Последствия возможных действий США против Ирака для России, прилегающих к Ираку регионов и всего мира

1. Краткая справка по Ираку (история, территория, население, политическая система, ресурсы, показатели экономического развития и др.)

Ирак (Республика Ирак) — Государство в Юго-Западной Азии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата. Граничит на северо-востоке с Ираном, на западе с Сирией, на юге с Саудовской Аравией и Кувейтом, на западе с Иорданией. Столица — Багдад (3,8 млн.). Официальные языки — арабский и курдский. Религия — ислам, подавляющее большинство населения  —  мусульмане-шииты (62 %) и сунниты (34 %). Денежная единица — иракский динар.

Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (восстановлены с СССР в июле 1958 г.).

Высший орган государственной власти — Совет революционного командования (СРК), председатель которого одновременно является президентом республики и верховным главнокомандующим вооруженными силами (с июля 1979 г. — Саддам Хусейн). Правящая Партия арабского социалистического возрождения (Баас) организационно оформилась в Ираке в 1954 г. Генеральный секретарь  — С.Хусейн.

В сентябре 1980 г. отношения Ирака с Ираном переросли в вооруженный конфликт, принявший характер затяжной разрушительной войны. В октябре 1990 г. дипломатические отношения между Ираком и Ираном были восстановлены.

В ночь с 1 на 2.8. 1990 г. иракские войска вторглись на территорию Кувейта и в течение нескольких суток оккупировали его. 8 августа Багдад объявил об «объединении полностью и навсегда» Кувейта с Ираком. В ночь с 16 на 17.1.1991 г. войска многонациональных сил, состоящие из контингентов США, Великобритании, Франции и ряда арабских государств, на основании вынесенного Советом Безопасности ООН решения об использовании «всех необходимых средств для восстановления мира и безопасности в этом районе (резолюция 678 от 29.11.1990 г.) начали военные действия против Ирака. После освобождения войсками антииракской коалиции территории Кувейта были приняты резолюции 686 и 687 (3.4.1991 г.) СБ ООН об условиях перемирия. В соответствии с резолюцией 661 СБ ООН от 6.8.1990 г. о введении санкций против Ирака, торгово-финансовые связи других стран с ним прекращены.

Совет Безопасности ООН проголосовал за программу, которая разрешает Ираку закупать продовольствие и медикаменты в счет ограниченной продажи нефти. В последнее время РФ выступает за полное прекращение санкций против Ирака и бомбардировок его территории, возможных действий США против Ирака, как якобы одного из террористических государств на Ближнем Востоке. «Это происходит в тот момент, когда в международном сообществе вызревает убежденность в необходимости активизации усилий по урегулированию иракской проблемы политико-дипломатическими средствами», подчеркивает МИД РФ.

2. Место и роль Ирака в арабском мире, в межарабских отношениях, формировании военно-политической ситуации на Ближнем Востоке, в зоне Персидского залива и на Среднем Востоке.

Не только арабо-израильское противостояние определяет военно-политическую ситуацию на Ближнем Востоке. В 80-х и 90-х годах здесь возникло еще два очага напряженности: между арабами и Ираном и между самими арабами. Длившаяся восемь лет (1980-1988 гг.) ирано-иракская война и кувейтский кризис (1990-1991 гг.) привлекли влияние прямо или косвенно все побережье Персидского залива, где местные режимы едва ли не лишились независимости. Спасли их не собственные вооруженные силы, а «колонизаторы». При этом никто из них не пошел по пути политического соглашения или компромисса, не сел за переговоры с Ираном и Ираком.

Опыт многочисленных местных конфликтов и региональных войн свидетельствует о том, что только через политическое урегулирование можно построить новый ближневосточный регион. Однако после конфликтов стран Персидского залива с Ираком до сих пор отсутствуют нормальные отношения между этими странами.

Отмечается в регионе лишь определенная активизация сирийско-иракских отношений. Серьезный прогресс в них отмечается после смерти Хафеза Асада, однако он имеет под собой прежде всего экономические причины. Политический альянс с Саддамом Хусейном может привести Сирию к региональной и международной изоляции. Хусейн, вероятно, не сможет сделать Сирию союзником, так как она по политическим и экономическим причинам не станет рисковать своими отношениями со странами Персидского залива ради непрогнозируемого союза с Хусейном.

Традиционным партнером Ирака в его внешнеэкономических связях является Иордания, важность сотрудничества с которой определяется для Ирака постоянной активной финансовой и политической поддержкой Иордании, особенностью географического положения этого государства. Территория Иордании превратилась в транспортную артерию, по которой осуществляется значительная часть транспортных перевозок с другими странами. Через Иорданию осуществлялась значительная часть экспорта иракской нефти и большая часть иракского импорта.

Вместе с тем, в случае возникновения крупного регионального конфликта в результате возможного вторжения ВС США в Ирак и переброски значительных американских и коалиционных сил нельзя исключать серьезных последствий для России и прилегающих к зоне конфликта регионов.

Пока у США есть интересы (нефть Персидского залива, свобода судоходства и доступ к региональным рынкам),  они будут заинтересованы в безопасности государств, которые сотрудничают с американцами в области обороны, при этом  с использованием дипломатических, экономических и военных средств.

События, произошедшие в мире за последние десять лет, коренным образом изменили военно-политическую обстановку на Ближнем Востоке. После событий 11 сентября 2001 г. США получили возможность перебросить войска и запасы материальных средств из Европы в зону Персидского залива, что по замыслу американцев, постепенно «ликвидировать источник нестабильности вследствие террористических акций организации «Аль-Каиды».

Начало XXI века отмечено успехом американской политики на Ближнем Востоке: укрепление безопасности в Афганистане и в зоне Персидского залива.

США торопятся расширить зону своих «жизненных интересов», укрепив  политику расширения НАТО на восток, к границам России и к границам нефтяных арабских стран.

3. Оценка ситуации в Ираке и вокруг него, включая политические, военные и экономические последствия многонациональных сил 1991 г. «Буря в пустыне» и международных санкций против Багдада.

