Состоявшийся 18–19 января 2011 года визит президента РФ Дмитрия Медведева в Иорданию и на территории, подконтрольные Палестинской национальной администрации, неожиданно оказался сопряженным с проблемами, которые было практически невозможно предвидеть заранее. Во-первых, событие это, определенно относящееся к сфере внешней политики, оказалось тесно переплетено с израильскими внутренними проблемами. Первоначально планировалось, что российский президент посетит Израиль, территории, контролируемые ПНА, и Иорданию, однако забастовка сотрудников МИД еврейского государства внесла свои коррективы и вынудила отменить израильскую часть турне [1]. Более того, бастующие работники внешнеполитического ведомства Израиля надеялись использовать политический скандал, вызванный отменой визита Д.А. Медведева в Иерусалим, как средство давления на Министерство финансов и премьер-министра собственной страны, дабы вынудить их принять требуемые дипломатами условия. Во-вторых, переговоры Дмитрия Медведева с Махмудом Аббасом сопровождались определенной интригой: незадолго до прибытия президента России на Ближний Восток Набиль Шаат, фактический министр иностранных дел ПНА, заявил в интервью газете «Аль-Хайят», что Дмитрий Медведев намерен признать независимость Палестинского государства, как это сделал в 1988 году, среди многих других, Советский Союз (а в последние полтора месяца – семь стран Южной и Центральной Америки) [2].
Фактические результаты визита оказались, однако, куда менее драматичными. Пожалуй, наиболее важный эффект визита Дмитрия Медведева в Палестину находится в символической сфере. Посещение Иерихона стало первым визитом Дмитрия Медведева на территории, контролируемые ПНА. СССР/Россия поддерживает те или иные контакты с Организацией освобождения Палестины более сорока лет. Впервые Ясир Арафат, долгие годы бывший бессменным председателем ООП, а затем и главой ПНА, посетил СССР еще в 1970 году, а четыре года спустя в Москве было открыто постоянное представительство Организации освобождения Палестины. Наиболее серьезным шагом советской дипломатии стало признание независимости Государства Палестина в ноябре 1988 года, вскоре после чего представительство ООП в Москве получило статус посольства. Уже после создания ПНА в 1994 году в Газе открылось российское представительство, впоследствии переведенное в Рамаллу. Председатели Палестинской национальной администрации Ясир Арафат и Махмуд Аббас не раз приезжали в Москву, как с официальными, так и с рабочими визитами, а в 2005 году в рамках своего государственного визита в Израиль занимавший в то время пост президента России Владимир Путин совершил поездку также и в Рамаллу [3]. Однако для Дмитрия Медведева эта поездка на палестинские территории – первая.
Как в Израиле, так и в ПНА с нетерпением ждали, какую позицию озвучит Д.А. Медведев в отношении палестинских претензий на суверенитет. Тема эта несколько неожиданно вновь оказалась на повестке дня начиная с 3 декабря 2010 года, когда Бразилия, а за ней еще шесть государств Южной и Центральной Америки объявили о признании несуществующего Палестинского государства [4]. Накануне визита помощник президента России Сергей Приходько заявил, что Россия готова оказать «всемерную поддержку палестинскому народу в реализации его национальных чаяний – создании независимого, жизнеспособного, территориально непрерывного государства со столицей в Восточном Иерусалиме» [5]. Все три критерия будущего Палестинского государства, о которых говорил С.Э. Приходько (независимость, жизнеспособность и, тем более, территориальная непрерывность), представляются на сегодняшний день нереализуемыми. С июня 2007 года, после взятия власти в Газе движением ХАМАС, Палестинская национальная администрация перестала существовать как единое, подчиненное одному центру власти образование, так как власть на Западном берегу по-прежнему принадлежит ФАТХу во главе с Махмудом Аббасом, который не может договориться с лидерами ХАМАСа; более шестидесяти процентов бюджета ПНА формируется за счет иностранной помощи. Очевидно, что в подобной ситуации ПНА никак не может стать основой для единого, независимого и жизнеспособного государства.
В целом, визит Дмитрия Медведева прошел спокойно; российский президент озвучил взвешенную позицию, воздержавшись от каких-либо односторонних заявлений. Как справедливо отмечали корреспонденты газеты «Коммерсант», «Аббас, у которого все последнее время не клеятся отношения с Израилем, … ждал российского президента с нетерпением. Однако их переговоры длились недолго — Москва вряд ли может договориться с ПНА о чем-то значимом без консультаций с Израилем» [6]. Заявления Набиля Шаата о возможности признания Россией независимости Палестины оказались необоснованными: Дмитрий Медведев лишь заявил, что Россия «поддерживает право палестинцев на создание собственного территориально единого и неделимого государства» [7]. Хотя некоторые израильские издания, как, например, газета «Едиот ахронот» [«Последние известия»], неверно истолковав слова президента России [8], успели объявить о признании Россией независимости Палестинского государства, подобных заявлений со стороны руководства РФ сделано не было. На самом деле слова президента заявления лишь повторяли традиционную, многократно озвученную официальную позицию России [9]. В МИД Израиля, кстати, сказанное Д.А. Медведевым оценили верно. Глава пресс-службы для израильских журналистов Йоси Леви констатировал: «В словах президента Российской Федерации не было ничего удивительного с точки зрения Израиля, в том числе и касавшихся подтверждения хорошо известной позиции Москвы, озвученной еще в 1988 году. Вопреки неточным публикациям, президент Российской Федерации не говорил о каких-либо границах, а повторил декларацию о праве палестинского народа на свое государство – этот подход соответствует принципам диалога и переговоров». Т.е., в отличие от президентов Бразилии и Аргентины, Дмитрий Медведев признал право палестинцев на свое государство, но не суверенитет этого государства.
