Новая дарфурская стратегия Хартума: первый блин комом

Судя по всему, мирное соглашение между суданским правительством и Движением за освобождение и справедливость (ДОС) вряд ли будет подписано 19 декабря с.г. Отметим, что эта дата была ранее широко анонсирована участниками переговоров как «крайний срок подписания соглашения». Еще несколько дней назад об этом уверенно говорил один из лидеров ДОС Тиджани Башир Ниам, который публично заметил, что «подписание мирного договора состоится 19 декабря с.г, несмотря на неясную позицию Движения за справедливость и равенство (ДСР) и СОД-Нура». Катарские медиаторы тем не менее не оставили своих глобальных замыслов по выходу на полномасштабное мирное соглашение по Дарфуру с участием всех основных «непримиримых». «Медиаторы хотят достигнуть консенсуса с участием всех основных фигур процесса (правительство, ДСР, ДОС и СОД-Нура) для создания надежных условий для полномасштабного мира, в котором бы приняли участие основные политические и общественные силы региона», — подчеркнул в недавнем заявлении их пресс-атташе. На самом деле такое развитие событий выглядит сейчас маловероятным.

Напомним, что в результате улучшения судано-чадских отношений основная повстанческая группировка в Дарфуре ДСР, которая имела самую реальную военную составляющую, была серьезно ослаблена и фактически прекратила свое существование как единая боевая единица. Это вынудило делегацию ДСР даже принять участие в консультациях в формате Дохийской площадки. При этом предварительные условия, которые выдвинули повстанцы, сделали эту затею «скорее демонстрацией благих намерений», нежели реальным движение вперед. Речь шла о представлении возможности лидеру группировки И.Халилю вернуться из ливийской политической ссылки в Дарфур «для консультаций со своими полевыми командирами». Как теперь стало ясно, никто всерьез в ДСР договариваться не желал, так как уже тогда полным ходом шли переговоры с Джубой о предоставлении повстанцам тыловых баз на территории южносуданских штатов. Что же касается еще одного оппонента мирным инициативам А.Нура, то он как всегда отделывался констатацией своих благих намерений и широко анонсировал «предстоящий съезд своих полевых командиров в Париже», на которых де и будет принято фундаментальное решение о присоединении к мирному процессу.

По нашей оценке, возможность подписания мирного договора по Дарфуру в формате сепаратных сделок, а тем более – в формате полномасштабного мира необходимо оценивать как ничтожную. Единственное, что смогут добиться медиаторы до наступления 2011 года и то в лучшем случае – подписать очередное рамочное соглашение с ДОС. Более того, в случае, если руководство ДОС пойдет сейчас на заключение мирного соглашения с правительством, то это будет означать раскол этой сколоченной при помощи американцев группировки. В частности, против подписания договора 19 декабря с.г. сейчас выступает руководитель аппарата ДОС А.Кардино. Он даже пригрозил своей отставкой в случае игнорирования своей позиции. Суть разногласий – как всегда в вопросе разделения власти и денег. Суданское правительство категорически отказывается формировать региональное правительство в Дарфуре, на чем настаивают в ДОС. По оценке Хартума, «ошибки, допущенные в процессе договора (имеется в виду ВМС) с Югом, ни при каких вариантах повторены быть не могут». Это, кстати, свидетельствует о растущей нервозности в суданском руководстве по вопросу возникновения и укрепления сепаратистских настроений по всему Судану, и в Дарфуре в частности.

Нереальность урегулирования дарфурского вопроса до проведения референдума о независимости Южного Судана 9 января 2011 года свидетельствует о провале нынешнего этапа «новой политики по Судану», которая так широко анонсировалась в Хартуме. Напомним, что эта задача декларировалась как одна из приоритетных.

На настоящий момент буквально за последний квартал Хартум умудрился растерять фактически все свое преимущество на этом направлении. Судите сами. Раздробленная и фактически уничтоженная ДСР приобрела «второе дыхание» под эгидой Джубы, которая тем самым «страхуется» на случай возможных конфликтов с северянами по вопросам предстоящего развода. Но это вопрос скорее не чисто «дарфурский», он обусловлен вопросами взаимоотношений между Джубой и Хартумом, и в случае нахождения консенсуса участь ДСР незавидна.

Больше настораживают другие моменты. В Дарфуре произошло «незаметное» объединение 8 различных повстанческих групп, которые договорились о совместных оборонительных и наступательных действиях против правительственных войск, «в случае их необоснованной агрессии». Отметим, что в новый блок вошли сторонники ДСР, М.Минави и ДОС (в лице уже упомянутого А.Кардано). Этот блок опять же навеян позицией Джубы и сложно предположить, что он будет долговечным. Но сам факт такого блокирования настораживает. Особенно с учетом аналогичных переговоров, которые сейчас проводит в Джубе М.Минави и представители А.Нура. Вернее речь идет о предложении М.Минави своему недавнему оппоненту такой союз возобновить. А Нур пока размышляет, он против вовлечения подконтрольных ему сил в открытые столкновения между северянами и южанами, но повторим: здесь важна тенденция.

Историю с М.Минави тоже необходимо отнести в пассив политики суданского руководства на дарфурском направлении. Неправильное выстраивание отношений с ним привело к тому, что М.Минави и 300 его вооруженных сторонников перебрались в Джубу и пополнили ряды оппонентов Хартума. Помимо этого создан прецедент, что, по нашему мнению, гораздо опаснее, так как, он косвенно влияет и на позицию других «колеблющихся».

Как полагают повстанцы, суданское руководство предпримет в ближайшее время кардинальные шаги в отношении лагерей для временно перемещенных лиц. Речь идет о вводе войск в четыре лагеря, в том числе и в один из оплотов СОД-Нура – Зам-Зам. Это, несомненно, будет «разведка боем» и от того, как она пройдет, напрямую зависит судьба не только еще одного оплота А.Нура лагеря Калм, но и вообще всей системы лагерей. Это может подвигнуть А.Нура к выходу из «нейтралитета». Другой стороной этого станет фактическое сворачивание деятельности миссии ЮНАМИД, так как в случае перехода функции контроля за безопасностью в руки суданских властей, она становится фактически не нужна. Зафиксируем и эту тенденцию.

Подводя итоги, отметим, что надеется на подписание какого-то эффективного соглашения по Дарфуру, как минимум до лета 2011 года, не надо. Весь дарфурский процесс урегулирования будет жестко завязан на график положительного для сторон выполнения этапов ВМС, и любая пробуксовка на этом пути будет однозначно влиять и на динамику развития ситуации в этом регионе.

52.26MB | MySQL:103 | 0,490sec