Нефть остается главным природным богатством Ирака. На начало нападения на Кувейт достоверные запасы нефти Ирака оценивались в 13,4 млрд. т (второе место в мире после Саудовской Аравии), достоверные запасы газа в стране оценивались в 3,1 трлн. куб. м (около 2,4 % мировых запасов). Мощности нефтеперерабатывающей промышленности Ирака до нападения на Кувейт оценивались в 175 млн. т  (в 1989 г. добыча достигла 139,3 млн. т). Все нефтеперерабатывающие заводы Ирака подверглись ракетным ударам во время военных действий. Наиболее серьезные разрушения были причинены нефтеперерабатывающему комплексу в Басре.

В результате военных действий предприятиям нефтедобывающего комплекса был нанесен серьезный ущерб. Из 820 скважин, действующих в 1990 г., осталось 58. В 1992-1993 гг. добыча нефти оценивалась в размере  около 23,5 млн. т в год (при текущей квоте ОПЕК в 20 млн. т в годичном исчислении).

В настоящее время производственные мощности восстанавливаются и, в случае отмены санкций ООН, Ирак в течение шести месяцев способен увеличить производство нефти до 100-150 млн. т в год. Постепенно стабилизируется положение в нефтеперерабатывающей промышленности. В конце 1992 г. ее производственные мощности оценивались в 27,5 млн. т.  Около 64 % мощностей сосредоточено на нефтеперерабатывающем комплексе в г. Бейджи.

В результате боевых действий электроэнергетике страны нанесен значительный ущерб. На 1992 г. мощность электростанций оценивалась в 7,3 млн. кВт. В перспективе предполагается существенное увеличение добычи и потребления газа внутри страны, в первую очередь, за счет его использования для производства электроэнергии.

В ходе войны в Персидском заливе в Ираке было разрушено около 85 % промышленных предприятий. Темпы восстановления производственного потенциала обрабатывающей промышленности недостаточно высокие из-за нехватки импортного сырья, оборудования и запчастей.

Развитие военного производства военно-политическое руководство Ирака рассматривает как одно из приоритетных направлений своей деятельности по обеспечению безопасности страны. Основными производителями оружия и военной техники для нужд ВС Ирака являются 32 государственных компании. Военное производство Ирака включает ракетную, артилерийско-стрелковую, бронетанковую, боеприпасную и химическую отрасли. В последние годы велись разработка собственного ядерного оружия и строительство предприятий атомной промышленности.

Ведущими объектами в реализации ядерной программы являлись научно-исследовательский центр в г.Тувейса, ядерные центры при Мосульском университете и в г.Эль-Атире, заводы по получению обогащенного урана (гг. Тармия и Эш-Шаргат, производству центрифуг (г.Хуррия), химический комбинат (г.Эль-Каим). К концу 90-х годов Ирак мог бы приступить к серийному производству ядерного оружия.

Основным предприятием по производству боевых отравляющих веществ в Ираке являлся химический комплекс в г.Самарра, построенный при непосредственном участии французской фирмы «Протек». Его годовая производственная мощность составляла: 720 т иприта, 48 т зарина и 48 т табуна. Кроме того, на химическом заводе в г.Эль-Фаллуджа осуществлялся выпуск ОВ кожнонарывного действия типа люизит. Годовая мощность — около 800 т. Сырье нарабатывалось на заводе в г.Эз-Зубейр, фармацевтическом комбинате г.Самарра и нефтеперерабатывающем комплексе в г.Бейджи. Корпуса авиационных и артиллерийских боеприпасов с начинкой ОВ производились на заводах в гг. Эль-Фаллуджа и Эль-Искандерия.

Разработкой и производством ракет занимался целый ряд предприятий, НИОКР выполнялись в основном в научно-исследовательском центре «Саад-16» (г.Мосул), доводка отдельных компонентов — на предприятиях в г. Эль-Искандерия, модернизация некоторых узлов ракет типа  «Скад» осуществлялась в гг. Эль-Фаллуджа и Таджи, выпуск  электронного оборудования был налажен на заводе в г. Самарра. Сборка компонентов ракет осуществлялась на двух заводах в г.Таджи.

Совместно с французскими фирмами «Матра» и «Томсон» в Ираке велись работы по созданию собственного искусственного спутника земли. Также с помощью иностранных специалистов в стране были разработаны и производились баллистические ракеты «Аль-Хуссейн», «Аль-Аббас» и «Таммуз-1» с дальностью стрельбы 650, 900 и 2000 км соответственно. В основу разработок и выпуска этих ракет была положена технология «Скад».

Велись также работы по созданию ВР «Хаджар» и перспективной ВР на основе аргентинской технологии «Кондор-2» с дальностью стрельбы около 600 и до 1200 км соответственно.

Кроме того, Ирак был в состоянии производить РСЗО типа «Абабиль» (дальность стрельбы до 50 км), НУР «Сиджиль» (дальность стрельбы от 20 до 60 км), крылатые ракеты класса «поверхность-поверхность» типа «Фао» (дальность стрельбы от 40 до 200 км).

В настоящее время работы по ядерной, химической и ракетным программам прекращены. Демонтаж и уничтожение оборудования для производства ракет дальностью свыше 150 км и боевых ОВ производился под строгим контролем специальной комиссии ООН в соответствии с резолюцией СБ ООН от 3 апреля 1991 г. (В декабре 1998 г. С.Хусейн изгнал членов комиссии международных инспекторов). Запасы боеприпасов в химическом снаряжении и боевых ОВ на иракской территории должно быть полностью ликвидированы, а сырье, пригодное для производства ядерных зарядов, подлежит вывозу из страны под контролем МАГАТЭ.

