Ситуация в Тунисе: декабрь 2010 г.

Возможно, события декабря 2010 г. войдут в историю тунисского государства как начало революции. Возможно и то, что, учитывая особенности традиционной восточной политической культуры, «королевство Бен Али» выдержит натиск взбунтовавшейся народной массы. Ясно одно — политическая машина тунисского государства дала сбой и работать по старой модели не сможет.

Небольшой инцидент в одной из неблагоприятных в социальном плане провинций Туниса буквально взорвал общественность. 17 декабря в городке Сиди Бузид (265 км. к югу от столицы), 26-летний уличный торговец Мохаммед Буазизи пришел в местную управу пожаловаться на то, что работники службы безопасности за отсутствие необходимой лицензии конфисковали у него тележку, на которой он перевозил свой товар – овощи и сухофрукты. В управе не только холодно отнеслись к жалобам молодого человека, но и применили силу. Буазизи, выпускник вуза, не сумевший найти работу по специальности и окончательно лишившийся средств к существованию, отчаялся и предпринял попытку самосожжения. Юношу доставили в больницу с ожогами третьей степени.

Пораженные поведением властей, на улицы города начали выходить протестующие. Люди требовали срочно решить проблему безработицы, снизить цены на товары первой необходимости. Через несколько дней, 23 декабря другой молодой человек совершил самоубийство перед зданием муниципалитета провинции Сиди Бузид. С криком «Нет безработице!» он залез на столб с высоковольтными проводами. Спасти его не удалось. Разогнать демонстрантов попытались сотрудники служб безопасности. Однако 24 декабря разъяренная толпа молодых людей уже поджигала полицейские автомобили, поезда, офисы правящей партии, забрасывала полицейские участки камнями и бутылками с зажигательной смесью и шла на баррикады.

По сообщениям СМИ, через неделю после инцидента волнения охватили всю провинцию Сиди Бузид, а 25 декабря перекинулись на все внутренние районы страны и столицу. Тысячи безработных молодых людей и членов профсоюзных организаций выкрикивали на центральных площадях лозунги «Работа – наше право!», а также требовали снизить цены и выступали против политики правительства. Для подавления восстаний активно применялся слезоточивый газ и оружие. Согласно подсчетам правозащитников и представителей больниц, число убитых в столкновениях с полицией на конец декабря превысило 35 чел. Митинг с требованием прекратить неоправданное применение силы к манифестантам, который собрали журналисты и правозащитники, также был разогнан силой.

Официальные власти первоначально ограничились тем, что охарактеризовали события как «отдельный инцидент». Президент Туниса Зин Аль Абидин Бен Али обвинил «кучку экстремистов» в подготовке бунта и отметил, что это пагубно отразится на инвестиционном климате в стране, притоке туристов, а следовательно, лишь ухудшит положение и усилит безработицу. При этом местные СМИ передали, что телеканал «аль-Джазира» слишком драматизирует события в Сиди Бузиде, пытается исказить их и использовать в политических целях. Сайты практически всех тунисских информационных агентств и изданий в Интернете с конца декабря оказались заблокированы.

Вместе с тем власти были вынуждены пойти на определенные уступки. Президент обещал провести расследование инцидента. 27 декабря был отстранен от должности глава провинции Сиди Бузид и еще трое сотрудников управы за неуважение к требованиям местных жителей. Было принято решение об изменении состава четырех министерств. В частности, министр по делам молодежи и спорта Самир аль-Обейди получил пост министра связи, с которого был снят Осама Рамадани, который, якобы, виноват в том, что об инциденте умолчали в центральных тунисских СМИ. Новым министром по делам молодежи и спорта стал Абдльхамид Салама. Отправился в отставку Абу Бакр аль-Ахзури, министр по религиозным вопросам. Вместо него эту должность занял Камаль Омран. Новым министром торговли и ремесел был назначен Сулейман Варак, сменивший Риду Бен Мосбаха. Должность заместителя министра иностранных дел по европейскому направлению занял Абдельваххаб аль-Джамаль. Три тунисских провинции — Сиду Бузид, Джендуба и Загуан – получили новых губернаторов.

Поскольку главные требования демонстрантов лежат в социально-экономической плоскости, финансирование национального фонда занятости на 2011 г. было увеличено до 116,6 млн евро (225 млн динаров). Правительство в срочном порядке утвердило новую программу, согласно которой в 2011 г. будет создано 81500 дополнительных рабочих мест, что должно полностью удовлетворить недостаток в рабочих местах на сегодняшний день. На 2011 – 2014 гг. приняты две государственные программы: «ни одной женщины без работы и ни одной семьи без кормильца» и «ни один выпускник вуза не останется без работы дольше двух лет».

