Ситуация в Алжире: январь 2011г.

Январь в Алжире начался с массовых выступлений населения ряда городов страны, протестовавших против происшедшего после наступления Нового года подъема цен на ряд продовольственных товаров первой необходимости. Размах этих выступлений — их пик пришелся на 7 января — заставил было говорить о возможности повторения в Алжире тунисского сценария, но этого не произошло, по крайней мере — пока. Властям и спецслужбам удалось не выпустить ситуацию из под контроля.

Одной из мер властей по «выпусканию пара» стало объявление 8 января о снижении на 41 проц. налогов на импортеров и производителей масла и сахара, что, по их мнению, должно было снизить цены на эти продукты. Подчеркивалось, что эта мера — «исключительная и временная», она будет работать до 31 августа 2011 года.

Один из важных итогов событий в Алжире — тамошним исламистам не удалось возглавить протестное движение, хотя они активно пытались сделать это. Как утверждает алжирский политолог Исмаил Маараф, «исламисты проиграли войну за завоевание общественного мнения, эту войну выиграли власти, представившие своих оппонентов как убийц детей и женщин». По его оценке, молодые алжирцы, рожденные в период «кровавого десятилетия» /так в Алжире называют 90-е годы прошлого столетия, когда в результате массовых расправ радикальных исламистов над мирным населением погибли десятки тысяч человек/, хорошо связанные с внешним миром благодаря Интернету и спутниковому телевидению, оказались невосприимчивы к лозунгам исламистов.

На их реакцию не повлияло то, что проживающий в Катаре бывший глава запрещенного в 1992г. Исламского фронта спасения /ИФС/ Аббас Мадани призвал своих сторонников в Алжире принять участие в протестных акциях. Его заместитель в руководстве ИФС Али Бельхадж даже отправился в столичный квартал Баб эль-Уэд, где ранее всегда были сильны позиции исламистов. Но там его не ожидал теплый прием при том, что всего 20 лет назад он был идолом молодежи, на его проповеди собирались десятки тысяч человек. Именно его сторонники первыми встали на вооруженный путь борьбы против алжирских властей после того, как те запретили ИФС. В январе за Бельхаджем последовали всего несколько человек, да и то его тут же арестовали.

Уже 19 января Бельхаджу предъявили обвинения в «покушении на безопасность государства» и «подстрекательстве к вооруженному мятежу».

Приведенную выше оценку Маарафа полностью разделяет глава МВД Алжира Даху ульд Каблиа, согласно которому «попытка /исламистов/ канализировать протестное движение полностью провалилась». В заявлении для АФП от 9 января министр подчеркнул, что период насилия, который пережил Алжир, прекращен, хотя отдельные инциденты будут происходить и в дальнейшем.

9 января министр торговли Алжира Мустафа Бенбада собрал на совещание основных операторов продовольственного рынка Алжира, в ходе которого им были указаны потолки максимальных цен на основные продукты питания. Так, для одного килограмма сахара такой потолок определен в 90 динаров /примерно 0,9 евро/, в то время как 1 января он стоил от 120 до 140 динаров, для 5-литрового бидона масла — 600 динаров /1 января он стоил 1000 динаров/. Министр сообщил, что поддержание в течение 8 месяцев таких цен обойдется государству в 260 млн евро. Ответственность за новогодний подъем цен на продукты первой необходимости министр возложил на руководство компании Cevital.

В свою очередь глава миссии Международного валютного фонда в Алжире Жоел Туджас-Бернате выступил 26 января с заявлением о том, что новогодний рост цен на продукты первой необходимости в Алжире был связан с отсутствием нормальной конкуренции на алжирском рынке.

В Алжире в настоящее время гарантированная минимальная зарплата составляет 15 тысяч динаров в месяц, средняя зарплата — 25 тысяч динаров /для сравнения — столько стоит наем двухкомнатной квартиры на месяц в столице АНДР/.

В 2010г. Алжир получил за счет продажи углеводородов свыше 55 млрд долларов, что на 25 проц. превышает показатель 2009г. По состоянию на начало августа 2010г. Алжир обладал валютными резервами в объеме 150 млрд долларов.