Артиллерийско-стрелковая промышленность являлась наиболее развитой отраслью военного производства. До войны в стране действовали три завода стрелкового вооружения в гг. Эль-Юсуфия, Эль-Мусайиб и Багдад, завод по производству артиллерийских систем в г.Эль-Фаллуджа и завод по ремонту артиллерийских установок в г.Таджи. В настоящее время иракцы могут ежегодно восстанавливать до 1000 ПА и ЗА, около 5 тыс. оптических приборов, до 100 ЗРК и ПЗРК, а также около 50 РЛС различных типов.

Война в зоне Персидского залива нанесла серьезный ущерб военно-промышленному комплексу Ирака. По оценке, в результате нанесения ракетно-бомбовых ударов по предприятиям военной промышленности Ирака было уничтожено 90 % производственных зданий по изготовлению отравляющих веществ, выведено из строя 90 % производственных площадей по выпуску ракетного оружия и 60 % научно-производственных площадей центров, занимающихся их разработкой.

Разрушения производственных площадей на предприятиях по выпуску артвооружения, авиабомб, снарядов, гранат, мин составляли 60 % ВВ и порохов — 20 %. Были практически полностью уничтожены мощности по ремонту авиационной, бронетанковой техники и артиллерийского вооружения.

С мая 1991 г. на объектах ракетной, авиаремонтной и боеприпасной промышленности  ведутся восстановительные работы и к концу 1992 г. было восстановлено до 80 % разрушенных производственных мощностей. Промышленное оборудование, которое было укрыто от бомбардировок, а также вновь созданные мощности позволяют Ираку продолжить производство ракет с дальностью до 150 км, танков, бронетранспортеров, артиллерийских орудий, боевых самолетов, взрывчатых веществ, боеприпасов, оптического и электронного оборудования.

В настоящий момент, по оценке американских экспертов, Ирак уже восстановил основную часть военно-промышленного комплекса, по которым регулярно наносятся удары авиации США и Великобритании. В конце 2001 г. военная авиация США нанесла, например, массированный удар по объектам ПВО на юге Ирака

В Ираке резко возросла зависимость от импорта продуктов сельскохозяйственного производства. Из более чем 12 млн. га земель, пригодных для сельскохозяйственного использования реально используется половина, в том числе 4 млн. га под посевами. Около 90 % посевных площадей отводится под зерновые (пшеница, ячмень, кукуруза, рис). Остальные площади заняты овощами и техническими культурами.

Финансовое положение и внешнеэкономические связи. Наиболее серьезной проблемой является острый дефицит иностранной валюты. Она необходима в основном для обеспечения первоочередных социально-экономических нужд и на погашение только коммерческих займов и кредитов, взятых у иностранных государств. Если к концу ХХ века объем внешней задолженности составлял около 250 млрд. долл., то в перспективе  он может увеличиться до 380 млрд. долл. Возможности Ирака по погашению долга ограничены. В 1992 г. на мировом рынке был продан практически весь золотой запас страны (50-70 т).

В настоящее время внешнеэкономические связи с Ираком осуществляются в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 687 от 3 апреля 1991 г. под контролем специальной комиссии ООН № 661. В соответствии с резолюцией запрещается поставка в Ирак всех видов вооружения, отдельных его компонентов и запасных частей, средств его производства, а также передача технологий его изготовления и использования. Запрет распространяется на поставки сырья и материалов, которые могут быть использованы для производства вооружения, а также на предоставление технического содействия с помощью специалистов или оборудования для обучения технического персонала, связанного с проектированием, разработкой, созданием, эксплуатацией и ремонтом оружия и военной техники.

Американцы давно добиваются изменения программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», разрешающей Багдаду экспортировать «черное золото». Согласно резолюции ООН, Ираку разрешено продавать за границу нефть на сумму 1,6 млрд. долл. для финансирования закупок продовольственных товаров. Речь сейчас идет о попытках связать продажу нефти с возвращением в Ирак международных инспекторов по контролю за ликвидацией оружия массового поражения, изгнанных С.Хусейном в декабре 1998 г. Выступая перед журналистами, Джордж Буш объявил: первым «в очереди на возмездие» после Афганистана стоит Ирак. «Саддам Хусейн должен впустить в страну инспекторов, — сказал президент США, — а если откажется, это будет чревато… Если вы создаете оружие массового поражения, значит, вы намерены терроризировать мир».

США также хотят ужесточить ограничения на импорт в Ирак вооружений и технологии двойного назначения. Взамен они якобы готовы ослабить ограничения на поставки в страну продовольствия, медикаментов и других гуманитарных грузов.

В результате введения санкций претерпели существенные изменения объем, структура и географическая направленность внешней торговли. Некоторые государства стали направлять в Ирак крупные партии продовольствия, оплата по которым будет осуществляться на кредитной основе.

Вся внешняя торговля находится в руках государства. Иракское руководство активно использует все официальные и неофициальные связи и возможности для поставки в страну сырья, материалов и оборудования необходимых для быстрейшего восстановления нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности объектов  энергетического комплекса, мощностей легкой и пищевой промышленности.

4. Краткая история советско-иракских и российско-иракских отношений. Характеристика этих отношений в политической, экономической и военной сферах в различные их периоды. Интересы России в Ираке. Современное состояние основы российско-иракских отношений и потенциала их развития в зависимости от реализации различных сценариев развития событий вокруг Ирака.

Тяжко, оказывается, жить в однополярном мире арабским странам, нельзя больше играть на столкновении интересов Востока и Запада, привычные дипломатические ходы устарели. Но и сегодня арабам выгодна сильная и развивающаяся Россия.

В настоящее время к первоочередным задачам российской политики на Ближнем Востоке следует отнести поддержание взаимовыгодных отношений в политической,  экономической  и  военной  сферах  со  всеми арабскими государствами, содействие созданию многосторонней системы безопасности в регионе, оказание конкретной помощи  его  участникам  в поиске взаимоприемлемых договоренностей, активизацию усилий по урегулированию проблем вокруг Ирака.