В Тунисе официальный уровень безработицы составляет 13%, по неофициальным данным он превышает 25%. Источник в муниципалитете Сиди Бузид сообщил, что средний уровень безработицы там не превышает 14%. В Тунисе (с населением 10 млн чел.) около 500 тыс. безработных, пятая часть из них – выпускники вузов. До 2014 г. тунисский президент обещает создать 415 тыс. дополнительных рабочих мест.

На кризисную обстановку в Тунисе отреагировали в соседних странах. Президент Ливии М. Каддафи приказал снять для тунисцев все ограничения (визовые, административные, налоговые) для въезда в Ливию. Социальный бунт против безработицы и роста цен перекинулся на Алжир, где также под конец декабря наблюдались кровавые столкновения демонстрантов с полицией.

Немецкий концерн «Лиони», специализирующийся на производстве кабелей и автомобильных запчастей, объявил о намерении построить в Сиди Бузиде в 2011 г. свой завод на тысячу рабочих мест. У «Лиони» уже есть три завода в Тунисе: в городах Сус, Бизерта и южном пригороде столицы Бен Арус. Всего на них работает порядка 12 тыс. человек. Тунисский концерн «Абу Назр» по производству керамики и фарфора также пообещал профинансировать свой проект в Сиди Бузиде в размере 30 млн динаров (22 млн долл.). Он должен обеспечить 330 рабочих мест.

Франция ограничилась фразой «мы следим за ситуацией». Видимо, пока французы надеются на нормализацию обстановки и дают время тунисскому президенту все уладить, исключая вариант государственного переворота. «Представляете, если в Тунисе или Алжире к власти придет человек вроде Ахмадинежада (президент Ирана-авт.) .. тогда пять – десять миллионов жителей тут же покинут Северную Африку на лодках, вплавь или на судах, направляясь на Корсику, Сардинию, Лазурный берег», — прокомментировал позицию Франции тунисский бизнесмен Тарик Бен Оммар.

Примечательно, что буквально в ноябре в местных СМИ еще продолжалась кампания в поддержку идеи дать возможность нынешнему президенту З.А. Бен Али баллотироваться в президенты в 2014 г. в шестой раз подряд. Видимо, учитывая новый поворот, эта идея потеряет актуальность и президенту придется искать преемника. Если, конечно, дело не дойдет до полного переворота со сменой правящей элиты.

Внешняя политика

Международные СМИ не оставили без внимания скандальную публикацию сайта «Викиликс», раскрывшего содержание адресованных в Вашингтон секретных телеграмм бывшего американского посла в Тунисе Родека Франка Годека. Как показало время, многие предостережения, содержавшиеся в ней, оказались пророческими.

Британская газета “Гардиан” и французская «Монд», а также ливанская «Аль-Ахбар», кстати, сразу после этого заблокированная в Тунисе, перепечатали представленную на «Викиликс» телеграмму от июля 2009 г. В ней говорилось следующее: «Тунисом бессменно правит один и тот же президент на протяжении 22 лет. У него нет преемника. Хотя президент Бен Али заслуживает уважения за продолжение многих прогрессивных политических установок президента Бургибы, однако он и его режим потеряли связь с тунисским народом. Режим не выносит советов и критики, ни со стороны своих, ни со стороны чужих. Он все больше полагается на усиление контроля и концентрируется на удержании власти».

Далее американский посол высказывает мнение, что ненависть к супруге президента Лейле Трабелси и ее семейству настолько велика, что об этом хорошо известно даже в приближенных правительственных кругах. Кроме того, приводятся некоторые вопиющие поступки и примеры неумеренности поведения шурина президента и бизнесмена Сахера аль-Матри. «Аль-Матри, который так хочет открыть сети «McDonald’s» дорогу в Тунис, … подал на обед мороженое и йогурт, доставленные его частным самолетом из Сан-Тропе, где они с супругой Несрин (дочерью Бен Али-авт.) только что провели две недели. В их поместье обитает в клетке живой тигр по кличке Паша, который потребляет по четыре куриных тушки в день». Эта роскошь, действительно, рождает ассоциации с багдадским двором времен халифата. Дипломат многозначно указывает на намерение четы аль-Матри «перебраться в новый дом поближе к президентскому дворцу».

