Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13-19 декабря 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Афганистаном, Пакистаном и Ираном. Американская администрация направила в Конгресс аналитический доклад о положении дел в Афганистане и Пакистане, в котором утверждается о «постепенном прогрессе» в афганских делах. В Иране произошла смена главы министерства иностранных дел: вместо отправленного в отставку М. Моттаки назначен А. А. Салехи, зани-мавший пост руководителя Организации атомной энергии ИРИ.

В письме, направленном 15 декабря на имя лидеров Конгресса, прези-дент США Б. Обама отмечает, что усилия, возглавляемой им администрации позволили добиться «постепенного прогресса» в Афганистане, ослабив по-зиции талибов и «Аль-Каиды». В частности, речь идет о том, что войскам США и их союзников «удается выдавливать боевиков за пределы густо насе-ленных территорий в ряде важных районов» Афганистана, прежде всего, в южных провинциях Кандагар и Гильменд, а лидеры «Аль-Каиды» находятся под постоянным давлением американских и пакистанских спецслужб и с трудом могут управлять деятельностью террористической сети. Подчеркива-ется, что эти позитивные подвижки стали результатом увеличения численно-сти группировки американских войск в Афганистане, осуществленной по инициативе Б. Обамы. В докладе говорится, что США и их союзники про-должат реализацию нынешней стратегии до тех пор, «пока условия не позво-лят полностью передать контроль афганским силам национальной безопас-ности». При этом главной целью американской политики остается нанесение поражения «Аль-Каиде» в Афганистане и Пакистане. По заявлению главы Белого дома, усилия США в Афганистане сосредоточены в трех сферах – «военном противодействии талибам и обучении афганских сил безопасности, гражданских проектах, призванных наладить эффективное управление и раз-витие, а также региональном сотрудничестве, особенно с Пакистаном». При-чем «во всех трех сферах достигнут значительный успех», хотя одновременно признается, что «этот успех неустойчив и может быть обратим».

В настоящее время США и их союзники продвигаются «к новой фазе» — «возложению полной ответственности за обеспечение безопасности в стране на самих афганцев». Она должна начаться в 2011 г. и завершиться в 2014 г. По мнению вашингтонской администрации, прогресс, достигнутый в Афга-нистане, достаточен для того, чтобы приступить к началу вывода войск из этой страны в июле 2011 г., как это и было запланировано. Б. Обама также пообещал, что США продолжать оказывать помощь Афганистану и Пакиста-ну «в искоренении терроризма».

В то же время Европарламент оценивает ситуацию в Афганистане весьма пессимистически. В докладе, принятом 16 декабря, его депутаты ут-верждают, что международное вторжение в Афганистан в 2001 г. окончилось провалом и даже ухудшило положение дел с обеспечением безопасности в этой стране. «Присутствие талибов было недооценено, а способность прави-тельства Хамида Карзая обеспечить управление переоценена, и, как результат, мало внимания было уделено задачам восстановления и развития страны». В докладе указывается на необходимость кардинального пересмотра нынешней афганской стратегии Евросоюза с упором на политическое урегулирование с участием талибов и других оппозиционных вооруженных группировок и политических лидеров, демонстрирующих желание прекратить в стране гражданскую войну и объявить «Аль-Каиду» вне закона. Европейские парламентарии подвергли критике США за попытки «обезглавить» лидеров повстанцев путем нанесения ударов беспилотниками, использования спецназа и местных сил безопасности, что зачастую приводит к гибели мирного на-селения. В докладе указывается на необходимость реализации в Афганистане стратегии ориентированной преимущественно на гражданское общество, ис-коренение бедности и бесправия женщин, нежели на военные действия. Осо-бую обеспокоенность депутатов вызывает рост в стране наркобизнеса и кор-рупции, расхищение средств международной финансовой помощи.