Дипотношения между СССР и Ираком установлены 9 сентября 1944 г. В 1955 г. они были прерваны иракским монархическим режимом, восстановлены в июле 1958 г. в результата антифеодальной революции. По инициативе иракской стороны 9 апреля 1972 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, который формально продолжает действовать. Двусторонние отношения с Ираком получили широкое развитие (с 1958 по 1990 гг. было подписано более 50 договоров, соглашений и протоколов).

Ирак был одним из ключевых наших арабских партнеров в торгово-экономической сфере. Годовой товарооборот в 1989 г. составлял около 2 млрд. долл. В порядке погашения кредитов иракская сторона ежегодно поставляла 10,5 млн. т нефти (на сумму около 1,4 млрд. долл.). Незадолго до кувейтского кризиса были заключены крупные контракты на обустройство нефтепромыслов на юге Ирака, строительство газопровода Насерия-Багдад, ТЭС «Юсифия» и ряд других.

Особенно масштабно развивалось сотрудничество в военно-технической сфере. Только по спецкредитам иракская сторона должна нам возместить около 5,3 млрд. долл.

СССР осудил иракскую аннексию  Кувейта в 1990 г., активно участвовал в выработке резолюций СБ ООН по ликвидации «кувейтского кризиса»  и посткризисному урегулированию в Персидском заливе. Москва присоединилась к международным санкциям против Ирака, приостановив с ним военное сотрудничество и торгово-экономические связи. Было эвакуировано около 9 тыс. советских специалистов и членов их семей. Такие действия обернулись для нас значительными материальными издержками, привели к «охлаждению» двустороннего политического взаимодействия с Багдадом.

В дальнейшем Багдад неоднократно подчеркивал заинтересованность в сохранении дружественных отношений с Россией, которую рассматривает в качестве государства — продолжателя СССР.

После завершения военной стадии конфликта и до 1993 г. политические контакты с Багдадом осуществлялись по линии посольств. 1-5 августа 1993 г. в Багдаде побывала группа российских экспертов с целью инвентаризации обязательств сторон по ранее заключенным контрактам, обсуждения проблемы задолженности Ирака России. Также состоялся обмен письмами относительно возобновления после снятия антииракских санкций сотрудничества по объектам, предусмотренным советско-иракскими соглашениями от 1983, 1984 и 1986 гг. В октябре и ноябре 1994 г. состоялись визиты правительственной делегации во главе с МИД РФ. В результате переговоров с руководителями Ирака Багдад признал суверенитет и границы Кувейта.

После известной паузы двусторонние политические контакты заметно оживились. Регулярно посещающие Москву иракские делегации различных уровней прорабатывали вопросы, касающиеся возобновления торгово-экономического сотрудничества между Россией и Ираком в постсанкционный период и подготовки очередного заседания МПК по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Частыми гостями в Ираке за последние годы стали представители КПРФ для участия в работе Партии арабского социалистического возрождения — Баас в Ираке. Она была организована в начале 50-х годов. Правое крыло Баас пришло к власти в 1968 г. Президентом Ирака стал Ахмед Хасан Аль-Бакр, вице-президентом — Саддам Хусейн. В 1979 г. он стал президентом, начав широкие казни своих левых. По данным компартии Ирака, в конце 1999 г. был казнен 101 коммунист. Компартия Ирака неоднократно информировала российских коммунистов о реальном положении дел в стране и критиковала братскую партию за игнорирование фактов преследования и уничтожения иракских коммунистов. Сами они полагают, что «своей недальновидной политикой С.Хусейн оказывает неоценимую услугу осуществлению американских стратегических целей в регионе», разрушая одну из самых богатых и сильных стран в регионе.

Сейчас в Ираке нам выделяют определенные квоты нефти, предлагают контракты на строительство. Существуют возможные варианты сотрудничества и с другими странами. Правда, как только дело доходит до практики, что-то происходит. То нет денег, то очередной экономический кризис, то смена правительства, а то просто-напросто фирма, заключившая контракт, сгорела.

Серьезные потери на Арабском Востоке понесла Россия в  области военно-технического сотрудничества.  В соответствии с санкциями ООН прекращены поставки оружия и боевой техники в Ирак. Наши экономические связи с Ираком, как и со многими арабскими странами на нынешнем этапе минимальны. Рынки уже давно и основательно поделены. И пробиться туда чрезвычайно трудно. Аналогично обстоит дело и с рынками оружия.

Надежды на наше внедрение в нефтедобывающую отрасль арабских стран нагляднее всего опровергает пример Ливии, которая после снятия с нее санкций, за отмену которых рядах сражалась Россия, предпочитает налаживать экономическое сотрудничество с Западной Европой. Можно предположить, что то же самое ждет Россию и в Ираке. Даже если случится так, что Ирак выполнит данное им «ЛУКойлу» обещание допустить его в добычу нефти, то, насколько известно, это будет только в тех районах, куда отказались идти европейцы, и на гораздо менее выгодных, чем для последних условиях.

В последние годы участились визиты ответственных российских делегаций в ближневосточный регион с целью провести консультации по ближневосточным вопросам, по ситуации, складывающейся вокруг Ирака, обсуждению вопросов региональной безопасности, связей с этими государствами в военной и военно-технической областях.

5. Отношения Ирака с США и другими западными странами. Что мешает Западу иметь с Ираком такие же отношения, какие он имеет с большинством других стран арабского мира? Интересы США и их союзников в Ираке и вероятные способы их реализации.

Еще в феврале 1998 г. Израиль предложил американцам высадить десант на подступах к Багдаду, отправить туда моторизованные дивизии, одновременно осуществляя поддержку с воздуха — «гениальный» секретный план уничтожения Саддама.

По заявлению госсекретаря и ветерана войны в Персидском заливе, пятизвездочного генерала Коллина Пауэлла, администрация рассматривает целый ряд способов свержения Саддама Хусейна.

Если Саддам не сменит свою политику, сказал он, то тем самым «не оставит Америке иной возможности сделать то, что она должна». И тут же отверг иракское предложение о переговорах с ООН, внесенное Лигой арабских государств и принятое генсеком ООН Кофи Аннаном. Как заявил Пауэлл, Ирак должен разрешить возвращение в Ирак именно американских инспекторов (которых багдадские власти неоднократно и не без оснований подозревали в провокациях и шпионаже), в противном же случае «обсуждать будет нечего».

