О позиции Ирана перед началом переговоров в Стамбуле

21-22 января в Стамбуле пройдут переговороры по иранскому ядерному вопросу в составе группы стран «шестерки» (5+1) и Ирана. За прошедшее после женевских переговоров время в Иране произошло одно немаловажное событие, а именно был неожиданно для всех снят с занимаемого поста опытный дипломат министр иностранных дел Манучехр Моттаки и на его место в качестве и.о. был назначен глава Организации по атомной энергии Ирана, ученый-ядерщик Али Акбар Салехи. Есть все основания предположить, что именно он будет бесспорным кандидатом на пост министра иностранных дел Ирана после представления его кандидатуры для утверждения в парламент ИРИ. Нет никаких сомнений в том, что повысив международный статус главы ОАЭИ , тем самим иранское руководство поставило перед собой практическую задачу: перед началом переговоров в Стамбуле усилить его международный вес. Кроме того, следует предположить, что вручив бразды переговоров Али Акбару Салехи, иранские власти надеются на то, что последний сможет перевести переговоры из политической области в техническую, тем самим выхолостив самую суть переговоров. Однако результаты самих переговоров покажут, насколько расчеты иранских руководителей имели под собой реальную почву. Но, судя по позиции политического руководства Ирана, которую оно заняло в преддверии стамбульских переговоров, вряд ли можно рассчитывать на успех.

Это, прежде всего, касается диаметрально противоположных позиций сторон относительно предмета переговоров. Вряд ли кто может усомниться в том, что очередной раунд переговоров группы стран 5+1 с Ираном, как и в прошлые годы, имеет прямое отношение к его ядерной программе, а точнее к процессу обогащения урана. Именно последнее обстоятельство постоянно являлось камнем преткновения на международных переговорах. Как известно, декларативные заявления Ирана о мирном характере его ядерной программы вызывают сомнения у многих международных экспертов. Поэтому, чтобы рассеять эти сомнения Ирану необходимо вести предметный разговор со своим визави.

В Иране наверняка лелеют надежду, что иранской делегации удастся увести переговорщиков от предметного разговора. Еще 12 января в своем интервью иранскому информационному агентству «Фарда-Ньюс» Хешматолла Фалахатпише, член комиссии по национальной безопасности иранского парламента, беспочвенно утверждал, что группа стран 5+1 сама дает Ирану возможность выйти за рамки ядерного вопроса. По утверждению иранского парламентария, «Иран считает ядерный вопрос неактуальным (?!)». Кроме того, он выразил свою уверенность в том, что за столом переговоров следует обсуждать более глобальные вопросы и что, несмотря на серьезные расхождения по пунктам переговоров, их следует обновить. По его утверждению, без обновления повестки дня невозможно будет продолжить переговоры (!). Согласно ему, ядерные переговоры в Стамбуле являются не последней, а наилучшей возможностью за последние два года для ведения диалога. С его слов можно сделать заключение, что иранская сторона не желает рассматривать ядерный вопрос в качестве основного предмета для переговоров и что стамбульские переговоры это лишь одно из звеньев в нескончаемой цепи переговоров.

Озвученное иранским парламентарием мнение о предмете будущих переговоров нашло отражение в выступлениях многих иранских политиков. За несколько дней до начала переговоров в Стамбуле, 16 января пресс-секретарь иранского МИД Рамин Мехманпараст хотя и высказал неоправданный оптимизм в отношении результатов будущих переговоров, тем не менее, заявил о том, что, якобы, встреча в Стамбуле не имеет никакого отношения к ядерной программе Ирана?! Если же группа стран 5+1 намерена использовать переговоры с целью оказания давления, то это, по его мнению, будет ошибочным шагом, ведущим в тупик.