«Между тем, недовольство тунисцев высоким уровнем безработицы и региональным неравенством неуклонно нарастает, – следует в телеграмме. – А значит, долгосрочная стабильность тунисского режима под угрозой». Немаловажно то, что «Тунис – полицейское государство с минимальным уровнем свободы слова и собраний и серьезными проблемами в области прав человека».

Несмотря на кризисные явления тунисского режима, США преследует свои цели в этой североафриканской стране. Годек указывает на «интерес США в обезвреживании движения «Аль-Каида» на пространстве исламской Северной Африки и препятствие возникновению оплотов других террористических группировок в регионе». «Нам нужно, чтобы тунисская армия сохраняла боеспособность и была лояльна», – пишет американский дипломат.

Другая телеграмма на «Викиликс» от 3 марта 2008г. описывала отношения президента Туниса к проблеме Западной Сахары. «Никогда не будет независимого государства в Западной Сахаре», -приводились в телеграмме из американского посольства в Алжире слова тунисского президента. В свою очередь, из-за позиции Алжира по западносахарской проблеме уже давно срываются саммиты Союза арабского Магриба /САМ/, а идея этой политической структуры теряет смысл.

Официальная реакция Туниса на публикации звучала следующим образом: «Это никоим образом не повлияет на отношения между Тунисом и США». Госсекретарь США Х. Клинтон в телефонном разговоре с министром иностранных дел Туниса К. Морджаном выразила схожую позицию, отметив, что «телеграмма не более чем субъективное мнение американского посла и в этом качестве она не выражает официальную позицию Вашингтона». К. Морджан заметил, что подобные телеграммы не соответствуют действительности и распространяют ложь. Кроме того, по словам тунисского министра, подобные дипломатические шифрограммы, как правило, отражают конкретную моментальную обстановку и не анализируют ситуацию в целом.

В начале декабря в Тунис с официальным визитом прибыл премьер-министр Люксембурга Жан Клод Юнкер, который встретился с президентом З.А. Бен Али, тунисским премьером и другими высокопоставленными чиновниками. Он отметил, что сотрудничество двух стран наиболее перспективно в трех областях — обеспечении занятости, экологии и экономике. Кроме того, Юнкер обратил внимание на возможность расширить научное взаимодействие в сфере здравоохранения и возобновляемых источников энергии.

Юнкер охарактеризовал отношения Люксембурга и Туниса как «удовлетворительные», отметив, что объем товарооборота слишком мал для уровня «стратегического партнерства», к которому, впрочем, и Тунис и Люксембург стремятся. Делегация из Люксембурга выразила заинтересованность в трехсторонней форме сотрудничества, с подключением стран из Африки южнее Сахары.

По итогам визита было подписано два документа: меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества с третьими странами при тунисском посредничестве и соглашение в сфере социальной защиты. На пресс-конференции перед отлетом на родину Юнкер заявил, что «мы в числе тех, кто желал бы, чтобы Тунис получил продвинутый статус в Евросоюзе» и даже «готовы исполнить роль тунисского посольства в ЕС по этому вопросу». Он также сообщил, что в январе 2011 г. в Тунис направится делегация из Люксембурга во главе с министром торговли.

11 декабря в пригороде тунисской столицы Гаммарт состоялся Второй арабско-японский форум, среди гостей которого был генеральный секретарь Лиги арабских государств /ЛАГ/ Амр Муса и министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара. Главой целью форума было стремление укрепить партнерство между Японией и арабскими государствами, особенно в экономическом секторе, в области современных телекоммуникационных технологий, в решении глобальных проблем с водоснабжением, питанием, энергодефицитом.

По словам главы ЛАГ, экспорт из арабских стран в Японию с 2003 г. до 2008 г. вырос с 36 млрд долл. до 136 млрд долл. Япония является третьи после Европы и США экономическим партнером арабских стран. Инвестиции Японии в экономики арабских государств в 2009 г.превысили 4 млрд долл. Японский министр иностранных дел со своей стороны отметил, что число студентов из арабских стран в Японии ежегодно растет почти на 70%. Кроме того, он подтвердил необходимость мирного и справедливого решения ближневосточного конфликта. Следующий форум пройдет в 2012 г. в Токио. По итогам форума была принята декларации о намерении развивать взаимное сотрудничество между Японией и арабскими странами на основе обоюдного интереса.