Второй значимой особенностью визита Дмитрия Медведева стало то, что он провел переговоры только с Махмудом Аббасом. Хотя Россия – единственная страна «ближневосточного квартета», которая пошла на контакты с движением ХАМАС, пригласив его лидеров в Москву, а за день до начала визита Дмитрия Медведева его помощник вновь подчеркнул, что «международное сообщество должно учитывать и позицию движения ХАМАС в той части, в которой эта группировка отражает мнение своих избирателей», в этот раз президент встретился только с председателем ООП Махмудом Аббасом [10]. В ходе своего визита в Дамаск в ноябре 2010 года Дмитрий Медведев встречался и с главой ХАМАСа Халедом Машалем; в этот раз подобных встреч не было.
В-третьих, в отношении ближневосточного урегулирования в целом Дмитрий Медведев, по сути, повторил те идеи, которыми сегодня руководствуется едва ли не вся мировая дипломатия: необходимость создания независимого Палестинского государства как условие успеха урегулирования; требование к Израилю заморозить строительство на Западном берегу реки Иордан как условие возобновления палестино-израильского диалога; а также призыв к «ближневосточному квартету» действовать сообща, объединив усилия [11]. Не менее традиционным стало предложение российского президента о проведении в ближайшем будущем международной конференции по Ближнему Востоку в Москве, которая, однако, по мысли Дмитрия Медведева, должна быть созвана лишь в том случае, если она сможет принести реальные плоды [12].
Наконец, четвертым, и видимо, наименее значимым, результатом визита Дмитрия Медведева стало подписание нескольких межведомственных соглашений: между министерствами сельского хозяйства, информационными агентствами и олимпийскими комитетами Российской Федерации и Палестинской национальной администрации.
В Израиле переговоры президента России с руководством ПНА фактически оказался проигнорированным. После принесенных президентом еврейского государства Шимоном Пересом 4 января извинений за срыв визита Д.А. Медведева в Израиль из-за забастовки, объявленной профсоюзом работников дипломатического ведомства, наблюдатели могли надеяться, что встреча, в том или ином формате, между руководителями России и Израиля все же состоится. Сценарии предполагались самые различные: от кратковременного посещения Дмитрием Медведевым Иерусалима до встречи с израильскими руководителями при пересечении границы на контрольно-пропускном пункте у моста «Алленби». Однако ничего подобного не произошло: ни президент Шимон Перес, ни министр иностранных дел Авигдор Либерман, ни какие-либо иные высокопоставленные лица из канцелярии премьер-министра или иных ведомств с российской делегацией не встретились. Согласована лишь встреча Дмитрия Медведева с Шимоном Пересом в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, который традиционно проходит в конце января в Швейцарии [13]. Однако из-за внезапной кончины супруги Шимона Переса, Сони, 20 января 2011 года, факт участия президента Израиля в Давосском форуме оказался под вопросом.
Накануне визита никаких сообщений в израильских ивритоязычных газетах об этом не появлялось. Позднее одна из крупнейших газет Израиля «Jerusalem Post», комментируя итоги переговоров Дмитрия Медведева с Махмудом Аббасом, ограничилась лишь замечанием: «Нет ничего необычного в том, что иностранные лидеры посещают с визитом Израиль, но не заезжают в ПНА, обратное же – посетить ПНА, не побывав в Израиле – необычно» [14]. Никаких комментариев со стороны премьер-министра или публичных заявлений министра иностранных дел также не последовало.