Следует заметить, что приглашения, разосланные Ираном некоторым представителям стран – членам пятерки (причем приглашение было передано лишь Верховному представителю ЕС по иностранным делам и безопасности Кэтрин Эштон, представителям России и Китая), для инспекции его ядерных объектов, в силу известных причин, оказались адресованными в никуда. У многих тогда сложилось мнение о том, что этот шаг Ирана был направлен на смягчение позиций этих стран по ядерному вопросу. Вместе с тем, все представители этой группы, без исключения, верно усмотрели в этом предложении маневр Ирана по расколу единства позиций членов группы относительно непрозрачности ядерной программы Ирана. Поэтому, вопреки ожиданиям иранской стороны, это предложение было отвергнуто. Всего же на приглашение откликнулись несколько представителей стран-членов МАГАТЭ: Сирии, Египта, Алжира, Кубы, Венесуэлы, а также представитель группы 77 – Ассоциации развивающихся стран. В течение двух дней гости осмотрели два ядерных объекта: ядерный объект по производству тяжелой воды в Араке и предприятие по обогащению урана в Натанзе.

Воспользовавшись фактом присутствия представителей развивающихся стран, Р.Мехманпараст заявил, что, якобы, они представляют все страны — члены МАГАТЭ! Как можно было ожидать, иранский политик выразил надежду, что после возвращения в Вену гости поделятся своими впечатлениями со своими коллегами из МАГАТЭ с тем, чтобы другие представители этой организации перестали критиковать ядерную деятельность Ирана!

Бросается в глаза ужесточение позиции Ирана по ядерному вопросу, что ясно выразилось в стремлении Ирана производить более усовершенствованные центрифуги, необходимые для увеличения степени обогащения урана. На этом фоне Иран не оставляет попыток изменить формат ядерных переговоров, путем заключения отдельных соглашений с Бразилией и Турцией по обмену низкообагащенного урана на высокообогащенный.

Жесткий тон взял на вооружение и иранский парламент, некоторые члены которого предупреждают шестерку стран о блокировании переговорного процесса через законодательные акты в случае негативного для Ирана исхода переговоров. Более того, в Иране, как в кривом зеркале, не замечая реальной опасности игнорирования требований стран шестерки в отношении прозрачности ядерной программы этой страны, представляют будущие переговоры в Стамбуле как «последний шанс для Запада» по решению спорного вопроса.

По заявлению Али Акбара Салехи и представителя Ирана в МАГАТЭ Али Асгара Солтание, поскольку Иран будет в состоянии уже в текущем году производить собственное ядерное топливо для исследовательского реактора, то в случае провала переговоров в Стамбуле Иран не вернется к столу переговоров. Весь трюк заключается в том, что представители Ирана сводят ядерную проблему к узкому вопросу о производстве ядерных стержней для тегеранского исследовательского реактора. Между прочим, многие ядерные эксперты высказывают сомнение в технических возможностях Тегерана производить необходимое ядерное топливо.

Ввиду наличия у участников переговоров совершенно противоположных позиций по ядерному вопросу Ирана вряд ли можно ожидать прорыва в переговорах в Стамбуле. В принципе, это и не входит в планы Тегерана: ведь, судя по позиции Ирана, переговоры это перманентный, бесконечный процесс.

Тем не менее, если переговоры в Стамбуле окажутся беспредметными, то не исключено, что не только Совет Безопасности ООН, но и отдельные западные страны могут ввести в действие свои дополнительные санкции против Ирана. На фоне действующих международных санкций, в результате которых в значительной степени замедлилось развитие ядерной программы, их игнорирование может пагубно отразиться не только на этой отрасли, но и на незавидном экономической ситуации в стране, а также на социальном положении иранского общества. Только трезвая оценка сложившейся ситуации вокруг иранской ядерной программы может избавить Иран от опасной конфронтации с международным сообществом. Переговоры в Стамбуле дадут ответ на вопрос: действительно ли Иран заинтересован в мирном решении своей ядерной проблемы или будет и впредь продолжать «водить за нос» весь мир.

52.25MB | MySQL:103 | 0,706sec