины. В первую очередь, речь идет о некой Х. аль-Кусайр, вдове одного их погибших членов группировки. В арабских СМИ ее называли «опаснейшей женщиной «Аль-Каиды». До ареста Х. аль-Кусайр отвечала за вербовку женщин и финансовое обеспечение террористических акций.

Финансовая подпитка организации поступает преимущественно из Саудовской Аравии и других аравийских монархий через хорошо организованную систему исламских благотворительных фондов, чьи высокопоставленные покровители четко определяют стратегию и тактику денежных вливаний, перенацеливая финансовые потоки в том или ином направлении в зависимости от изменения обстановки и поставленных политических целей.

Важную роль отводится идеологической работе, которую ведет большое число активных и умелых проповедников радикальных исламистских идей, как состоящих в организации, так и формально не входящих в нее. Наиболее известным проповедником АКАП считается А. аль-Авлаки – йеменец, родившийся в США (формально в организации не состоит). Он занимается не только духовным наставничеством, но и со знанием дела пропагандирует способы и методы террористической деятельности. Экстремисты широко используют в своих целях возможности Интернета, демонстрируют хорошую способность изменять свою тактику, умело приспосабливаются к особенностям конкретной страны, в т. ч. к реалиям жизни на Западе,

«Аль-Каида на Аравийском полуострове» действует преимущественно на территории Йемена (в основном в южных районах республики), а также в Саудовской Аравии и странах Африканского рога, главным образом в Сомали, где налажено сотрудничество с крупнейшей местной радикальной исламистской группировкой «Аш-Шабаб». Небольшие ячейки АКАП имеются в других аравийских монархиях, сторонники организации действуют в Европе и Северной Америке. Оценочно, в группировке насчитывается 500-600 боевиков. Аравийская «Аль-Каида» имеет опытные кадры боевых командиров, хорошо владеющих тактикой партизанской борьбы и осуществления террористических акций. Среди полевых командиров организации выделяется бывший «афганец» М. аль-Харби. Также организация имеет опытных и умелых изготовителей взрывных устройств. Так, создателем недавних почтовых посылок с бомбами из Йемена в США спецслужбы Запада называют некого И. аль-Асири.

Наиболее важные решения руководство АКАП принимает самостоятельно, исходя и собственных интересов. Вместе с тем, аравийские исламисты поддерживают регулярные связи с руководством головной организации «Аль-Каиды», получая от него директивные указания общего характера, которые, однако, не всегда выполняются. Также аравийским экстремистам периодически поступает от «старших братьев» финансовая помощь и оружие. Отметим, что АКАП по своей структуре очень похожа на организацию, созданную в свое время У. Бен Ладеном в Афганистане. Имеются сведения о боевиках, покидающих Афганистан и Пакистан и перебирающихся в Йемен и Сомали. По информации СМИ, на йеменской территории сосредотачивается все больше лиц в той или иной степени связанных с радикальными исламистскими организациями. Радикальные исламисты пользуются поддержкой ряда вождей йеменских племен, пытаются наладить сотрудничество с южнойеменскими сепаратистами.

Несмотря на прежние неудачи и понесенные потери, АКАП не отказалась от продолжения борьбы с саудовским режимом и по-прежнему представляет угрозу для стабильности в королевстве, о чем свидетельствуют акции, периодически совершаемые террористами на территории КСА. Опасность для режима могут представить и попытки радикальных исламистов проникнуть в армейскую среду, их призывы к военнослужащим не выполнять приказы командования, создавать в армии нелегальные исламистские ячейки, оказывать всестороннюю помощь «воинам ислама».

Активизация деятельности аравийской «Аль-Каиды», предпринимаемые экстремистами попытки совершить теракты в США и Европе приводят к ответным мерам, в первую очередь, со стороны США. Усиливают свою работу против экстремистов саудовские спецслужбы. В последнее время не без давления со стороны Вашингтона более активно стало действовать против боевиков АКАП и правительство Йемена: чаще и с привлечением больших сил стали проводиться операции против боевиков. Увеличивается американская помощь Йемену в борьбе против терроризма. Так, если в 2008 г. на эти цели Вашингтон выделил Сане 20 млн долларов, то в 2010 г. – 155 млн долларов, В 2011 г. размер помощи может составить 250 млн долларов. Американские военные обучают местный спецназ, однако, по официальным заявлениям Пентагона, непосредственно в операциях против боевиков не участвуют. Поставляются специальная техника и вооружение. Недавно в стране были размещены американские беспилотные летательные аппараты, которые ведут разведку баз боевиков. Содействие в борьбе против тер-роризма оказывают Йемену Великобритания, Германия и Франция.

В целом, по мнению американских экспертов по борьбе с терроризмом, «Аль-Каида» на Аравийском полуострове», «набрав силу за последние два года», в настоящее время «находится на подъеме». Более того, некоторые аналитики считают, что уже сейчас наиболее серьезная опасность исходит не от основной афгано-пакистанской организации «Аль-Каиды», а от ее йеменского ответвления, чья деятельность во все большей степени носит транснациональный характер.

52.39MB | MySQL:103 | 0,441sec