Ситуация в Марокко: октябрь 2010 г.

В октябре очень много событий в Марокко так или иначе касалось проблемы западносахарского урегулирования. Именно тогда были заложены основы проблемы, которая уже в ноябре привела к резкому обострению обстановки в сахарских провинциях и многочисленным жертвам силового решения, к которому прибегнул Рабат. Все началось 19 октября, когда несколько тысяч сахарцев устроили палаточный лагерь близ административного центра сахарских провинций города Эль-Аюн в знак протеста против «ухудшения условий их жизни». Они выдвигали требования о предоставлении им «работы и жилья», а также добивались встречи с представителем короля Мохаммеда VI.

Сразу же хочется отметить, что автор этих строк в свое время побывал в Эль-Аюне. В результате этих поездок сложилось впечатление, что проживавшие в этом городе сахарцы в ожидании планировавшегося тогда референдума о будущем сахарских провинций фактически паразитировали на различных субсидиях и льготах, выделявшихся им марокканскими властями. Однако времена изменились. Марокко отказалось от идеи проведения референдума. Грянул экономический кризис. И, судя по всему, государство не смогло больше удовлетворять потребности сахарцев в той мере, в которой им хотелось бы. Не стоит сбрасывать со счета и пропаганду среди сахарцев, ведущуюся сепаратистами из базирующегося в Алжире Фронта ПОЛИСАРИО.

За неделю существования лагеря число его обитателей увеличилось с 5 до 10 тысяч. Уже 25 октября был зафиксирован первый инцидент, когда военнослужащие из королевской жандармерии воспрепятствовали группе сахарской молодежи, которая попыталась пополнить число жителей лагеря. В результате столкновения погиб 14-летний подросток, пятеро человек получили ранения. По официальным данным, молодые люди передвигались в сторону лагеря на двух машинах, когда из одной из них прозвучал выстрел в сторону жандармов. Они открыли ответный огонь. Уже тогда было понятно, что добром история с лагерем сахарцев не завершится, поскольку обе стороны были настроены самым решительным образом.

Череда октябрьских событий, касавшихся сахарских провинций, началась еще в первый день месяца. Тогда глава Фронта ПОЛИСАРИО Мохаммед Абдельазиз обратился с письмом к Генеральному секретарю ООН, в котором осудил «насилие и агрессивность», проявленные марокканскими властями в аэропорту Эль-Аюна по отношению к группе иностранцев и 24 правозащитникам-сахарцам. Он предложил Пан Ги Муну наделить сотрудников Миссии ООН в Западной Сахаре /МИНУРСО/ функцией защиты лиц, занимающихся правозащитной деятельностью.

2 октября Марокко опровергло информацию о том, что в Эль-Аюне было применено насилие по отношению к иностранцам и сахарцам. Как утверждалось в коммюнике местных властей, «никто из числа иностранцев или сахарцев не был арестован».

22 октября в Марокко прибыл эмиссар ООН по Западной Сахаре Кристофер Росс. Целью визита было объявлено содействие возобновлению переговоров между Рабатом и Фронтом ПОЛИСАРИО, которые предполагалось начать в ноябре под эгидой ООН. До этого Росс в ходе своего турне посетил Мавританию, Алжир, а также лагеря Фронта ПОЛИСАРИО близ алжирского города Тиндуф. Таким образом, запланирован еще один раунд переговоров ради переговоров, поскольку стороны явно не собираются уступать друг другу ни в одном из вопросов. Предыдущие три раунда переговоров, проходившие близ Нью-Йорка, не привели к каким-либо результатам.

Для Росса это турне стало четвертым по счету с момента, когда он занял свой нынешний пост в январе 2009г. Пока что ему, равно как и его предшественникам, не удалось добиться каких-либо подвижек в деле урегулирования западносахарской проблемы. Да и вряд ли удастся.

18 октября в Израиле было объявлено, что президент этой страны Шимон Перес отказался от участия во Всемирном экономическом форуме в Марракеше после того, как узнал, что его не примет король Марокко Мохаммед VI. Последний отказался принимать Переса в связи с острой ситуацией, складывающейся в отношениях между палестинцами и Израилем.

После подписания соглашений между Израилем и ООП в Осло в 1993г. Израиль открыл свое диппредставительство в Рабате на уровне бюро по связям. Рабат пошел на аналогичный шаг в 1994г. В октябре 2000г. королевство приостановило дипотношения с Израилем в знак протеста против израильских мер против участников интифады.