Более того, по словам госсекретаря, «мы все уверены в том, что С.Хусейн должен уйти. Народ Ирака заслуживает лучшего лидера. Смена политического режима будет в интересах этого региона и в интересах народа Ирака».

Однако европейские союзники США выступают против расширения географии войны с терроризмом. Со стороны европейских столиц, включая Москву, и международных организаций возникло оппозиционное отношение к силовым акциям в отношении Багдада. Руководитель внешнеполитического ведомства Германии Йошка Фишер призвал Европу отнестись к идее расширения акции возмездия с «огромной долей скептицизма». «Мы многократно и настойчиво объясняли Соединенным Штатам, что региональные конфликты должны решаться политическими методами», — сказал он, выступая в парламенте. «Хватит уже разговоров о том, на кого после талибов нападет Америка», — добавил канцлер Герхард Шредер. Он дал ясно понять, что в такой авантюре американские союзники могут на него не рассчитывать.

Премьер-министр Великобритании Тони Блэр и президент Франции Жак Ширак также отнеслись к этой авантюре негативно. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал США не предпринимать односторонних действий против Багдада, выразив таким образом «озабоченность многих государств» возможным поворотом событий в этом направлении.

Многомесячные консультации между Россией и США по вопросу об изменении режима санкций против Ирака завершились 14 мая 2002 г.: Совет безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию по этому вопросу. Она продлевает еще на шесть месяцев действие программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», очередная фаза которой заканчивается 29 мая. Процедуры поступления в Ирак товаров гражданского назначения в рамках этой программы будут упрощены. Одобрения в Комитете СБ ООН по санкциям в отношении Ирака потребуют лишь товары двойного назначения, оговоренные в специальном 300-страничном списке. Таким образом, ужесточается военное эмбарго против Ирака. Зато появится возможность разблокировать значительную часть контрактов на поставку в Ирак различных товаров и оборудования, которые были «заморожены» в санкционном комитете СБ ООН. Их общая стоимость составляет около 5 млрд. долл.

Посол Ирака при ООН Мохаммад Альдури подверг резкой критике этот обновленный вариант программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие»: Комитет «661» ООН разрешает ввозить в эту страну только продовольствие, медикаменты и по небольшому списку промышленную технику. Американские представители в комитете «661» затягивают одобрение и исполнение контрактов по продовольствию, уже подписанных по 11-й фазе действия санкций (декабрь 2001г. — май 2002 г.). Пример — контракты на поставку такого товара, как чай, до сих пор не выполняются, так как они заблокированы представителем США.

Расширяются контакты Ирака с представителями как частных зарубежных фирм, так и правительственных кругов других стран. В рамках этой деятельности в последние годы Ирак посетили торгово-промышленные делегации Франции, Румынии, Индии, Судана, Йемена, Кубы, а также Беларуси, Азербайджана и других стран. В ходе этих визитов стороны заключили соглашения о возобновлении или установлении экономических связей с началом их реализации после частичной либо полной отмены эмбарго.

Бывший майор службы охраны президента Украины Н.Мельниченко заявил о наличии прямых доказательств причастности Л.Кучмы к торговле оружием. «Кучма одобрил план продажи системы ПВО С-300 Ираку за 100 млн. долл. и спустя два месяца после поставки оружия в Ирак с его помощью был сбит американский самолет.» Один из бывших инспекторов ООН по вооружениям в интервью Радио «Свобода» отметил, что в Ираке были найдены свидетельства того, что Россия, Белоруссия и Украина продавали оружие этой стране. Правда, в заявлении Комитета по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля при президенте Украины подчеркивается, что Украина «с первого дня своей независимости четко придерживается всех решений Совета Безопасности ООН» в отношении эмбарго на поставки оружия в Ирак.

Некоторые крупные компании США, Италии, Южной Кореи, Японии активно обсуждают с иракцами пути и способы сотрудничества в условиях санкций. В результате подписанных контрактов в Ирак через третьи страны предполагается поставлять различное оборудование, включая продукцию военного и двойного назначения (РЛС обнаружения низколетящих целей, запчасти для вертолетов и др.).

Франция последовательно выступает в поддержку позиций Ирака и добивается ослабления экономических санкций против иракского режима под контролем ООН. В свою очередь, руководство Ирака делает ставку на Францию с целью получить иностранные инвестиции для увеличения добычи за счет введения в разработку новых перспективных месторождений. В Багдаде поняли, что необходимо допустить в экономику серьезных иностранных партнеров, среди которых руководство Ирака выделяет Францию.

В целом экономика Ирака находится в кризисном состоянии в связи с введением санкций ООН и падением цен на нефть на мировом рынке. Это оказывает определенное негативное влияния на развитие связей стран Запада с Ираком. Сдерживающее воздействие на экономическое развитие страны оказывает высокий уровень военных расходов. Вместе с тем Ирак имеет значительный потенциал для своего развития, реализация которого невозможна без снятия санкций ООН и ликвидации кризисной ситуации, возникшей в отношениях с вашингтонской администрацией и ее союзниками.

6. Вероятность проведения США и их союзниками военной операции против Ирака. Цели операции. Возможные политические механизмы запуска военной акции против Багдада, ожидаемый характер военных действий. Прогнозируемая международная реакция на действия Вашингтона и его союзников.

Разобравшись с талибами, Вашингтон нацелился нынче на Ирак. Как выразился один из пентагоновских генералов, «мы покончили с бородатыми, теперь займемся усатыми».

Конечно, недобитый в ходе «Бури в пустыне» иракский диктатор попортил Америке много кровушки своей неуступчивостью в вопросе контроля ООН над его ядерными, ракетными, биологическими и бактериологическими программами, напрямую связанными с оружием массового уничтожения. Следует напомнить также о категорическом отказе Багдада восстановить на своей территории деятельность инспекторов ООН по отслеживанию нарушений жестких инструкций международной организации в отношении Ирака в военной и торгово-экономической областях.

