Обсуждение итогов внешней политики Турции в 2010 году

25 декабря министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу встретился с журналистами на пресс-конференции, посвященной подведению итогов внешней политики Турецкой Республики в уходящем 2010 году.

Министр отметил динамизм турецкой дипломатии, позволившей Турции в прошедшем году укрепить свои международные позиции и сделать более ощутимым свое присутствие в регионе и на мировой арене.

В центре выступления главы турецкого МИДа оказались следующие направления:

— Турция и Европейский союз

А.Давутоглу сделал акцент на усилиях Турции по проведению реформ, необходимых для продвижения процесса переговоров о вступлении в ЕС, и критически отозвался о курсе руководства Евросоюза на затягивание переговоров с Анкарой.

— Турецко-американские отношения

Министр привлек внимание к тому факту, что в процессе развития турецко-американских отношений собеседником турецкого руководства является правительство США, а не Конгресс или общественные организации, инициирующие антитурецкие компании. В течение 2010 года состоялось 30 турецко-американских встреч на высшем уровне, свидетельствующих о нормальном развитии отношений, несмотря на существование разногласий, связанных с Израилем и Ираном. Меняется сам характер турецко-американских отношений, в основе которых лежит уже не только военное сотрудничество, но также экономика и энергетика, и этот непривычный пока для многих наблюдателей формат взаимодействия будет развиваться и в дальнейшем.

— Турецко-израильские отношения

Турция, желая примирения с Израилем, не видит подобного стремления от израильской стороны, и не намерена отказываться от выдвинутых ранее условий нормализации отношений, которые заключаются в принесении извинений за нападение на «Флотилию свободы» весной 2010 года и выплату компенсаций. Инцидент с «Флотилией свободы», перевозившей гуманитарную помощь жителям сектора Газа и подвергшейся атаке израильского спецназа, послужил катализатором резкого ухудшения турецко-израильских отношений. Убийство турецких граждан в нейтральных водах идет вразрез с понятием о дружественных отношениях между двумя государствами. В то же время Турция продемонстрировала свою добрую волю, оперативно отправив в Израиль два пожарных самолета для тушения лесных пожаров в районе Хайфы в декабре 2010 года.

— Турецко-иранские отношения

Позиция Турции по ядерной программе Ирана заключается в поддержке права Тегерана на развитие мирного атома. При этом Анкара выступает против распространения ядерного оружия, как на Ближнем Востоке, так и в мире в целом. По словам А.Давутоглу, «есть разница между обладанием ядерными технологиями и обладанием ядерным оружием».

Кроме того, министр отметил, что подход Турции к иранской проблеме позволил Анкаре оказаться в фокусе внимания международного сообщества, что можно расценивать в качестве успеха турецкой внешней политики.

— Отношения Турции с Арменией

А.Давутоглу выразил сожаление по поводу того, что турецко-армянские протоколы не были ратифицированы. Комментируя инициативы по вынесению на обсуждение Конгресса США резолюции по геноциду армян, А.Давутоглу заявил, что считает несправедливыми подобные обвинения со стороны людей, которые живут рядом с турецким народом на протяжении 1000 лет, и осудил попытки внушить турецкому народу подсознательное чувство вины, подобное тому, которое испытывает немецкий народ. Турция «понимает боль армянского народа, но ожидает такого же понимания» по отношению к турецкому народу. Первая мировая война стала периодом распада Османской империи, причинившего страдания многим людям. По мнению министра, попытки провести резолюцию через Конгресс связаны с намерением поднять вопрос о компенсациях. Турция решила вопрос об османском государственном долге, а что касается имущественных претензий отдельных лиц, то граждане Турции имеют аналогичное право потребовать компенсаций за имущество, утраченное на Балканах, в Ираке и на Кипре.

Назвав высказывания о том, что внешняя политика Турции приобрела характер неоосманизма, психологической операцией, направленной против интересов Турецкой Республики, А.Давутоглу сказал, что подобная риторика имеет целью создание напряженности и недоверия в отношениях Турции с теми народами Балкан или Ближнего Востока, которые были недовольны османским режимом.

В очередной раз заявив о некорректности утверждений о том, что Турция сменила внешнеполитический курс и отказалась от ориентации на Запад, А.Давутоглу подчеркнул, что более половины зарубежных визитов, осуществленных руководством Турции в 2010 году, пришлось на страны Запада. Активное развитие отношений с соседними странами осуществляется в рамках многовекторной внешней политики, приверженность которой Турция снова подтвердила в 2010 году. При этом отношения Турции с Западом сохраняют свою значимость, а вступление в Евросоюз остается приоритетной задачей, несмотря на все сложности, с которыми Турции приходится сталкиваться на этом пути.

В этом году Турция смогла продемонстрировать свой вес в НАТО, особенно, в ходе переговоров по размещению системы ПРО, вынудив союзников прислушаться к мнению Анкары и учесть ее интересы. А.Давутоглу подчеркнул, что, несмотря на согласие Турции на размещение элементов ПРО на своей территории, Турция не станет играть роль «прифронтового государства» западного альянса, по крайне мере, до тех пор, «пока у власти находится Партия справедливости и развития, а он занимает пост министра иностранных дел».

По словам А.Давутоглу, на протяжении имперской и республиканской истории Турции были отмечены четыре значимых периода преобразований, направленных на адаптацию к новым международным условиям: танзимат, создание республики, переход к многопартийности после Второй мировой войны и, наконец, современный этап пребывания у власти Партии справедливости и развития. В настоящее время Турция, географическое положение и исторические связи которой позволяют ей играть роль связующего звена не только между Востоком и Западом, но и между Севером и Югом, стремится к превращению в державу, способную устанавливать региональный порядок, и в значимую величину на международной политической сцене, участвующую в формировании мирового порядка.

В 2010 году Турция и ее позиция по тем или иным международным вопросам неоднократно оказывалась в центре внимания мирового сообщества. Во многом это было вызвано активностью турецкой дипломатии в различных регионах, где были предприняты усилия по наращиванию турецкого присутствия, в том числе, через посредничество в урегулировании конфликтов, а также деятельностью Турции в международных организациях.

Вместе с тем озвученная министром позитивная оценка положения Турции на международной арене разделяется не всеми турецкими политологами. В частности, журналисты газеты «Миллийет» выразили скептицизм относительно того, можно ли считать атмосферу недоверия, возникшую между Турцией и странами Запада вследствие разногласий по иранской проблеме, успехом турецкой внешней политики и свидетельством укрепления международных позиций Анкары. Отмечалась озабоченность теми фактами, что подходы Анкары к отдельным вопросам международной повестки дня вызывают серьезные трения между Турцией и ее прежними союзниками, отношение к Турецкой Республике меняется как на Западе, так и на Востоке, а политическая культура Турции приобретает ближневосточные черты.

Не вызывает сомнений, что, несмотря на определенные издержки, активная внешняя политика, распространяющаяся на различные регионы, является ступенью на пути к новой ипостаси Турецкой Республики на мировой арене, по которому Анкара последовательно и целеустремленно продвигается. Существующая внутри Турции оппозиция отдельным внешнеполитическим ходам правительства, в том числе, со стороны второй по влиянию Народно-республиканской партии, не грозит кардинальным изменением общей стратегии в обозримом будущем.

53.19MB | MySQL:103 | 0,434sec