29 октября испанская полиция объявила, что вместе с французскими коллегами ликвидировала наркосиндикат, который занимался поставками кокаина и гашиша из Марокко в Испанию с использованием вертолетов. На вертолетах наркотики доставлялись в южные районы Испании, откуда затем автомобильным транспортом доставлялись в район Марселя. Французским полицейским удалось арестовать 6 участников преступной группы, испанские сыщики захватили вертолет, использовавшийся для перевозки наркотиков.

Еще одну новость из сферы борьбы с наркомафией сообщили в октябре марокканские газеты. По их данным, наркосети, занимавшиеся поставкой гашиша в Европу, за последнее время были вытеснены из городов на севере Марокко. Однако они никуда не исчезли, а просто перебрались в Касабланку. Подтверждение тому — несколько захватов крупных партий гашиша в порту экономической столицы королевства.

Также 29 октября марокканские власти объявили о недавней нейтрализации «двух ячеек, связанных с «Аль-Каидой» и аресте 9 человек, в том числе одного гражданина Йемена. Последний, по данным марокканских спецслужб, «поддерживал тесные связи с «Аль-Каидой» и разыскивается властями его страны». Из восьми арестованных марокканцев двое ранее уже осуждались к тюремному заключению за причастность к различным террористическим планам. Одной из ликвидированных ячеек руководил «эмир», проживающий в настоящее время в Италии. Она взяла себе название «Фронт сахарского джихада». Вторая ячейка занималась рекрутированием добровольцев для джихада в Ираке и была тесно связана с «Аль-Каидой».

Ранее, еще 12 октября, представитель Марокко принял участие в прошедшем в столице Мали — Бамако — заседании Группы антитеррористических действий «большой восьмерки». Участники заседания обсуждали вопросы усиления борьбы с терроризмом, и в частности, с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» /АКМ/, в зоне Сахеля. Из стран региона кроме Марокко во встрече участвовали представители Мавритании, Нигера, Буркина-Фасо, Сенегала и Нигерии.

Обратило на себя отсутствие на встрече Алжира, утверждающего, что борьба против АКМ должна быть уделом исключительно стран региона. На самом деле отсутствие Алжира на встрече в Бамако было связано с тем, что на ней присутствовал его давний антипод — Марокко. Фактически встреча в Бамако могла похоронить известные алжирские инициативы по налаживанию регионального взаимодействия в вопросах борьбы с терроризмом. Ранее в алжирском городе Таманрассет на крайнем юге страны ряд стран региона учредил совместный операционный штаб, который вплоть до последнего времени не провел ни одной совместной антитеррористической операции. В Алжире был учрежден совместный разведывательный центр.

22 октября антитеррористический суд в марокканском городе Сале /город-спутник Рабата/ приговорил к 10 годам тюрьмы исламиста алжирского происхождения Бенрабаха Бенатту по обвинению в причастности к подготовке терактов в составе ранее разгромленной террористической сети, возглавлявшейся мароккано-бельгийцем Абделькадером Беллираджем. Ранее, в сентябре с.г., Бельгия выдала Марокко 44-летнего алжирца на основании международного мандата об аресте, выписанного еще 18 марта 2008г.

29 октября марокканские власти приостановили деятельность бюро катарского телеканала «Аль-Джазира» в королевстве и лишили аккредитации журналистов этого бюро. Как утверждалось в этой связи в коммюнике министерства информации, такое решение было принято в связи с «многочисленными нарушениями правил», установленных в королевстве для иностранных журналистов. Ранее Рабат неоднократно высказывал неудовольство в связи с тем, как бюро «Аль-Джазиры» в Марокко освещало «досье, связанные с исламистами и /Западной/ Сахарой».

Согласно действующим в Марокко негласным правилам для журналистов, им в своих материалах запрещено ставить под сомнение марокканскую принадлежность Западной Сахары, критиковать личность монарха и ислам.

Ранее у «Аль-Джазиры» были многочисленные проблемы и в других арабских странах, которые обвиняют этот телеканал в том, что он, пользуясь покровительством властей Катара, превратился в рупор радикальных исламистов вообще, и Усамы бен Ладена — в частности. Такие проблемы возникли у телеканала с властями Ирака, Иордании, Бахрейна, Саудовской Аравии, Йемена. Со своей стороны в странах Запада не забыли, что по «версии» «Аль-Джазиры» теракты 11 сентября 2001г. в США были частью якобы задуманного в Израиле заговора.

52.4MB | MySQL:103 | 0,523sec