13 января на события в Алжире и Тунисе попыталась повлиять «Аль-Каида в странах исламского Магриба» /АКМ/. В Интернете был распространен 13-минутный ролик с заявлением главаря АКМ Абу Мусаба Абдель Вадуда, в котором он обратился к участникам манифестаций в Алжире и Тунисе с призывом расширять размах их протестных акций с тем, чтобы свергнуть правящие режимы и установить в этих странах законы шариата.

Говоря о манифестациях, прошедших в ряде городов Алжира, главарь АКМ назвал их «предвиденными и позитивными». По его мнению, участники этих акций могли достичь своих целей только через свержение президента Абдельазиза Бутефлики. Он обвинил существующий в Алжире режим «в продаже страны, способствовании расцвету коррупции и обнищанию простых алжирцев». Он утверждал, что алжирские руководители «разворовали финансовые средства страны с тем, чтобы затем поделить деньги с их французскими и американскими хозяевами».

В роли еще одного «канализатора» массовых выступлений населения попытались выступить проберберские общественно-политические организации, и в частности, оппозиционная партия Объединение за культуру и демократию /ОКД/. В отличие от стихийных выступлений ОКД действовала в рамках закона, подав заявку на проведение мирного шествия 18 января в Алжире. Однако власти не разрешили проводить это мероприятие.

Вторую попытку проведения манифестации ОКД планировало провести 22 января. Однако 21 января власти столицы потребовали от населения города отказаться от участия в этом шествии, напомнив, что «массовые мероприятия в Алжире запрещены». Они предупредили, что «любые попытки собраться в общественных местах будут рассматриваться как нарушение общественного порядка».

Проведение манифестаций в Алжире запрещено на основании режима чрезвычайного положения, действующего в стране с 1992г.

Несмотря на запрет властей, ОКД все-таки собрало 22 января своих сторонников близ штаб-квартиры партии в Алжире. Это собрание вылилось в столкновения с полицией, в результате которых ранения получили свыше 40 человек. Силы безопасности провели аресты среди активистов ОКД.

В столице Кабилии /район к востоку от Алжира с преимущественно берберским населением/ городе Тизи-Узу еще 12 января организовало шествие проберберское Движение за автономию Кабилии /ДАК/. Оно было хорошо организовано и обошлось без происшествий.

Действие запрета на проведение манифестаций в столице страны подтвердил глава МВД Алжира 30 января. В интервью газете «Либерте» он утверждал, что этот запрет касается не только оппозиционных партий, но и партий, входящих в правительственную коалицию. Таким образом он попытался предупредить манифестацию, назначенную на 12 февраля. Ее пытается организовать сформированный 21 января из оппозиционных политических партий и организаций гражданского общества альянс «Национальная координация за изменения и демократию» /НКИД/. Объявленная цель манифестации — добиться «ухода существующей системы».

События в Алжире и Тунисе имели огромный международный резонанс. Как писала в этой связи алжирская газета «Экспресьон», «кризис в Тунисе приведет к реконфигурации Магриба, и США больше не будут играть вторые роли в этом регионе, ранее считавшемся «заповедником» Франции». По ее оценке, «Соединенные Штаты следят за ситуацией в Магрибе и Сахеле так внимательно, как кухарка за кипящим молоком». Подтверждение тому — президент США Барак Обама направил 16 января в Алжир Джона Бреннана — своего основного советника по вопросам внутренней безопасности и борьбы с терроризмом. Во время двухдневного пребывания в Алжире его приняли, в частности, президент АНДР Абдельазиз Бутефлика и глава МИД страны Мурад Меделси.

По итогам визита в Алжир Бреннан дал пресс-конференцию, в ходе которой, в частности, утверждал, что Соединенные Штаты «категорически» отвергают возможность выплаты выкупа террористам в обмен на освобождение заложников, в чем США полностью солидарны с Алжиром. По оценке эмиссара Вашингтона, «АКМ представляет собой очень серьезную угрозу в регионе Сахеля». «Американская политика в этом регионе имеет целью оказать поддержку правительствам и народам Сахеля с тем, чтобы предотвратить возможные теракты со стороны АКМ, выследить террористов и предать их суду», — утверждал он.

52.54MB | MySQL:106 | 0,775sec