В докладе американской администрации говорится, что отношения ме-жду США и Пакистаном за последний год были «основательными», но «не-ровными» в том, что касается борьбы с талибами и «Аль-Каидой». Указыва-ется на необходимость достижения большего взаимодействия с Исламабадом для уничтожения прибежищ экстремистов на пакистанской территории. Б. Обама признал, что «пока не наблюдается быстрого прогресса в противодей-ствии там террористам», поэтому США продолжат настаивать на том, чтобы пакистанские власти усилили борьбу с талибами и «Аль-Каидой» на своей территории, «особенно в горных районах на границе с Афганистаном». По мнению министра обороны США Р. Гейтса, присутствие в Пакистане боеви-ков экстремистских организаций «остается одной из основных проблем» в достижении поставленных президентом Б. Обамой целей в Афганистане. Р. Гейтс считает, что «пакистанцы могут и должны делать больше для того, чтобы остановить поток боевиков, пересекающих границу». США же про-должают использовать свои БПЛА для нанесения ударов по экстремистам на территории Пакистана. Так, только в результате трех ударов, нанесенных 17 декабря, погибли 54 человека. Утверждается, что все они являются боевиками движения «Талибан».

США завершил поставку пакистанским ВВС 18 истребителей F-16C/D Блок 52. 13 декабря в Пакистан прибыли последние шесть машин.

13 декабря без объяснения причин президент Ирана М. Ахмадинежад отправил в отставку министра иностранных дел страны М. Моттаки, а 18 де-кабря этот пост официально занял бывший глава Организации атомной энер-гии ИРИ А. А. Салехи. Данное решение президента должно быть утверждено иранским парламентом. В Тегеране заявили, что внешняя и ядерная политика страны определяется высшим руководством ИРИ, а МИД выступает в роли исполнительной инстанции. Поэтому смена главы ведомства не означает из-менения политического курса Ирана. В своей речи при вступлении в долж-ность А. А. Салехи заявил: «Первостепенным приоритетом Ирана в диплома-тии должны быть соседи и исламский мир. В этой связи Саудовская Аравия и Турция имеют особое положение». По мнению А. А. Салехи, «Иран и Сау-довская Аравия, как две эффективные страны в исламском мире и регионе, могут решить много проблем вместе». Новый глава МИДа также подчеркнул важность расширения связей с Сирией, Ираком, Азербайджаном, Афганиста-ном, Пакистаном, Россией и Китаем, призвал европейские страны отказаться от конфронтации в пользу сотрудничества с Ираном. С аналогичным призы-вом к Евросоюзу выступил и президент ИРИ М. Ахмадинежад.

Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Маллен, находясь с визитом в Бахрейне, заявил 18 декабря, что Америка «очень серьезно» относится к своим обязательствам в отношении обеспече-ния безопасности в зоне Персидского залива и «очень готова» к любым угро-зам со стороны Ирана. По мнению М. Маллена, Иран продолжает реализацию программы по созданию ядерного оружия, что может дестабилизировать обстановку в регионе. Адмирал подчеркнул, что в этой связи в отношении Ирана «на столе остаются все варианты», но он считает военное решение «не самым подходящим».

15 декабря в г. Чахбахар на юго-востоке Ирана террорист-смертник взорвал себя вблизи шествия шиитских паломников. Погибли 39 и получили ранения около 100 человек. Ответственность за акцию взяла на себя суннит-ская экстремистская группировка «Джундалла».

Совет Безопасности ООН 15 декабря принял три резолюции, отменяю-щие санкции, введенные против Ирака после иракского вторжения в Кувейт в 1990 г. Речь идет об ограничениях, касающихся ооновской программы «Нефть в обмен на продовольствие», запрета на деятельность в сфере мирной ядерной энергетики и международного управления фондом развития Ирака. Также снимаются санкции, ограничивающие Ирак в получении химического и бактериологического оружия, ракет средней дальности. Решение было при-нято по американской инициативе на специальном заседании СБ ООН под председательством вице-президента США Дж. Байдена. Соавторами резолю-ций стали также Россия, Китай, Великобритания, Франция и ряд стран Азии и Африки.