Выступая в телепрограмме ВВС под названием Hard Talk («Трудный разговор»), бывший представитель США в ООН Ричард Холбрук сказал, что Буш попытается пойти дальше своего отца, который в 1991 г. отправил международный военный контингент очистить территорию Кувейта от иракской армии, но принял решение не идти на штурм самого Багдада. Холбрук отметил, что Буш-младший окружен теми, кто давал советы его отцу и кто сейчас убежден, что принятое тогда решение было ошибочным.

«Единственная грубая ошибка, которую США допустили в своей внешней политике за последние 20 лет, это то, что в 1991 г. не убрали Саддама, — заявил Холбрук. — Я не верю, что нынешняя администрация не попытается сменить режим».

Политическое решение о проведении Вашингтоном операции против Багдада фактически уже принято. Решение о возможности начала новой войны, Джордж Буш с достаточной ясностью дал понять в своей тронной речи в Конгрессе, в которой назвал Багдад  (вместе с Тегераном и Пхеньяном) «осью зла».

Кроме того, следует вспомнить шаги, предпринимаемые США при проведении в 70-90-х годах ХХ века подобных операций: «Вспышка ярости» по свержению в Гренаде правительства Мориса Бишопа, «Джаст коз» в Панаме по свержению генерала Норьеги, «Возрождение надежды» в Сомали, «Щит в пустыне» и «Буря в пустыне» в зоне Персидского залива.

Везде действия вашингтонской администрации везде примерно одинаковы — вначале начинается война слов, проводимая в форме целенаправленной психологической операции на стратегическом и региональном уровнях. Ее цель — обоснование для собственных граждан необходимости наказания «обидчика» Соединенных Штатов, оправдание в глазах мировой общественности очередной демонстрации американской военной мощи, формирование и поддержание высокого морального духа своих военнослужащих и подрыв морального духа солдат противника еще до начала силовой акции.

При подготовке операции по свержению Саддама Хусейна вначале публичное заявление о подготовке «комбинации военных, дипломатических и подрывных мер» для отстранения президента Ирака от власти сделал Джордж Буш.

Затем последовали высказывания высокопоставленных представителей вашингтонской администрации в адрес Саддама Хусейна. В «бой» на словесном фронте вступили помощник президента по национальной безопасности Кондолиза Рай, шеф Пентагона Дональд Рамсфельд, вице-президент Дик Чейни. Каждый из них озвучивает только то, что утверждено президентом, — «Ирак расширяет свой потенциал в области оружия массового уничтожения, включая химическое и биологическое оружие», «Ирак оказывает «Аль-Каиде» содействие в переправе через свою территорию боевиков в Палестину», «Ирак отказывается принять международных экспертов». Всем этим дирижирует штаб специальных операций ЦРУ.

По близким к американским спецслужбам источникам британской «Гардиан», детали разработанной операции (предусматривающей не только  открытые военные действия, но и агентурно-диверсионную деятельность), на днях уже легли на стол Бушу. Как утверждает газета, не дожидаясь их окончательного утверждения, Пентагон и ЦРУ развернули подготовку к операции против Ирака, в которой могут принять участие до 200 тысяч американских военных.

Судя по результатам опросов населения, опубликованным в журнале «Тайм», за военное вторжение в Ирак с целью свержения режима С.Хусейна высказались 80 % американцев. Это значит, что уже завершено планирование военной операции. Ее начало, если все пойдет так, как планируют в Вашингтоне, то она может начаться в  конце лета — середине осени 2002 г. Сам Буш не пытается скрывать своих намерений (на пресс-конференции с пакистанским президентом Мушараффом 13 февраля он заявил что «оставляет за собой полную свободу выбора» в отношении Ирака).

В качестве первого варианта скорее всего отработан уже испытанный «афганский» метод. Вначале в дело вступят авиация и ВМС США и их союзников, которые нанесут массированные удары по ключевым объектам иракской армии, инфраструктуры и госучреждениям. Налета будут производиться, как и в ходе операции «Буря в пустыне», с авианосцев в Средиземном море, Персидском заливе, острова Диего-Гарсия, аэродромов Турции, не исключено, что и Грузии, а также с задействованием узбекского аэродрома Ханабад и киргизского Карши.

Под прикрытием воздушного зонтика начнет действовать американский и английский спецназы с отрядами иракской оппозиции. По данным британской газеты «Индепендент», ЦРУ считает наиболее подходящими для этого базы в южной части Ирака близ городов Арбил, Дохук и Сулеймания.

Не исключен и «югославский» вариант — будут наноситься только массированные авиационно-ракетные удары. После каждого из них США будут заявлять, что они готовы прекратить бомбардировки в случае ухода Хусейна с поста президента.

Командующий группировкой армии США в зоне Персидского залива Томми Фрэнкс в своем недавнем докладе Пентагону подсчитал, что в этой операции, которая уже получила условное название «Буря в пустыне-2», должны принять участие не менее 200 тыс. американских военнослужащих.

Однако, какой бы из вариантов ни был принят, США придется столкнуться на этот раз не с талибами, а с 400-тысячной иракской армией, четверть состава которой состоит в элитных подразделениях, оснащенных в том числе современным оружием.

Багдаду не остается ничего иного, кроме как делать самые жесткие заявления. «По всей видимости, США хотят возобновить широкомасштабную агрессию против Ирака и совершить новое преступление, подобное тому, которое они совершили в 1991 г., — заявил вице-премьер Тарик Азиз. — Народ и руководство Ирака готовы защищаться».

7. Оценка ожидаемых последствий действий США против Ирака для всего мира.