Бастующие работники МИД Израиля, вопреки ожиданиям, не стали чинить российской делегации препятствий в ходе визита. Для профсоюзного комитета МИД Израиля отмена визита Дмитрия Медведева не спровоцировала ожидаемого политического скандала. Яаков Ливне – один из профсоюзных лидеров, по долгу службы непосредственно занимающийся отношениями с Россией, выражал уверенность в том, что, если визит Д.А. Медведева будет сорван, то это станет событием столь экстраординарным, что требования сотрудников МИД будут услышаны и удовлетворены Министерством финансов: «В нашем государстве все работает только так. Сначала мы пошумим, несколько недель нас будут игнорировать, а после того, как будет сорван визит Медведева, и мы оскандалимся на всю планету, нас заметят и начнут вести переговоры» [15]. Постфактум можно сказать, что ожидаемого эффекта профсоюз дипломатов не достиг: ни министр иностранных дел А. Либерман, ни премьер Б. Нетаньяху не вмешались в конфликт. Вероятно, опасаясь создания прецедента, который может вызвать цепную реакцию забастовок в госсекторе, ни один из них не обратился к министру финансов Ювалю Штайницу с просьбой удовлетворить требования бастующих. На позицию высшего руководства не повлияло и то, что, в связи с забастовкой работников МИД, израильский представитель при ООН Мирон Реувен не будет присутствовать на ежемесячном заседании Совета Безопасности ООН, посвященном проблемам Ближнего Востока и не сможет, таким образом, донести израильскую точку зрению на рассматриваемые вопросы [16].
Визит Д.А. Медведева на территории, контролируемые ПНА, не привел, да и в существующих условиях не мог привести, ни к кардинальным переменам в отношениях России с арабским миром, ни к прорыву в палестино-израильских или, тем более, шире – арабо-израильских отношениях. К чему приведет отмена визита президента России в Израиль, сказать пока трудно; хотелось бы надеяться, что нанесенный профсоюзом работников МИД Израиля ущерб не окажется фатальным. Каковы бы ни были тенденции отношений Израиля и России с каждой из частей распавшегося палестинского образования, две страны связывает слишком многое в общественной, экономической, культурной и иных сферах, чтоб этим можно пренебречь. Это в целом осознают высшие руководители в обеих странах.
Примечания
[1] Алек Д. Эпштейн и Станислав Кожеуров, «Когда профком вершит большую политику: срыв визита президента РФ Д.А. Медведева в Израиль» // портал Института Ближнего Востока, 4 января 2011 г.,
http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/04-01-11.htm
[2] Barak Ravid, «Israel concerned Russia will recognize Palestinian state» // Ha’aretz, 18 января 2011 года,
http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/israel-concerned-russia-will-recognize-palestinian-state-1.337748
[3] Обзор дипломатических контактов между СССР/Россией и ООП и ПНА см. в досье ИТАР-ТАСС: «К визиту Медведева на территорию ПНА» // досье ИТАР-ТАСС, 19 января 2011 года,
http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=15864553&PageNum=0
[4] Алек Д. Эпштейн, «Государственность фактическая и декларативная: о новой волне признания палестинского суверенитета» // портал Института Ближнего Востока, 18 января 2011 года,
http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/18-01-11b.htm
[5] Ксения Каминская, «Медведев отправляется в ближневосточное турне» // сообщение ИТАР-ТАСС, 18 января 2011 года,
http://www.tass-ural.ru/lentanews/156569.html
[6] Владимир Соловьев и Олег Кашин, «Ближнезабастовочное урегулирование» // Коммерсант, 19 января 2011 года,
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1569852
[7] «Визит в Палестину» // официальный сайт президента России, 18 января 2011 года, http://www.kremlin.ru/news/10092
[8] Элиор Леви и Ронен Мадзини, «Арикат: “Заявление Медведева – это исторический шаг”» // сайт газеты «Едиот ахронот», 19 января 2011 года (на иврите), http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4015741,00.html
[9] Barak Ravid, «Medvedev: As we did in 1988, Russia still recognizes an independent Palestine» // Ha’aretz, 18 января 2011 года,
http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/medvedev-as-we-did-in-1988-russia-still-recognizes-an-independent-palestine-1.337774
[10] «Основная тема визита Медведева в ПНА – ближневосточное урегулирование» // сообщение агентства РИА Новости, 17 января 2011 года, http://www.rian.ru/politics/20110117/322862588.html
[11] «Медведев: Израиль должен прекратить строить еврейские поселения на палестинских территориях» // сообщение агентства Newsru, 18 января 2011 года, http://www.newsru.com/world/18jan2011/stopset.html
[12] Владимир Кузьмин, «Мир возможен: Дмитрий Медведев посетил Палестину» // Российская газета, 19 января 2011 года,
http://rg.ru/2011/01/19/medvedev.html
[13] «Медведев отверг возможность санкций против Израиля» // сообщение агентства Izrus, 19 января 2011 года,
http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2011-01-19/13174.html
[14] Herb Keinon, «Medvedev to see Israel – but from afar» // Jerusalem Post, 18 января 2011 года,
http://www.jpost.com/DiplomacyAndPolitics/Article.aspx?id=204062
[15] «Забастовка израильских дипломатов грозит сорвать визит президента России» // сообщение портала Newsru, 3 января 2011 года,
http://www.newsru.ru/world/03jan2011/israel.html
[16] «Из-за забастовки МИД Израиль пропускает заседание СБ ООН по Ближнему Востоку» // сообщение агентства Newsru, 19 января 2011 года,
http://www.newsru.co.il/mideast/19jan2011/unsb507.html