Размышления об уликах в деле по убийству бывшего премьер-министра Ливана Р.Харири

Как ожидает большинство экспертов, обнародование результатов международного трибунала по расследованию обстоятельств дела Р.Харири состоится до конца этого года. Это обусловлено несколькими факторами, основным из которых является желание «антисирийского» крыла саудовской верхушки успеть пройти «точку невозврата» до возвращения на родину короля Абдаллы, который срочно выехал в США для прохождения лечения. Чем такое развитие событий в принципе чревато для Ливана и всего региона? И насколько весомы улики, собранные международным трибуналом?

Начнем с последнего. По данным трибунала, которые просочились в прессу, покушение на Р.Харири организовало движение «Хизбалла». Эмиссары последней организовали специальную группу из восьми человек, которые использовали автономную систему мобильной связи. Один человек из этой группы находился рядом с местом покушения, на что указывает биллинг его контактов по мобильному телефону. После покушения группа «свернула» контакты по указанной сети. Все это, по оценке судей, неумолимо указывает именно на «Хизбаллу». Начнем по порядку.

«Хизбалла» может создавать какие угодно автономные сети и системы связи, чем она собственно занималась очень давно и занимается сейчас. Говорить о том, что эта сеть планировала и осуществила убийство Р.Харири, можно только в случае наличия текста переговоров или обмена смс-сообщениями. Но таких текстов просто нет, ибо они должны подразумевать официальное или неофициальное прослушивание мобильных телефонов группы. Кстати, в последнем случае никакой суд их в качестве улик не признает. Почему мы так уверены, что текстов нет? По очень простой причине. Если бы они были, то не о чем было разговаривать, и ничего не надо было расследовать. Надо было только констатировать. Так как этого не произошло, трибунал работает уже во втором своем составе, а новые выводы разительно отличаются от прежних, то это означает единственное: прямых улик у трибунала нет. Отсюда все эти «метания и терзания». Против прямых улик спорить тяжело и «замять» их чрезвычайно сложно. Особенно с учетом того, что трибунал подчиняется в своей деятельности ООН.

Далее трибунал утверждает, что начальник личной охраны Р.Харири был замешен в организации покушения, так как в роковой день не поехал в кортеже с премьер-министром, а остался дома по причине болезни. Это, несомненно, вызывает подозрения, но опять же очень косвенные. Кстати, этот полковник до сих пор работает с С.Харири по своему прямому профилю, что означает отсутствие подозрений лично у нового премьер-министра в его отношении. Но момент очень интересный, так как он вызывает гневное осуждение у самого С.Харири и его ближайшего окружения. Но самое замечательное, что первый состав трибунала пришел к предварительному выводу о том, что убийство Р.Харири стало возможно только при участии в заговоре людей из его близкого окружения, чуть ли не помощников. Потом этот вопрос был «замят» под давлением нового премьера.

Далее: всю эту историю с автономными группами «Хизбаллы» «раскопал» следователь военной разведки, который после этого был взорван в своем автомобиле. Та же участь постигла и его непосредственного начальника. В данном случае непонятен мотив убийства. Если следователь уже все нашел и доложил по команде, то зачем его убивать? В этом случае, для того чтобы скрыть материалы расследования, надо было «выкосить» весь руководящий состав военной разведки и уничтожить улики. Сейчас материалы спокойно «выплыли». Значит, их никто не уничтожил. Убийство следователя и его начальника имеет смысл только в одном конкретном случае: они должны были «раскопать», а, скорее всего, просто легализовать некие данные. Дальше они плавно переходили в категорию «ненужных свидетелей», ибо рассмотрение этих материалов в трибунале означали бы их официальные допросы на предмет: где? и от кого? В процессе этих допросов могли бы всплыть данные и источники получения информации, о которых кто-то предпочел бы умолчать.

За всеми этими событиями стоит крупная, хорошо скроенная организация. Сразу заметим, что есть очень большие сомнения в отношении причастности саудовской разведки к этому эпизоду. Не потому, что у Р.Харири не было врагов внутри саудовского истеблишмента, а потому, что к «добродетелям» этой спецслужбы не относится умение проводить операции такого калибра. Дать денег на нее – это да, но не проводить и организовывать. Могли ли эти недруги бывшего премьера «сработать» через его ближайшее окружение? Несомненно. Но только в том случае, если бы он пошел на активное сближение с тем же Ираном или сирийцами, чего в тот момент не просто не было, а обстояло все ровно наоборот.

Остаются еще две силы, которые были в состоянии это организовать. Это сирийцы и израильтяне. Иран в данном контексте не рассматриваем, поскольку существует очень малая вероятность того, что он мог пойти на какие-то действия без консультаций с Дамаском.

Израиль, несомненно, имел мотив, так как тем самым он в случае успеха поднимал в разы антисирийские настроения в Ливане и мире и превращал Дамаск в политического изгоя. Автоматически в разы осложнялось положение «Хизбаллы» и ХАМАСа. Тем самым с повестки дня снимался вопрос о мирных переговорах с сирийцами на предмет возвращения Голан. В этой связи вызывают размышления следующие моменты. Это, прежде всего косвенные улики по биллингу в отношении «Хизбаллы», которые потом «нашел» следователь военной разведки. Напомним, что в этом году ливанские органы безопасности раскрыли обширную сеть израильской агентурной сети именно в военной разведке и технических офисах основных мобильных операторов страны. Сеть эту накрыли при активной помощи службы безопасности «Хизбаллы», которая, как теперь представляется, наносила упреждающий удар по выводам трибунала. Действительно «сварганить» через свою агентуру «липовые биллинги» на «засвеченных» членов «Хизбаллы» и легализовать их потом через следователя – вполне возможно и реально. Тем более, последний никому и ничего не расскажет. Кстати, абсолютно жизнеспособна версия и о том, что само убийство и вышеизложенная комбинация между собой никак не связаны, то есть убивали одни, а воспользовались этим заодно и другие.

В этом контексте не совсем логичным выглядит и признание бывшего шефа военной разведки Израиля об организации убийства в Дамаске одного из руководителей военного крыла «Хизбаллы» И.Мугние. Последний как раз по последним выводам трибунала и является основным подозреваемым, и его пребывание на территории Сирии ставило руководство последней в очень неудобное положение. Склоняемся в этой связи к версии того, что генерал просто не очень хорошо подумал, чем еще можно оправдать свою эффективность на благо родины, и выдал желаемое за действительное. В противном случае это «работает» на «израильскую версию».

Про сирийские мотивы говорилось уже много и нет смысла повторяться. Основным из них является личная месть и посыл сигнала Эр-Рияду, что он переходит «красную черту» в своей экспансии в Ливане. В связи с этим отметим самоубийство 12 октября 2005 года многолетнего ( с 1982 по 2002 год) куратора сирийских спецслужб в Ливане Гази Канаана.

Теперь о том, что может предпринять «Хизбалла» в случае опубликования нынешних выводов трибунала. Скорее всего, это будет демонстративное выражение недовольства (выход из правительства, блокирование аэропорта, манифестации и т.п.). В настоящих условиях на долгое вооруженное противостояние ее лидеры не пойдут и правительство свергать не станут. Против этого пока выступает Сирия и Турция, что является основным условием на настоящий момент времени.

52.32MB | MySQL:103 | 0,482sec