Реакция европейских союзников на действия американцев против Ирака может быть отрицательной. Так, например, комиссар Европейского союза по внешним отношениям Крис Паттен применительно к ситуации вокруг Ирака обвинил США в ведении «абсолютистской и упрощенческой внешней политики». «Мне тяжело поверить, что это — продуманная политика». По его словам, европейские правительства должны остановить Вашингтон в его стремлении к «одностороннему ускорению».

Еще более негативной является реакция во Франции. Глава МИДа Юбер Ведрин назвал политику США по данному и некоторым другим внешнеполитическим вопросам ни много ни мало «простоватой и абсурдной». Резкой критике подверг эту политику и министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер. В интервью газете «Вельт» он заявил, что «международная борьба с терроризмом не дает права без убедительных доказательств принимать произвольные меры против кого-либо». Крайне нервно прореагировал на перспективу войны и другой ключевой союзник США по НАТО и в регионе — Турция.

8. Вероятные последствия антииракской военной кампании Вашингтона для стран Ближнего и Среднего Востока.

Выпад Джорджа Буша в адрес Ираке («если Саддам Хусейн не пустит к себе  в страну международных инспекторов, то будет отвечать за свои последствия» озадачил союзников Вашингтона в странах Ближнего и Среднего Востока. Политики в Египте, Иордании, Турции, Сирии и странах Персидского залива поспешили заявить, что не хотят расширения антитеррористической кампании, кто бы ни стал новым объектом «ударов возмездия» — Ирак, Йемен, Сомали или Судан. Они считают, что «военная акция против Ирака сейчас исключена, потому что против нее выступают абсолютно все арабские союзники США.

В ближневосточном регионе, за исключением купленного за 800 миллионов американской «помощи» пакистанского президента Мушараффа, никто не горит желанием участвовать в новой авантюре Вашингтона. Ближайший союзник Саудовская Аравия вообще намекает на желательность удаления американских баз с ее территории, а объединяющая все государства этого региона Лига арабских стран упорно ищет пути избежания войны.

Генеральный секретарь Лиги Амар Муса заявил: «Нападение на Ирак будет равносильно объявлению войны всем арабам». По словам Мусы, позиция арабов в этом вопросе едина: «Ирак — это не Афганистан».

В отличие от операции «Буря в пустыне», действия США против Ирака на этот раз могут не получить поддержки и от стран Персидского залива. Об этом Дику Чейни заявил генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива Джамиль Аль-Худжейлан. Он убежден, что «отсутствие взаимопонимания между Багдадом и Вашингтоном по проблеме международной инспекции по разоружению не дает Америке права наносить удар по Ираку, который будет прежде всего ударом по иракскому народу». По словам генсека, арабский мир «никогда не одобрит такой шаг ни в отношении Ирака, ни какой-либо другой арабской страны». Таким образом арабский мир консолидируется перед лицом общей угрозы.

Уже 13 мая 2002 г. иорданский король Абдалла выступил с предупреждением, что «любая американская акция против Ирака реально вызовет массовые волнения повсеместно во всех арабских государствах».

На встрече с журналистами в Вашингтоне Колин Пауэлл попытался смягчить заявление Буша. «Президент имел в виду, — пояснил госсекретарь США, — что иракский режим должен позволить инспекторам ООН завершить их очень важную работу. Мы постараемся избавить мир от программ по созданию оружия массового поражения, которыми Саддам Хусейн занимается последние десять лет».

Но эти слова Пауэлла успокоили далеко не всех. «Ирак, конечно, обязан уважать резолюции ООН, но эти резолюции никому не дают права применять силу в качестве наказания за непослушание, — заявил глава МИД Египта Ахмед Махер во время визита в Вашингтон. — Удар по Ираку будет иметь крайне негативные последствия и для арабского мира, и для самой Америки».

Эта ошибка США может стать фатальной», — вторит ему министр иностранных дел Сирии Фарук аш-Шараа. Нечто подобное американцы услышали от представителя правительства Иордании Салеха Каллаба.

В настоящее время США занимаются поисками союзников, готовых предоставить им свою территорию для ведение боевых действий против Ирака. Дело это непростое. Американским военным для широкомасштабной операции против Ирака не предоставит своей территории даже Кувейт.

На региональных партнеров США очень неблагоприятное впечатление произвела история с безапелляционными обвинениями Багдада в связях с «Аль-Каидой» и ее главой Усамой бен Ладеном. После терактов 11 сентября появились сведения о том, что Мухаммед Ата, который принял участие в угоне самолета, врезавшегося в одну из башен Всемирного торгового центра, весной 2001 г. встречался в Праге с иракским шпионом в странах Восточной Европы. Теперь из госдепартамента США идут утечки о том, что тщательное расследование американских спецслужб не нашло этому подтверждения. Это вполне возможно, поскольку хорошо известно, как жестоко на протяжении всего своего правления Саддам Хусейн расправляется с иракскими исламистами, вследствие чего еще задолго до терактов 11 сентября в его адрес раздавались совершенно недвусмысленные угрозы со стороны «террористического интернационала».

Тем не менее в Вашингтоне рассчитывают на Кувейт и Катар, оказывают давление на Турцию, не спешащую вступать в формируемую США новую антииракскую коалицию. Только в одном Кувейте число американских военнослужащих увеличилось почти до 11 тыс. человек. Одновременно в Германии с целью координации действий в будущей войне прошли секретные американо-курдские переговоры, в которых приняли участие Джаляль Талабани — лидер Патриотического союза Курдистана и Масуд Барзани — председатель Демократической партии Курдистана. Конец военной акции планируется на конец лета, и, как сообщает саудовская газета «Аш-Шарк аль-Аусад», представители американских ВВС уже посетили Курдистан и определили три аэродрома, с которых будут осуществляться удары по Ираку.

9. Последствия действий США против Ирака для России.

Россия в вопросе возможной реализации военной операции США против Ирака  оказалась в щекотливой ситуации, пишет агентство «Ассошиэйтед пресс». Президент России В.Путин на пресс-конференции с канадским премьером уверял, что ему известно — Ирак невыступал на стороне талибов, не финансировал их… Но, тут же заметил, что «с Ираком есть проблемы».

