К отставке главы иранского МИДа

В Иране объявлено об отставке главы МИДа Манучехра Моттаки. Отставка Моттаки заставляет вновь коснуться вопроса нестабильности исполнительной власти в Иране. Отставки министров в этой стране до недавнего времени были явлением не очень распространенным. Более типичны были министры-долгожители вроде бывшего главы МИДа Али-Акбара Велаяти. Ныне же до Моттаки со своих постов были смещены действующим президентом 11 министров. Увольнения глав различных ведомств стали достаточно интенсивными именно с приходом на президентский пост М. Ахмадинежада.. Первая громкая отставка произошла 13 августа 2007 г., когда своего поста лишился министр нефти Казем Вазири-Хаманэи. За первые два с небольшим года каденции нынешнего президента, являющегося в Иране главой кабинета, отставка Вазири-Хаманэи была четвертой по счету. До этого, без особой шумихи, постов лишились министры общественного благосостояния, кооперации, промышленности и рудников. Иранские СМИ по традиции не публиковали никаких материалов о причинах неожиданной для всех отставки министра нефти. Сама же отставка, по мнению газет, может создать нестабильность в сфере управления. И действительно, после смены главы этого ведомства, своего рода государства в государстве, контролирующего доходы от экспорта иранской нефти, составлявшие до нынешнего финансового кризиса от 52 до 58 миллиардов долларов в год, последовали новые отставки. Вскоре они коснулись девяти из 21 министра. Мог возникнуть крайне редкий для Ирана прецедент, когда президент на основании норм действующей конституции должен был бы поставить перед парламентом вопрос о вотуме доверия правительству. Были и отставки по инициативе парламента. Это было связано с деятельностью министра МВД Али Кардана. В октябре 2008 г. большинство депутатов парламента)высказались за проведение слушаний по поводу его деятельности на предмет возможного импичмента. Кардана обвиняли в подделке диплома третьей степени и в том, что он ранее привлекался к уголовной ответственности из-за совершения развратных действий и был осужден, но скрыл этот факт от правосудия Исламской республики. При этом сам Кардан считал, что иранский парламент совершенно обоснованно утвердил его на министерском посту и что он соответствует всем предъявляемым на столь высоком посту требованиям. Но факты таковы, что подделав диплом первой и второй степени, а также докторский диплом престижнейшего Оксфордского университета в Великобритании, Кардан в течение многих лет получал материальные надбавки, которые в Иране выливаются в весьма круглую сумму. Сам Кардан в официальном письме президенту Ахмадинежаду прямо признался, что купил диплом о присуждении докторской степени у некоего человека. Лишь потом якобы стало ясно, что этот диплом был фальшивым. Многие даже внутри Ирана признают, что история с Карданом — одна из самых позорных страниц иранской политической жизни.

Последней громкой отставкой как раз и стало увольнение Моттаки. Столь неожиданная и достаточно по-хамски реализованная отставка главного иранского дипломата вызвала волну публикаций в иранской прессе. Авторитетный сайт «Асрэ Иран» процитировал члена Комиссии по национальной безопасности и международным отношениям парламента Кудратоллу Алихани, сказавшего, что отставка проведена самым недостойным образом. Действительно, отречение Моттаки от важного поста сделано во время служебной поездки по государственным делам и проведено в свойственной Ахмадинежаду атмосфере грубости, необдуманно, без должной подготовки и консультаций. Другой интернет-ресурс » Дипломасийе Иран» резюмировал уход Моттаки следующим образом:» В конце концов завершилась история словесных перепалок между Ахмадинежадом и Моттаки и долго циркулировавшие слухи обрели реальность». Праворадикальная «Кейхан» выразила недовольство тем, что главу МИДа «ушли» во время его рабочей поездки в Африку и не дожидаясь мусульманского праздника Ашура. Израильская «Гаарец» предположила, что причиной удаления Моттаки стали его расхождения с президентом М.Ахмадинежадом по вопросам реализации внешней политики, заметно обострившиеся в последние месяцы.

