Обострение ситуации в Южном Судане

Не прошло и трех дней после подведения итогов референдума о самоопределении Южного Судана, а Джубу уже сотрясают различного рода катаклизмы. Очень тревожным моментом, указывающим на возможное обострение ситуации, является возобновление боевых действий между частями суданской народно-освободительной армии (СНОА) и силами мятежного генерала Д.Атора. Эпицентром событий стал штат Джангли, где в столкновениях уже погибло около 20 человек с обеих сторон. Напомним, что генерал Атор являлся бывшим высокопоставленным военным в структуре СНОА и партийной иерархии СНОД. Его уход в оппозицию случился после того, как он проиграл борьбу за пост губернатора штата Джангли в апреле 2010 года. Атор тогда обвинил руководство СНОД в подтасовке и фальсификации результатов голосования и начал партизанскую борьбу. На период проведения январского референдума было заключено перемирие, которое неуклонно соблюдалось, и вот вновь вспышка насилия. Причем началось все это после опубликования указа президента Южного Судана С.Киира об амнистии всех мятежных южносуданских генералов и бойцов их подразделений, включая и генерала Атора. Заметим, что амнистия сопровождалась требованием прекратить вооруженную борьбу и распустить свои отряды. По оценке партизан, инициатором нынешнего обострения и нарушения перемирия стали министр внутренних дел Южного Судана Г.Алунг, а также нынешний губернатор штата Джангли и главный оппонент Атора К.Мануанг. Подконтрольные им отряды неожиданно атаковали опорные пункты мятежников утром 9 февраля с.г. Слова генерала подтверждает то, что атака на позиции повстанцев началась одновременно в трех местах с применением тяжелой артиллерии и бронетехники.

В этой связи примечательна реакция Джубы, которая в свою очередь обвиняет во всем мятежников. «К сожалению должны констатировать, что генерал Атор нарушил достигнутое перемирие и атаковал наши силы. При этом его отрядами был захвачен н.п. Фангак, в котором не было наших войск, а базировалось только три сотрудника полиции», — заявил пресс-атташе СНОД полковник Ф.Паньянг. Разгневанные реплики в отношении Атора со стороны функционеров СНОД («никому не известный эгоист, жадный до власти») оставляем без внимания по известным причинам.

Здесь важнее понять, чем может быть обусловлено нынешнее противостояние. А вернее – его активизация. Мы уже упоминали о том, что нынешняя жизнеспособность партизанских групп в Дарфуре во многом зависит от позиции Джубы и ее восприятия процесса переговоров с Хартумом по вопросам раздела страны, и, прежде всего богатого углеводородами Абъея. Дарфурские повстанцы, таким образом, просто держатся южанами в качестве «джокера» на всякий случай. Случай этот конечно нефть и все, что с ней связано. Хартум уже акцентировал внимание на этом международного сообщества устами руководителя суданской спецслужбы М.Атты, но внятно реакции на это ни от кого не последовало. Более того, Госдепартамент США даже заявил, что «у них нет подобного рода данных». Формулировка классической дипломатической «отмазки» по принципу страуса: если я это не вижу, значит, этого не существует. Ранее ровно также Госдепартамент США «не владел информацией о поставках оружия на юг Судана», а теперь выразил по этому поводу сожаление и назвал это «ошибочным решением». Из подобного рода признаний как минимум следует, что американцы знали и финансировали поставки этого самого оружия.

Но вернемся к Атору. Все его движение, которое возникло из-за жадности и амбиций чиновников СНОД, тоже не так просто. Функционеры в Джубе ошибаются, утверждая, что «его никто не знает». Его знают и очень хорошо в той же Службе информации и безопасности Судана. Эпизод с захватом в одном из южносуданских штатов вертолета с эмиссарами повстанцев в прошлом году не был досадной случайностью. Они летели после «консультаций» в Хартуме с очень приличной суммой «в виде материальной помощи». Очень сложно сказать теперь, кто первым начал. Можно предполагать что этот процесс шел параллельно. Важно другое: нынешнее обострение ситуации в Южном Судане может означать как минимум три вещи.

1. Атор решил самостоятельно напомнить о себе и Хартуму, и Джубе. В принципе его решение «не бузить» во время референдума несомненно было согласовано с кураторами из Хартума, и теперь видимо настала пора подать им сигнал.

2. Нападение Атор совершил по указанию Хартума, который тем самым дает понять Джубе, что он «устал» от скрытой поддержки с ее стороны дарфурских повстанцев и готов на симметричные меры. Заодно готовится база для продуктивных переговоров по Абъею.

3. Нападение произошло по инициативе Джубы, которая решила «под шумок» эйфории от референдума разобраться окончательно со своими мятежниками.

Все три версии развития событий имеют право на существование. Оговоримся при этом, что версия самого Атора выглядит предпочтительней по ряду моментов. Во-первых, зачем ему штурмовать поселки с тремя полицейскими, в которые он и так может прийти? Полицейские при таком варианте точно в «героев» играть не будут. Кроме того, генерал более четко расписал все направления ударов СНОД с перечислением командующих соединениями и количеством у них того или иного тяжелого вооружения. Да и удар сразу с трех направлений о многом говорит. Но главная проблема здесь в том, что таких как Атор в Южном Судана около десятка, и все они имеют свои вооруженные группы. С нарастанием процесса централизации, а он неизбежен, в геометрической прогрессии начнет расти число недовольных. Недовольные в этой части мира не утруждают себя созданием политических партий, а прямиком идут партизанить. Насколько этот процесс будет активным, во многом зависит исключительно от доброй воли Джубы и Хартума, а значит от прогресса на переговорах по разделу доходов от нефти.

Пока же государственные институты Южного Судана поражают своей инфантильностью. Хорошим примером этому является недавний эпизод с убийством южносуданского министра Мила своим родственником. Тот работал у министра шофером и являлся братом его жены по совместительству (а как же?!). Убийство стало следствием отказом министра платить своему шурину зарплату. Вроде и политики никакой, но осадочек остается. С трудом что-то подобное можно представить в какой-нибудь «цивилизованной» стране.

52.26MB | MySQL:103 | 0,464sec