На прошедшей неделе спецпредставитель президента США на Ближнем Востоке Дж. Митчелл посетил регион в попытке возобновить палестино-израильские переговоры. Американский дипломат встретился с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху и главой Палестинской национальной ад-министрации М. Аббасом. Б. Нетаньяху заявил о готовности обсуждать все ключевые вопросы, необходимые для возобновления переговоров с пале-стинцами. Что касается М. Аббаса, то он считает необходимым предвари-тельно получить от США «гарантии и ответы на вопросы», а именно: «США обязаны обеспечить полное прекращение израильского строительства на За-падном берегу реки Иордан (ЗБРИ) и в Восточном Иерусалиме», а также признать независимое Палестинское государство в границах 1967 г. Лига арабских государств поддержала решение М. Аббаса прекратить прямые пе-реговоры с Израилем, заявив, что их возобновление «невозможно без серьез-ных гарантий США». Несмотря на имеющиеся значительные трудности и жесткость позиций сторон, администрация Б. Обамы намерена продолжать добиваться от израильтян и палестинцев достижения рамочной договоренно-сти о мире в течение года.

Лидер радикального палестинского движения ХАМАС в секторе Газа И. Хания заявил 14 декабря, что исламисты никогда не признают Израиль, «несмотря на давление и усилия, направленные на достижение этого».

Министры иностранных дел стран-членов Евросоюза 13 декабря от-клонили прошение ПНА признать в одностороннем порядке Палестинское государство в границах 1967 г., ограничившись «выражением разочарования в связи с провалом попыток убедить Израиль возобновить мораторий на строительство в поселениях» на ЗБРИ, а также призвали Израиль «немедлен-но и полностью, без всяких предварительных условий, снять ограничения на ввоз гуманитарных грузов и других товаров в сектор Газы» и «на перемеще-ние людей через границу в обоих направлениях».

Суданское правительство объявило М. Миннави, лидера действующей в Дарфуре Суданской освободительной армии (СОА), своим врагом, после того, как он заявил о выходе из мирного соглашения с Хартумом (2006 г.) и переехал в столицу Южного Судана Джубу. Сообщается о возобновлении вооруженных столкновений в Дарфуре между правительственными войсками и боевиками СОА и 12000 новых беженцев. Тем временем из-за неурегули-рованных разногласий было отложено намеченное на 19 декабря подписание мирного соглашения между правительством и другой дарфурской повстанче-ской группировкой – Движением за освобождение и справедливость.

16 декабря в Стамбуле начался судебный процесс по делу большой группы действующих и отставных генералов и адмиралов ВС Турции, обви-няемых в попытке организовать в 2003 г. государственный переворот против правительства исламистски ориентированной Партии справедливости и раз-вития во главе с премьер-министром Р. Т. Эрдоганом. Генштаб турецких вооруженных сил 17 декабря опубликовал заявление, в котором говорится, что армия была и останется организацией, защищающей «национальное го-сударство», «единство и секуляризм государства».

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил 13 декабря, что сооб-щения СМИ о намерении его правительства принести извинения Турции и выплатить денежные компенсации родственникам боевиков, погибших в ин-циденте с т. н. «флотилией свободы» 31 мая с. г., не соответствуют действи-тельности. В то же время Б. Нетаньяху подтвердил, что Израиль ведет пере-говоры с Турцией, т. к. считает важным поддерживать хорошие отношения с этой страной.

В США под эгидой ООН безрезультатно завершились очередной, чет-вертый раунд неформальных консультаций между представителями Марокко и Фронта ПОЛИСАРИО, выступающего за независимость Западной Сахары. Тем не менее, стороны договорились о продолжении диалога в январе 2011 г.

Приложение

 

 

Военная промышленность Иордании

 

 

Формирование военно-промышленного комплекса в Иордании началось в 90-е гг. прошлого столетия с целью постепенного достижения большей самообеспеченности национальных вооруженных сил. Кроме того, по мнению руководства страны, создание собственного ВПК должно было оказывать позитивное влияние на развитие промышленного сектора иорданской экономики в целом. На сегодняшний день производство продукции военного назначения является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Иордании. В королевстве также активно ведется разработка новых и модернизация имеющихся образцов вооружения и военной техники (В и ВТ).

