Первез Мушарраф и дело об убийстве Беназир Бхутто

В субботу, 12 февраля, Чаудхри Зульфикар Али, государственный обвинитель в деле об убийстве экс-премьера Беназир Бхутто, сообщил, что антитеррористический суд Равалпинди (Пакистан) вызвал бывшего президента Первеза Мушаррафа в суд, куда он должен явиться 19 февраля (1). Речь не идет об ордере на арест, как сообщалось в некоторых СМИ. Само по себе это судебное решение весьма неоднозначно. А если посмотреть на него во внешне- и внутриполитическом аспектах, оно окажется еще более сложным.

Кто виновен в смерти Б. Бхутто?

Следствие по делу об убийстве Б. Бхутто, длящееся уже более трех лет, так и не дало удовлетворительных ответов на два главных вопроса: каковы истинные причины ее смерти и кто в действительности несет ответственность за ее гибель? Эти вопросы тесно взаимосвязаны между собой, несмотря на то, что с первого взгляда это кажется не так. Напомним, что Б. Бхутто умерла в Главном госпитале Равалпинди от ранений полученных во время нападения, совершенного террористами на митинге Пакистанской народной партии (ПНП) 27 декабря 2007 г.

Официальная версия, озвученная вскоре после этого, заключалась в том, что непосредственной причиной смерти стал несчастный случай: экс-премьер пыталась укрыться в автомобиле от выстрелов, когда смертник подорвал себя – взрывной волной ее ударило о крышу машины, из-за чего она получила травмы головы и шеи (возможно, ее также задели металлические элементы взрывного устройства). Эту версию не опровергли специалисты Скотланд-Ярда, направленные Великобританией в помощь пакистанским следователям.

Однако сторонники Б. Бхутто утверждают, что истинной причиной ее смерти стали пулевые ранения. По их мнению, власти сделали все, чтобы скрыть улики, связанные с гибелью экс-премьера: место преступления было очищено от следов террористического акта до того, как следователи завершили работу; из госпиталя были изъяты заключения врачей, им самим было запрещено делать публичные высказывания по поводу смерти Б. Бхутто; вскрытие не проводилось.

Обе стороны настаивали, что именно их версия верна. Причина их настойчивости объясняется тем, что в первом случае подчеркивалось, что безопасность экс-премьера была обеспечена соответствующим образом в рамках компетенции силовых ведомств, поэтому террористы не смогли причинить ей непосредственный вред. Эта версия косвенным образом перекладывала ответственность за смерть Б. Бхутто на нее саму и ее охрану, поскольку если бы во время движения автомобиля она находилась внутри и была бы пристегнута ремнями безопасности, то не получила бы фатальных травм.

Противники официальной версии утверждают, что виновата не она, а силовые ведомства Пакистана, которые, зная о подготовке покушения на лидера оппозиционной партии, сознательно не обеспечили безопасность. В подтверждение этой версии приводятся цитаты из электронных писем Б. Бхутто, в которых она утверждала, что ближайшие соратники президента П. Мушаррафа планируют ее убийство, и возлагала непосредственно на него ответственность за возможные нападения.

По-видимому, для следствия этот спор имеет самое важное значение. Тем более, что убедительно ответить на вопрос о причастности террористических организаций Пакистана к смерти Б. Бхутто власти не смогли ни при П. Мушаррафе, ни при Асифе Али Зардари (муж покойной, ставший президентом в 2008 г.). Несмотря на отсутствие прямых доказательств этого, по крайней мере в открытых источниках (2), П. Мушарраф заявлял о том, что существует связь между убийством экс-премьера и движением «Техрик-и Талибан Пакистан» (ТТП) во главе с его тогдашним лидером Байтуллой Мехсудом (ликвидирован во время атаки американского беспилотного аппарата в 2009 г.). Эти заявления подтвердил и Майкл Хайден, директор Центрального разведывательного управления США, в интервью в январе 2008 г. (3)

Однако для руководства ПНП вопрос о причастности талибов изначально стал второстепенным. Согласно внутренней переписке сотрудников Государственного департамента США, опубликованной Wikileaks, президент А.А. Зардари подчеркнул в разговоре с Энн Паттерсон, американским послом в Пакистане, что для него вопросы, кто был исполнителем и как именно была убита Б. Бхутто, не так важны, как вопросы, кто организовал это убийство и почему не была обеспечена безопасность такого человека, как Б. Бхутто (понятно, что для сторонников убитой экс-премьера эти вопросы взаимосвязаны). По его мнению, Б. Мехсуд – «всего лишь пешка» (4).

Очевидно, что в следствии основное внимание уделено роли П. Мушаррафа и его сторонников и подчиненных. Так, 22 декабря 2010 г. были арестованы Сауд Азиз, бывший руководитель полиции Равалпинди, и один из его заместителей Хуррам Шахзад, против которых были выдвинуты обвинения в том, что они не обеспечили безопасность Б. Бхутто, и уничтожили улики, приказав очистить место теракта до завершения работы следователей. По словам Халида Куреши, руководителя следственной бригады, занимающейся делом об убийстве Б. Бхутто, С. Азиз дал показания против П. Мушаррафа, заявив, что режим безопасности на митинге ПНП был ослаблен по приказу президента, который же и приказал очистить место теракта (5).