Резко отреагировали на этот шаг президента и депутаты Собрания исламского Совета (парламента) Ирана. Отставка Моттаки стала полной неожиданностью даже для тех функционеров, которые должны были быть проинформированы о ней по долгу службы. Так, глава парламентской Комиссии по национальной безопасности и международным отношениям Алаотдин Боруджерди узнал об этом от одного из журналистов. После этого он отключил свой телефон, опасаясь шквала звонков с просьбами о комментарии. Главы внешнеполитических ведомств США и ряда ведущих западных держав выразили озабоченность тем, чтобы это событие не привело к срыву нового раунда переговоров между «шестеркой» и Ираном, намеченного на конец января будущего года. Уверенность в том, что этого не произойдет, выразила Кэтрин Эштон – Верховный комиссар ЕС по безопасности и внешней политике. В ответ на это пресс-секретарь иранского МИДа Рамин Мехманпараст разъяснил, что внешняя политика ИРИ формируется в высших эшелонах власти, а МИД лишь реализует ее. Нужно отметить, что в условиях специфики властной вертикали ИРИ, планирование внешнеполитической деятельности осуществляется на уровне офиса религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, и решающая роль в этом принадлежит его главному советнику в этой сфере – Али-Акбару Велаяти, занимавшему в прошлом пост главы МИДа в течение 16 лет. Вообще, смещение главы МИДа, ввиду важности этого поста, должно было пройти только после согласования с аятоллой Хаменеи, у которого с Моттаки, как пишут в Иране, были деловые конструктивные отношения, не лишенные взаимной симпатии. То, что Ахмадинежад принял решение самостоятельно, без консультаций с религиозным лидером, иллюстрирует стиль работы президента, возомнившего себя после передачи ему ряда функций Хаменеи, человеком, обладающим полной самостоятельностью, тогда как таковым является лишь религиозный лидер.

Необходимо отметить, что Моттаки, в отличие от своих предшественников на этом посту, имел реноме слабого и пассивного министра, за что постоянно подвергался критике со стороны парламентариев, особенно – неоконсервативного лагеря. Отношения между президентом и главой МИДа особенно обострились в течение последнего года, когда Ахмадинежад своей властью назначил несколько важных государственных чиновников своими спецпосланниками в различных регионах, существенно снизив в них компетенцию МИДа. Так, спецпосланником на Ближнем Востоке был определен Эсфандияр Рахим Мошаи, нынешний глава офиса президента, родственник Ахмадинежада, замешанный в последние годы в ряде громких скандалов. Такие же посты в других регионах были дарованы президентом ряду других близких ему людей. Отрицательное отношение Моттаки к таким назначениям было поддержано парламентом, обратившимся к президенту с письменным предупреждением.

Комментрируя назначение Али-Акбара Салехи исполняющим обязанности глав МИДа, многие СМИ связывают это с еще большей радикализацией внешней политики ИРИ, особенно – в сфере реализации атомной программы. Это означает и то, что Ахмадинежад отдает приоритет данному направлению внешней политики исламского режима. Аналитики считают отставку Моттаки еще одним проявлением конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти и полагают, что это еще один показатель усиления роли президента в иерархии властных структур. Неизвестно, однако, насколько конечным является назначение Али-Акбара Салехи, занимающего ныне также пост председателя Организации по ядерной энергии, исполняющим обязанности министра иностранных дел. Во-первых, непонятно как пройдет утверждение этой кандидатуры парламентом, большинство которого отнюдь нельзя заподозрить в симпатиях к Ахмадинежаду. Неясны также планы президента в отношение Салехи, ибо ныне он совмещает в своих руках два важных поста. Кресло министра на постоянной основе может быть предложено Ахмадинежадом и Саиду Джалили, работающему уже три года на посту Секретаря Высшего Совета национальной безопасности ИРИ. Джалили связан с президентом дружескими отношениями: они вместе были сослуживцами по Корпусу стражей исламской революции, Джалили отличается присущими и президенту крайне консервативными взглядами. Именно он руководит переговорным процессом по реализации иранской атомной программы, и именно «благодаря» Джалили в последнее время переговоры буксуют на месте. Назначением более жесткого человека на пост главы внешнеполитического ведомства Иран демонстрирует важность этого ведомства в нынешних специфических условиях грядущего ужесточения наложенных на Иран санкций и дальнейшего втягивания страны в тупики международной изоляции.

52.34MB | MySQL:103 | 0,550sec