Вместе с тем, как и в большинстве государств Ближнего Востока, для военной промышленности Иордании характерны не четкая выраженность от-раслевой структуры и ограниченные возможности по производству готовых образцов В и ВТ, что обусловлено отсутствием в стране крупных производ-ственных мощностей.

Учитывая ограниченные возможности национальной экономики и в це-лом слабую научно-техническую базу, развитие иорданского ВПК происхо-дит при определяющей роли зарубежной помощи, широком и активном ис-пользовании технологического потенциала иностранных производителей. Причем сотрудничество устанавливается в первую очередь с кредитоспособ-ными партнерами, с теми, у которых можно приобрести передовые военные и иные технологии и с кем можно наладить экспорт выпускаемой продукции. Помощь Иордании в создании, модернизации и налаживании производства отдельных видов вооружения и военной техники оказывают США, Велико-британия, ЮАР, Швейцария, Россия, Турция, Австралия, Индия, ОАЭ и не-которые другие страны.

Основу оборонной промышленности Иордании составляет «Военно-промышленный холдинг им. короля Абдаллы II», созданный в 2004 г. на базе существовавшего с 1999 г. «Конструкторского бюро им. короля Абдаллы II». Холдинг организационно входит в состав вооруженных сил и напрямую под-чиняется монарху. Его непосредственным руководителем является помощник председателя Объединенного комитета начальников штабов королевских ВС по планированию и оборонным ресурсам – он же советник короля по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.

Холдинг занимается военными НИОКР, выпускает продукцию оборон-ного назначения и отвечает за развитие военно-промышленного сектора на-циональной экономки в целом. Действующие в его рамках предприятия по-зволяют удовлетворять часть потребностей иорданской армии, а также вы-полнять зарубежные заказы. Сохраняя статус государственного предприятия, холдинг осуществляет управление 20 частными фирмами, которые организо-ваны совместно с иностранными партнерами. При этом семь фирм занима-ются выпуском военной продукции, а остальные в основном выполняют НИОКР.

Помимо предприятий холдинга им. короля Абдаллы II выпуском воен-ной продукции занимаются две авиапромышленные фирмы: Jordan Aerospace Industries (JAI), Jordan Aeronautical System Company (JAC) и некоторые дру-гие небольшие фирмы.

На сегодняшний день военная промышленность Иордании представлена предприятиями трех отраслей: авиационной, бронетанковой и артиллерийско-стрелковой. Территориально они расположены в районе Аммана, в специальной экономической зоне Акаба, в международном аэропорту им. ко-ролевы Алии (г. Маан) и в г. Мафрак.

Авиационные предприятия предназначены для производства легкомо-торных самолетов и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сборки вертолетов. На двух заводах налажен малосерийный выпуск учебно-тренировочных «Сама СН2000» (с 2004 г.) и разведывательно-поисковых са-молетов «Сикер SB7L-360» (с 2003 г., производственная мощность 12 машин в год). Первый самолет представляет собой почти точную копию американ-ской машины AMD, а второй спроектирован австралийской фирмой. Низкая стоимость легкомоторных самолетов, малые затраты на эксплуатацию и вме-сте с тем возможность разместить на борту самые современные обзорные и разведывательные системы делают иорданские машины вполне конкуренто-способными на военных рынках небогатых страна Азии и Африки. В 2006 г. совместно с Россией создано авиационное предприятие «Оборонпром-Мидл Ист», на котором планируется осуществлять частичную сборку российских легких многофункциональных вертолетов Ка-226 (15-20 машин в год). Пред-приятие по производству БПЛА выпускает небольшими партиями два типа аппаратов («Винс» и «Сокол») для ведения воздушной разведки, наблюдения, патрулирования и участия в поисковых операциях, а также воздушную мишень для тренировки расчетов ПВО. Также разработан мини-БПЛА I-Wing с размахом крыла 1,25 м. Малыми сериями выпускается аппаратура для ведения воздушной разведки. При участии британских специалистов построен завод для ремонта, технического обслуживания и проведения модернизации военно-транспортных самолетов типа С-130. Изучается вопрос о создании с Турцией совместного предприятия по выпуску запчастей и модернизации тактических истребителей типа F-16.