Таким образом, речь уже идет не просто о получении свидетельских показаний от бывшего президента, а об обвинении его, как минимум, в причастности к убийству Б. Бхутто. Это означает для П. Мушаррафа вероятность оказаться за решеткой, предстань он перед судом. Именно поэтому он, по словам Мохаммада Али Саифа, его представителя, готов сотрудничать со следствием, но не давать показания в антитеррористическом суде Равалпинди (6).

Возможные политические причины обвинений против П. Мушаррафа

Несмотря на сформировавшийся на Западе образ П. Мушаррафа, способного вернуть президентский пост в политической борьбе, реальное влияние экс-президента в самом Пакистане ограничено. Основанная им в 2010 г. партия Все-Пакистанская мусульманская лига пока не может соперничать с главными партиями страны – ни с ПНП, ни с Мусульманской лигой Наваза Шарифа, ни даже с Мусульманской лигой имени Каид-и-Азам, созданной им же в 2002 г. В этой связи предположения о том, что с помощью дела об убийстве Б. Бхутто А.А. Зардари стремится вывести П. Мушаррафа из политической борьбы, выглядят достаточно спорно, хотя в них может быть свой смысл.

Коалиционное правительство, сформированное ПНП, переживает кризис за кризисом. Фигура нынешнего президента выглядит слабо. Большинство проблем Пакистана остаются нерешенными. Поэтому нынешним властям нужны хоть какие-то достижения. Привлечение к ответственности П. Мушаррафа вполне может быть попыткой еще раз использовать настроения пакистанцев, которые заставили его покинуть президентский пост в 2008 г., и которые привели к власти А.А. Зардари. Возможно также, что поощряя «антимушаррафовские» настроения, власти пытаются предотвратить спонтанное массовое оппозиционное движение, которое может быть вызвано событиями на Ближнем Востоке.

П. Мушарраф для этой цели хорошо подходит: бывший «диктатор», не имеющий значительной поддержки ни в политических кругах, ни даже в вооруженных силах, из которых он пришел в политику. А поскольку маловероятно, что экс-президент согласится предстать перед судом, вряд ли его удастся посадить и за решетку. Соответственно, угроза ареста П. Мушаррафа может так и остаться угрозой, которая не будет чревата обострением отношений с его сторонниками в Пакистане и, что важнее, за рубежом.

В этой связи важна позиция США, главного спонсора Пакистана. Соединенные Штаты не вмешиваются в ситуацию вокруг П. Мушаррафа. Это может быть связано с тем, что американо-пакистанские отношения в настоящее время переживают и без того непростой период. Две страны пытаются урегулировать проблему, связанную с убийством двух пакистанцев, совершенным 27 января Раймондом Дэвисом, сотрудником американского консульства в Лахоре (тогда же погиб и третий пакистанец, сбитый посольским автомобилем).

Пакистанская сторона утверждает, что это было двойное убийство, которое совершил иностранец, не обладающим дипломатическим иммунитетом. Американская же сторона стоит на том, что Р. Дэвис, обладающий таким иммунитетом, воспользовался законным правом на самооборону. Возможно, что Вашингтон сумеет доказать наличие дипломатического иммунитета у Р. Дэвиса и тот будет отпущен из-под ареста и вывезен в США (7).

Это несомненно вызовет недовольство «улицы». И в этом случае П. Мушарраф сможет «принести пользу», поскольку отвлечет внимание общественности от важнейшей для страны проблемы отношений с США на проблему «восстановления справедливости» в событиях трехлетней давности.

 

 

1. BB murder case: non-bailable warrant for Musharraf issued // GEO Pakistan. 2011. 12 Feb. (http://www.geo.tv/2-12-2011/78247.htm)

2. Москаленко В.Н., Топычканов П.В. Смерть Б.Бхутто в контексте антитеррористической борьбы в Южном Вазиристане // Институт Ближнего Востока. 2008. 22 февр. (http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/11-02-08b.htm)

3. Warrick J. CIA Places Blame for Bhutto Assassination // Washington Post. 2008. 18 Jan. (http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/01/17/AR2008011703252.html)

4. Zardari said Mehsud not behind Benazir’s killing: Wikileaks // Hindustan Times. 2010. 4 Dec. (http://www.hindustantimes.com/Zardari-said-Mehsud-not-behind-Benazir-s-killing-WikiLeaks/Article1-634342.aspx)

5. FIA includes Musharraf to accused list in Benazir case // Dawn. 2011. 7 Feb. (http://www.dawn.com/2011/02/07/fia-includes-musharraf-to-accused-list-in-benazir-case.html)

6. Anthony A., Sheree Sardar. Pakistan court orders arrest of Musharraf in Bhutto case // Reuters. 2011. 12 Feb. (http://in.reuters.com/article/2011/02/12/idINIndia-54848320110212)

7. Raymond Davis likely to be released soon // Dawn. 2011. 5 Feb. (http://www.dawn.com/2011/02/05/%E2%80%98raymond-davis-likely-to-be-released-soon%E2%80%99.html)

62.88MB | MySQL:102 | 1,234sec