Ситуация в Судане: январь 2011г.

Подавляющее большинство событий месяца в Судане было так или иначе связано с проведенным на юге этой страны в период с 9 по 15 января референдумом о будущем этого региона. К настоящему времени уже известны результаты плебисцита. Они были предсказуемы — согласно предварительным данным, около 99 проц. принявших участие в голосовании высказались за независимость Южного Судана.

Подобный результат делает неизбежным раскол самого большого африканского государства. Примечательно, что объявление этих результатов было организовано в Джубе в ходе церемонии у мавзолея Джона Гаранга — исторического лидера южносуданских повстанцев. Он погиб при достаточно загадочных обстоятельствах /крушение вертолета/ в июле 2005г., несколько месяцев спустя после подписания Всеобъемлющего мирного соглашения, прекратившего 22-летнюю гражданскую войну между арабо-мусульманским Севером и христианско-негроидным Югом.

Ожидается, что окончательные данные итогов референдума будут объявлены в период между 7 и 14 февраля.

Всего в референдуме в Южном, Северном Судане и за его пределами, то есть везде, где проживают южане, приняли участие 3 млн 852 тыс.человек. В Южном Судане за независимость проголосовали 99,57 проц. избирателей, за границей — 99 проц., и в Северном Судане — 58 проц. Предполагается, что днем рождения нового, 193-го государства, станет 9 июля с.г. Уже называются его возможные названия, среди которых — Новый Судан, Каш и Республика Нил.

В то время как проходил референдум в Южном Судане, резко обострилась обстановка на пограничной территории Абьей, принадлежность которой /к Северу или Югу/ остается неопределеной. В течение месяца не прекращались столкновения между кочевыми арабскими племенами миссерия /они выступают за принадлежность Абьей к Северу/ и южносуданскими племенами динка нгок. Они привели к многочисленным человеческим жертвам. Кроме того, были отмечены нападения боевиков миссерия на автоколонны южан, в преддверии референдума перемещавшиеся в Южный Судан из Северного. Эти столкновения не смогли предотвратить два батальона «голубых касок», развернутые в Абьее в январе. Как бы там ни было, в ближайшее время решится, станет ли Абьей новым очагом войны между Севером и Югом, поскольку, по словам президента Судана О.аль-Башира, демаркация границы между ними должна пройти до 9 июля с.г.

Сразу по завершении референдума, когда стало очевидно, что Хартум устоял перед искушением тем или иным образом помешать проведению голосования, США заявили о своей готовности нормализовать отношения с Суданом. Вашингтон ввел запрет на какую-либо торговлю с Хартумом в 1997г. В регион тут же отправился /в 25-й раз!/ спецпредставитель Вашингтона по Судану Скотт Грейшен. Предполагается, что уже в первых числах февраля он посетит Хартум и Джубу. Судану уже обещано, что если рождение нового государства не будет омрачено боевыми действиями, в июле он будет вычеркнут из американского «черного» списка стран, поддерживающих терроризм.

Тем временем руководители Севера и Юга Омар аль-Башир и Сальва Киир соответственно приняли участие в саммите Африканского союза, который прошел 30 января в Аддис-Абебе. Последний присутствовал на саммите в качестве первого вице-президента Судана, каковым он останется до 9 июля с.г.

9 января бывший президент США Джимми Картер в заявлении ля телеканала CNN утверждал, что ранее, в ходе переговоров с президентом Судана Омаром аль-Баширом последний сказал, что в случае отделения Южного Судана Северный Судан возьмет на себя весь внешний долг, который сейчас имеет Судан, а именно — 36 млрд долларов. Это заявление тут же дезавуировал Хартум в лице м инистерства иностранных дел Судана. Напротив, утверждалось в заявлении МИД, вопрос распределения внешнего долга станет предметом переговоров между Хартумом и Джубой.

Процесс «парада суверенитетов» в Судане, запущенный январским референдумом, имеет все шансы на продолжение. Следующие кандидаты на отделение — Дарфур, Восточный Судан, а также неарабский анклав в Нубийских горах, относящихся к Северному Судану, и соответствующий процесс уже пошел. Одно из подтверждений тому — 27 января двум суданским журналистам были предъявлены обвинения в «покушении на конституцию страны». По таким обвинениям им по закону грозит смертная казнь через повешение. Вина журналистов заключалась в том, что они опубликовали статью, в которой содержались призывы к самоопределению Восточного Судана. Эта статья была опубликована в еженедельнике «Бар`ут», изда ваемом в штате Красное море. Журналисты были арестованы еще в начале января, а их статья была опубликована 9 января — в день начала референдума о самоопределении Южного Судана.