Наибольшее развитие в Иордании получила бронетанковая отрасль, а именно разработка, модернизация, ремонт и производство колесной и гусе-ничной бронетехники. В частности, в Мафраке имеются одни из самых круп-ных на Ближнем Востоке мастерских по ремонту и модернизации бронетан-ковой техники (танки М60, «Челленджер», «Чифтен», «Центурион», «Скор-пион», бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки). Мастер-ские построены с помощью США в 1985 г. В них работают около 1500 чело-век. Существующие возможности отрасли позволяют осуществлять главным образом ремонтные работы и проекты по модернизации и переоборудованию иностранных образцов, состоящих на вооружении иорданской армии. Наибо-лее крупными проектами, реализованными иорданскими специалистами при активном содействии зарубежных партнеров являются: создание тяжелой БМП «Тимсах» АВ14 на базе устаревшего британского танка «Центурион» (иорданское название «Тарик») и семейства машин на ее платформе: команд-но-штабной, медицинской, связи, боевой разведывательной, бронированной ремонтно-эвакуационной (БРЭМ); модернизация американских танков М60А1 и М60А3, модернизация британских танков «Челленджер-I». Ведутся работы по модернизации американских бронетранспортеров М113. На базе усовершенствованного танка М60А1 выпускаются БРЭМ «Аль-Манджид». При участии промышленной группы «Бин Джабер» (ОАЭ) созданы и налажен выпуск бронеавтомобилей повышенной проходимости «Дезерт Ирис» и «Нимр», предназначенных для сил специальных операций. Несколько типов бронеавтомобилей производятся на совместном иордано-британском пред-приятии. Российские специалисты разработали проект глубокой модернизации британского легкого танка FV101 «Скорпион», а сама модернизация должна выполняться в Иордании. Имеются планы создания совместных иордано-турецких предприятий по производству легкой бронетехники, стрелкового оружия и систем управления оружием.

Артиллерийско-стрелковая отрасль представлена двумя предприятия-ми. В 2009 г. создана компания по производству боеприпасов, стрелкового и артиллерийского вооружения. Налажен выпуск пистолетов «Вайпер», разра-ботанных американцами. Малыми сериями выпускаются ПТРК «Дракон Ро-бот», 107-мм РСЗО АВ-19, приборы ночного видения. В ноябре 2010 г. Рос-сия и Иордания подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству гранатометов РПГ-32 «Хашим». Завод по выпуску гранато-метов должен быть построен на иорданской территории через полтора года. Его производственная мощность составит 60 тыс. РПГ в год, но фактический объем будет зависеть от поступивших заказов, в т. ч. экспортных. РПГ-32 «Хашим» является первым в мире оружием, способным вести огонь боепри-пасами двух калибров – 72 и 105 мм. Он разработан российским Государст-венным научно-производственным предприятием «Базальт» по заказу иор-данской стороны.

Таким образом, общее слабое развитие национальной производственной и научно-технической базы не позволяет Иордании проводить крупные НИОКР по разработке оружия и создать развитую военную промышленность, которая была бы способна удовлетворять большую часть потребностей вооруженных сил страны, что сохранит зависимость королевства от поставок оружия из-за рубежа. Что касается дальнейшего развития иорданской военной промышленности, то, как видится, оно по-прежнему будет происходить при значительной зарубежной технической помощи. К тому же многое здесь будет зависеть от объемов государственного финансирования и иностранных инвестиций.

43.52MB | MySQL:87 | 0,740sec