Обострение ситуации на севере Йемена

Последние сводки из Йемена говорят о возникновении очередного очага вооруженного противостояния между повстанцами-Хауси и саудовскими вооруженными силами. Бои идут сразу в нескольких местах. Причем саудовцы начинают активно применять авиацию для подавления огневых точек повстанцев. За день до этого в провинции Эль-Гауф террорист-смертник взорвал свой заминированный автомобиль в толпе Хауси, собравшихся на свой религиозный праздник, связанный со святым для всех шиитов пророком Али. Эти события, произошедшие в разных местах и с разными участниками, тем не менее, тесно связаны между собой.

Информационные агентства также называют это началом «второй шиитской войны», хотя на самом деле она является шестой. Правда, саудовские войска участвуют в ней напрямую второй раз. Первая эпопея им славы не принесла, что и привело, в конечном счете, к перестановкам в руководстве элитной национальной гвардии и смене ее командующего. И это не говоря о моральных издержках и чувстве национального унижения.

Этим, кстати, нынешняя война кардинально (пока, во всяком случае) отличается от предыдущих: в ней не участвуют собственно йеменские войска, и она плавно перерастает из гражданской в национальную. Это очень важный момент, о сути которого мы поговорим ниже.

Нынешнее обострение событий свидетельствует о том, что наши предыдущие выводы оказались верными. Эр-Рияд откровенно расшатывал ситуацию последние два-три месяца, всячески стимулируя крупными финансовыми вливаниями северойеменские племена к активизации их агрессивных действий в отношении Хауси. К чести последних необходимо отметить, что они, в общем, не позволили себя втянуть на нынешнем этапе в вооруженный конфликт. О том, что война начнется на севере страны очень скоро, знала практически вся племенная верхушка, об этом открыто предупреждали недавно на своей конференции шейхи племен провинции Маариб.

Логика последних событий и динамика интеграции Хауси во властные структуры страны вынудила саудовские власти пойти на очень рискованные по своей сути действия. И совсем не факт, что они окажутся эффективными и достигнут своей цели. Напомним, что обострение ситуации состоялось как раз в том момент, когда полным ходом шли активные переговоры между Саной и Хауси на предмет предоставления им широкой автономии в четырех северных провинциях страны взамен за отказ от враждебных действий и невмешательства в вопросы передачи власти сыну нынешнего йеменского лидера А.Салеха. Перед этим состоялось подписание при посредничестве Катара мирного договора. Да и нынешние консультации без посредничества Дохи тоже не обошлись. Присутствие «заклятых друзей» Эр-Рияда в зоне их национальных интересов вызывало у него «изжогу» и крайнюю форму раздражения. Собственно на это и рассчитывал А.Салех, когда приглашал катарцев. И надо отметить, что его расчет и в этот раз сработал. Просто он ожидал активности от саудовцев ранее, еще в период подписания мирного соглашения, но не дождался. В силу этого затеял, в общем-то, изначально провальные консультации с Хауси по вопросу автономии и довел тем самым Эр-Рияд до нужной степени кипения и потери здравого смысла. Провальные по одной простой причине: любые подобные договоренности с одной из племенных групп воспринимаются остальными племенами и политическим партиями очень болезненно в силу нарушения сложившейся системы «сдержек и противовесов». Это правило работает в Йемене для всех партий без исключения, вне зависимости от их политической идеологии. Рассчитывать реально на то, что А.Салех пойдет на такого рода договоренности со своими недавними недругами и тем самым потеряет остатки своего влияния на остальные сегменты йеменского общества, было бы наивно.

Втягивая саудовцев в открытую конфронтацию с Хауси, йеменский лидер решал и еще одну задачу. Он нарушал наметившееся политическое сближение оппозиции с Хауси, которое реально начинало угрожать его монополии на власть.

Саудовцы в свою очередь потерпели поражение в «войне нервов». Поверив в реальность возникновения «проиранского шиитского анклава» у себя в «подбрюшье», они начали играть по правилам йеменского лидера. Ну и конечно нынешняя эскалация должна по идее доказать безосновательность претензий катарцев на лидерство. При этом Саудовской Аравии не удалось спровоцировать северойеменские племена на столкновения с повстанцами, и они предприняли шаги в другом направлении.

Мы имеем ввиду пресловутую «Аль-Каиду Аравийского полуострова», член которой, по предварительным данным, и взорвал заминированный автомобиль в Аль-Гауфе. Продолжаем утверждать, что указная группа действует под контролем саудовских спецслужб и выполняет их политический заказ. В настоящее время — это сорвать мирное примирение и организовать новый очаг вооруженного противостояния, похоронив при этом все инициативы Катара. Еще ранее – компрометация йеменских властей путем отправки заминированных посылок через йеменскую систему экспресс-почты. Сравните эту тактику использования террористов-смертников для поддержания напряженности с тактикой «Аль-Каиды» в Ираке, и можно увидеть много общего. Почерк организаторов один и тот же.

Нынешний теракт в Йемене помимо всего имеет и еще один интересный нюанс. К нему открыто призвал «главный идеолог йеменского джихада» пресловутый Анвар аль-Аваки. В своем обращении в этом месяце он призвал «к борьбе против шиитов» и предсказал, что «Йемен скоро станет зоной шиитско-суннитского противостояния». Добавить к этому нечего, сделаем выводы о политической (и, скорее всего, не только) ориентации «исламистского оракула». Нынешний эпизод еще раз очень четко доказывает, кто на самом деле стоит «за спиной» т.н. «Аль-Каиды».

При этом, похоже, что престарелое саудовское руководство окончательно утрачивает чувство реальности. Ввязываясь в войну с Хауси, они моментально перетягивают симпатии всего йеменского сообщества на сторону последних. Война приобретает характер национальной, и выиграть ее Эр-Рияд не сможет по определению. А вот йеменский президент свои задачи решил. Прежде всего «чужими руками» он ослабляет Хауси и «подвешивает» ситуацию с предоставлением им автономии. Ну и «консолидирует» нацию против традиционного противника, задвигая на «второй план» вопросы политических реформ и изменения избирательной реформы.

52.1MB | MySQL:103 | 0,535sec