В Восточном Судане, представленном тремя штатами — Красное море, Кассала и Гедареф — проживают 5 млн человек. Площадь Восточного Судана сопоставима с Италией. В период с 1994 по 2006г. эта территория была ареной малоизвестной гражданской войны, в которой противостояли Хартумский режим и т.н. Восточный фронт — коалиция повстанческих движений.

Что касается Нубийских гор, то местное население, поддерживавшее в гражданской войне южан, пока выступает за предоставление региону автономии.

16 января первая реакция на итоги референдума пришла из Тегерана. Власти ИРИ заявили, что «не удовлетворены» итогами голосования, поскольку впервые за многие годы от исламской Уммы отрывается значительная территория, а также «нарушается принцип единства и территориальной целостности страны». Однако они намерены уважать будущий Южный Судан.

Со своей стороны президент соседнего с Суданом Чада Идрис Деби заявил в Париже 22 января, что отделение Южного Судана «создает чрезвычайно опасный прецедент» в Африке. «Были другие решения проблемы /Южного Судана/. Я — принципиальный противник разделения африканских стран. Тем более что документы ООН и Африканского союза утверждают о незыблемости границ, унаследованных от периода колониализма. Сейчас этот основополагающий принцип нарушен», — заявил, в частности, он.

Также 16 января глава южан Сальва Киир в первом публичном выступлении после референдума призвал своих сограждан простить северян за тяготы и лишения, которые они прошли во время гражданской войны. Показательно, что его выступление было организовано в католическом соборе Святой Терезы в Джубе.

17 января опять попал за решетку лидер исламистской оппозиции Хасан ат-Тураби. Это случилось после того, как в одном из заявлений он предсказал, что в Судане возможно повторение известных событий по тунисскому сценарию. В качестве одной из причин подобного развития событий Ат-Тураби назвал галопирующую инфляцию, решение Хартума отказаться от поддержания относительно низких цен на продукты первой необходимости, а также предстоящий развал страны.

На самом деле, как представляется, Ат-Тураби выдавал желаемое за действительное, поскольку в Судане достаточно сильные позиции занимает армия, оппозиция — слабая и раздробленная, а также в стране присутствует незначительная по сравнению с Тунисом и Египтом прослойка безработных дипломированных специалистов, сыгравшая решающую роль в событиях в этих странах.

Тем не менее 30 января сотни молодых людей вышли на улицы Хартума в рамках национального дня протеста против правительства страны. Их шествие было рассеяно силами безопасности, которые арестовали несколько десятков человек. Указом президента Омара аль-Башира тут же был уволен ректор столичного университета. Такие же манифестации прошли в Омдурмане и Эль-Обейде. Они также были рассеяны.

26 января США призвали развернутые в Судане «голубые каски» двух Миссий ООН быть «более агрессивными» при решении задач защиты мирного населения, в том числе при условиях, связанных с риском для их жизни. Этот призыв прозвучал одновременно с проведением консультаций в Совете Безопасности ООН, в ходе которых была выражена озабоченность в связи с увеличением масштабов столкновений между суданскими правительственными войсками и повстанцами в Дарфуре.

По данным повстанцев, в ходе этих боев потери сторон составили десятки человек убитыми. Повстанцы также утверждали, что им удалось сбить боевой вертолет правительственных войск. По данным дипломатов, правительственные войска воспользовались тем, что основное внимание в середине января было приковано к референдуму в Южном Судане, и провели наступательную операцию против повстанцев в Дарфуре.

Из экономических новостей следует отметить заявление французской группы «Тоталь» о ее намерении подключить к разработке огромной концессии на добычу углеводородов в Южном Судане компанию «Катар петролиум». «Тоталь» еще в начале 80-х годов прошлого столетия получил право на разработку вместе с группой «Марафон» обширной территории площадью 120 тыс.км, относящейся к блоку Б и находящейся в южнос уданском штате Джонглей. Компания «Марафон» вышла из консорциума с «Тоталь» в 2007г. Последняя тут же объявила, что не начнет работу по разведке территории, пока не найдет нового партнера, способного освоить 20 проц. капитала консорциума. Теперь, похоже, процесс сдвинется с «мертвой» точки.

62.84MB | MySQL:102 | 0,484sec