На полях форума глава тунисского МИД К.Морджан обсудил с А. Мусой положение дел на Ближнем Востоке и предстоящий в январе в Шарм аш-Шейхе Арабский экономический саммит. Кроме того, они поделились положительными впечатлениями от результатов арабско-японского форума.

12 декабря в Тунисе состоялась встреча египетской делегации во главе с министром торговли и промышленности АРЕ Рашидом Мохаммедом Рашидом с министром торговли и ремесел Туниса Ридой Бен Мосбахом. Стороны подписали соглашение о развитии кооперации в различных сферах (транспорт, электроника, автомобилестроение, производство одежды и пищевая промышленность), в том числе в области фармацевтики. Также обсуждался вопрос облегчения визовых процедур и конкурентоспособность продукции местных рынков на Евро-Средиземноморском пространстве.

Участники переговоров признали, что двусторонний товарооборот не соответствует высокому уровню политических отношений между Тунисом и Египтом. Ожидается, что в 2010 г. объем товарооборота между Тунисом и Египтом будет не менее 600 млн долл. Кроме того, предполагается, что в 2011 г. количество тунисских компаний в АРЕ вырастет до 400 (вместо 100 на 2010 г.).

13 – 14 декабря в Тунисе с официальным визитом находился президент Мавритании Мохамед Ульд Абдель Азиз. Ежегодный обмен визитами высших должностных лиц для «сверки часов» является традиционным Туниса и Мавритании. В ряду приоритетов двустороннего взаимодействия были обозначены оздоровительный туризм (в 2010 г. Тунис посетили более 10 тыс. мавританцев) и образование (растет число мавританских студентов в тунисских вузах).

Объем товарооборота между Тунисом и Мавританией за первые десять месяцев 2010 г. достиг 30 млн динаров. Обе стороны выражают желание его увеличить. Тунис экспортирует в Мавританию финики и иные продукты питания, изделия из пластмассы, санитарно — гигиенические товары, электроприборы, медицинское оборудование. Мавритания ввозит в Тунис невыделанную кожу, а также рыбопродукты.

16 декабря в Тунисе состоялось заседание тунисско-катарской межпарламентской комиссии при участии премьер-министра Катара и по совместительству министра иностранных дел этой страны шейха Хамада Бен Джасема Аль Тани. По итогам работы двух делегация был подписан ряд соглашений. Среди них меморандум о взаимопонимании в области устойчивого развития и экологии, взаимодействия в политике по трудоустройству, инвестиционные проекты в «Бен Гайада» (г. Себха) и в г. Махдия, несколько протоколов и проектов в области образования и культурного сотрудничества, план совместных действий на следующий год в области масс-медиа. Всего 13 документов. Вместе с тем, некоторые официальные тунисские издания выразили озабоченность тем, что «архитектор катарской политики» не затронул на встрече с президентом З.А. Бен Али характер вещания телеканала «аль-Джазира», по их мнению, враждебный в отношении Туниса. Сайт телеканала уже неоднократно блокировали в Тунисе, ссылаясь на недостоверность изложения фактов.

15 декабря глава тунисского внешнеполитического ведомства Камель Морджан представлял Тунис на заседании комитета ЛАГ по продвижению мирной инициативы на уровне глав МИД, проходившей в Каире. ЛАГ поддержала решение главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса прекратить прямые переговоры с Израилем.

Согласно итоговому коммюнике, участники встречи поручили главе ЛАГ Амру Мусе, а также премьер-министру и министру иностранных дел Катара шейху Хамаду бен Джасему Аль Тани совместно с присутствовавшим на заседании М. Аббасом сформулировать межарабский план действий. С ним ЛАГ намерена обратиться в СБ ООН. Тунис поддержал коммюнике, высказался в поддержку «братского палестинского народа», подчеркнув, что безрезультатность переговоров – это целиком вина израильтян, не желающих менять свою позицию, тормозящую миротворческий процесс.

Тунис вскоре станет экспортером древесины в Европу. Швейцарский холдинг «Global Wood Holding» заключил 20 декабря с тунисским правительством соглашение на высадку обширного лесного массива из эвкалиптов в районе Татавин (южная провинция Туниса). Площадь лесополосы составит 160 тыс. га. Согласно проекту, рассчитанному на 15 лет, каждые три года будет произведено 6 млн тонн леса стоимостью 300 млн долл. Вся древесина предназначена для экспорта в Европу. Швейцарский холдинг намерен вложить в проект 900 млн евро.

52.26MB | MySQL:103 | 0,593sec