Россия, крайне заинтересованная в возврате своих кредитов и восстановлении влияния в регионе (упущенная прибыль по приостановленным совместным проектам оценивается в 10 млрд. долл.) последние годы активно убеждала Ирак согласиться с предложениями ООН. В конце концов, иракский режим, оказавшись в настоящем экономическом тупике согласился на частичное снятие торгового эмбарго на «унизительных», по словам Саддама Хусейна, условиях резолюции ООН № 986. Тогда страна получила право в течение полугода экспортировать нефть на сумму 2 млрд. долл.

По данным «Нью-Йорк таймс», сейчас долг Багдада Москве (то есть СССР) достигает от семи до восьми миллиардов долларов, а уже Россия заключила контрактов с этой страной еще на четыре миллиарда долларов. Полного снятия санкций с Ирака требуют ведущие партнеры Багдада «ЛУКойл» и «Славнефть».

В связи с санкциям ООН, контроль за выполнением которых осуществляет комитет «661» (им командуют американцы) оказалось под большим вопросом планируемое подписание между Ираком и Россией 67 соглашений в области экономического сотрудничества на общую сумму 40 млрд. долл. Программа долгосрочного экономического партнерства, рассчитанная на 10 лет, включает 17 проектов в сфере нефте- и газодобычи. 14 — в области транспорта и средств связи.

В частности, речь идет о разработке таких крупнейших нефтяных месторождений, как Западная Курна, Румейла, Лухайс и ряд других. Только извлекаемые запасы нефти Западной Курны достигают 2 млрд. т. Доля российских компаний в проекте составляет 75 %. По оценкам иракских специалистов, прибыль российских компаний за время реализации контракта (23 года) может достичь 70 млрд. долл.

В интервью ведущему Си-эн-эн Ларри Кингу глава Госдепартамента сообщил, что поскольку Россия имеет в Ираке «определенные коммерческие интересы», она не собирается подвергать их опасности. Багдад действительно грозит отказаться от сотрудничества с ООН по программе «Нефть в обмен на продовольствие» (если будет принята новая резолюция, не устраивающая Саддама Хусейна), что чревато потерей контрактов для нескольких российских компаний на общую сумму 5 млрд. долл. «Мы думаем, что русским пора наконец определиться, с кем они — с нами или с такими государствами, как Ирак и Северная Корея», — заметил один из сотрудников американского Госдепартамента.

Пауэлл в интервью с «Файнэншл таймс» признал, что «у русских на кону их коммерческие интересы» в Ираке. «Так что у них есть некоторые проблемы с этим, но они продвигаются  вперед» навстречу позиции США (имеются в виду проходящие между Вашингтоном и Москвой переговоры о санкциях против Ирака, в ходе которых американцы настаивают на максимально жестком подходе, закамуфлированном под видом так называемых умных санкций). А вообще, продолжал генерал-дипломат, мы говорим русским, что «Ирак не самый легкий друг. Я все время напоминаю об этом русским. И мне это удается, в то же время доказывая им, что это — опасный режим. И мы будем за ним наблюдать, и если появится повод считать, что мы должны сделать что-то еще, то мы это и сделаем».

Видимо, исходя из всего этого, в интервью американской газете «Уоллстрит джорнэл» президент РФ В.Путин сказал, что ситуация в Ираке иная, чем в Афганистане, и что любые действия против этой страны должны быть санкционированы СБ ООН. Он также выступил против формулы Буша насчет «оси зла» и «черных списков» стран-изгоев. Кстати, Ричард Холбрук, занимавший при президенте Клинтоне пост представителя США в ООН, также не согласился с заявлением Буша о том, что Ирак, Иран и Северная Корея представляют собой «ось зла». «Никакой «оси зла» не существует, — сказал он. — Есть три разные «проблемные» страны. Одна из них — Ирак»…

Соединенные Штаты могут продолжить борьбу с терроризмом в Ираке, и Россию, которая до сих пор безоговорочно поддерживала их в этой борьбе, ожидает нелегкий выбор между коммерческими и политическими интересами.

Однако предупреждения Москвы пока не вызывают у Белого дома серьезной озабоченности. «С самого начала президент дал понять, заявил пресс-секретарь Ари Флейшер, что различные коалиции формируются для различных целей… Президент знает, что по некоторым вопросам он будет иметь поддержку таких-то стран. А по другим — других». Если перевести это заявление на дипломатический язык, то получается: мы использовали Россию с Афганистаном и получили что хотели, включая базы в Центральной Азии, и это хорошо. Не хотите дружить дальше — дело ваше.»

10. Выводы и предложения.

Вашингтон к доводам стран Запада, Ближнего и Среднего Востока в создавшейся обстановке не прислушаться просто не может. Так что пока Саддам Хусейн может спать спокойно, по крайней мере до окончания «бури в афганских горах». Маловероятны сейчас какие-либо военные акции американцев вне Афганистана. Любая форма нападения на Ирак или на другую «страну-изгой» — Йемен, о чем также поговаривают в Вашингтоне из-за связей тамошних исламистов с Усамой бен Ладеном, взорвала бы хрупкое равновесие в арабском и исламском мире.

Но снимать их окончательно с повестки дня не следует — Джордж Буш дал ясно понять, что намерен бороться с терроризмом по всему миру. А Афганистан — это далеко не весь мир.

Ссылаясь на мнение экспертов,  американская газета «Ю-Эс-Эй тудей» пишет, что варианты военной акции рассматриваются самые разные — от ограниченного по своим масштабам военного вторжения, призванного оказать поддержку местной оппозиции в свержении Хусейна, до крупномасштабной операции подобной «Бури в пустыне». На военную акцию, подобную той, что была предпринята в отношении Афганистана, Вашингтон, может быть и не решится. Воинственная риторика хозяина Белого дома является лишь частью психологической войны, имеющей целью подавление «одной из худших» угроз нынешнему миру.

40.85MB | MySQL:92 | 1,310sec