Израиль: экономический обзор, январь 2011 г.

Январь – это, с одной стороны начало нового финансового года, то есть время новых начинаний, планов на будущее; а с другой – время подводить итоги года прошедшего. Обзор израильской экономики за январь 2011 г. отражает обе составляющие специфики этого месяца. Важно отметить, что 2011 г. – это первый год, который Израиль начинает в качестве полноправного члена Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), что накладывает на страну дополнительные обязательства, а также привлекает к ней особое внимание международных экспертов, оценивающих, на сколько успешно Израиль будет с этими обязательствами справляться. Безусловно, окажут влияние на экономическое развитие страны и бурные политические события, происходящие сейчас на Ближнем Востоке, в особенности изменения в политической системе ближайшего израильского соседа – Египта. Обзор состоит из следующих разделов: макроэкономические аспекты, международные аспекты, российско-израильское сотрудничество, высокие технологии, энергетика, сельское хозяйство, недвижимость.

 

Макроэкономические аспекты

В январе Банк Израиля опубликовал Индекс экономического состояния страны за декабрь 2010 г. Он вырос по сравнению с предыдущим месяцем на 0,7%, что соответствует общей тенденции роста этого показателя в последние месяцы ушедшего года. При чем рост наблюдался практически во всех компонентах индекса, в особенности показателей экспорта товаров и услуг и показателей импорта. Центробанк пересмотрел индексы в период за август-ноябрь 2010 г. в сторону увеличения темпов роста. Таким образом, суммарный рост Индекса экономического состояния Израиля в прошлом году составил 4,2%, тогда как в 2009 г. наблюдалось его падение.

Между тем опубликованные Центральным статистическим бюро (ЦСБ) страны данные говорят о замедлении темпов роста экономики Израиля во второй половине 2010 г. Промышленное производство сократилось за сентябрь-ноябрь на 4,4%, а экспорт – на 9%. Правда, если рассматривать 11 месяцев ушедшего года в сравнении с 2009 г., то мы видим, что за этот период промышленное производство выросло на 8,6%.

Другой важный экономический показатель – Индекс потребительских цен (ИПЦ), по опубликованным в январе данным ЦСБ Израиля, вырос в декабре 2010 г. на 0,4%. Это означает, что инфляция в ушедшем году составила 2,7%, если рассчитывать ее через этот индекс. Таким образом, она близка к верхнему порогу установленного правительством Израиля инфляционного коридора в 1-3%, что само по себе является знаменательным фактом, так как это первый раз с момента вступления проф. Стэнли Фишера в должность Управляющего Банком Израиля в 2005 г., когда итоговый уровень инфляции соответствует намеченной цели. Наибольший рост цен в декабре продемонстрировали одежда и обувь (9,8%), при этом в годовом выражении наибольший инфляционный рост продемонстрировали фрукты и овощи, а также цены на жилье.

Министерство финансов Израиля в январе опубликовало данные, согласно которым бюджетный дефицит в 2010 г. составил 30,2 млрд шек. – 3,73% ВВП страны, что меньше запланированного дефицита, определенного на уровне 5,5%. Отметим, что так произошло впервые после того как с уровня в 0% по итогам 2007 г. на следующий год бюджетный дефицит Израиля вырос до 2,2% ВВП, а в 2009 г. – аж до 5,2%. Специалисты министерства объясняют этот позитивный факт сочетанием ряда причин: ростом доходов, снижением расходов по обслуживанию долга и более высоким, чем ожидалось, ростом ВВП Израиля.

Рост доходной части бюджета обусловлен более высокими, по сравнению с запланированными, налоговыми поступлениями в казну. Доходы от прямых налогов выросли в 2010 г. на 7,5%, достигнув 86,1 млрд шек., а от косвенных – на 7,1%, достигнув 86,6 млрд шек. Причинами подобного роста явились: рост цен на жилье (соответственно и суммы налога возросли), рост активности на Тель-Авивской фондовой бирже (рост суммы налога на доход с капитала составил 16,4% по сравнению с 2009 г.), а также разница во времени совершения сделок (определенное количество заключенных в 2009 г. сделок было исполнено в 2010 г., соответственно и налоги были заплачены в 2010 г.).

Бюджет 2010 г. был исполнен на 99,4%. При этом некоторые министерства превысили свой бюджет. В частности министерство обороны потратило 105,8% от запланированного.

Уровень безработицы в Израиле в 2010 г. значительно сократился по сравнению с предыдущим годом. Однако вторая половина года демонстрирует небольшой тренд в сторону повышения этого показателя с 6,5% в июле до 6,8% в ноябре. По опубликованным в январе предварительным данным, в декабре произошло незначительное снижение уровня безработицы в стране (на 0,2%), которое несильно влияет на общую картину происходящего.

Несмотря на то, что валютные запасы страны достигли значительного показателя в $70 млрд, а также на ряд негативных отзывов как со стороны израильских специалистов, так и представителей международных организаций, в январе 2011 г. Банк Израиля продолжил политику интервенций на валютный рынок, взятую на вооружение еще в августе 2009 г. Основной принцип этой политики состоит в том, что банк не использует никаких средств для предотвращения усиления шекеля, а вмешивается только тогда, когда считает что дефляция происходит из-за краткосрочного притока иностранной валюты на рынок страны.

В январе Банком Израиля было принято решение поднять на 0,25% ставку процента за февраль 2011 г., которая т.о. составит 2,25%, хотя большинство развитых стран оставили свои процентные ставки на прежнем уровне. Объясняя своё решение, Управляющий банком проф. Стэнли Фишер указывает несколько причин: во-первых, оно вызвано стремлением сохранить инфляцию в рамках установленного правительством коридора в 1-3% при усилении инфляционных ожиданий в текущем году, в частности из-за значительного роста цен на жилье (в декабре 2010 г. они выросли на 17,3%); во-вторых, повышение ставки процента – это процесс её «нормализации» в соответствии с общим положением страны, характеризующимся возобновлением экономического роста в течение всего 2010 г.

Обеспокоенные деятельностью валютных спекулянтов, не являющихся резидентами Израиля, на валютном рынке страны, Банк Израиля и министерство финансов предприняли в январе 2011 г. ряд шагов по ограничению их деятельности. В частности, вступившие в силу 27 января новые директивы, выпущенные Центробанком, обязывают банки создавать резерв в 10% от суммы сделок (свопы и форвардные сделки) на валютном рынке для нерезидентов. Незадолго до этого вышла директива предоставлять все данные по свопам и форвардным операциям объемом выше $10 млн в день. Израильское министерство финансов со своей стороны объявило о стремлении отменить освобождение от 15%-го налога на доход с капитала, вложенного в краткосрочные государственные облигации и ценные бумаги казначейства, для иностранных инвесторов. Всё это приведет к значительному снижению доходности иностранных инвесторов от спекулятивных сделок на израильском валютном рынке, что должно снизить уровень их активности. Следовательно, спекулятивное давление на шекель ослабеет, что приведет к большей стабильности на рынке и даст Банку Израиля возможность более эффективно контролировать ситуацию на нем. Понижение спроса на шекель приведет также к некоторому его ослаблению, что позитивно скажется на экспортной составляющей израильской экономики.

Согласно вышедшему в январе 2011 г. исследованию «Globes Research» и «PwC Israel» Израиль опережает другие страны-члены ОЭСР в процессе передачи ответственности за пенсионные накопления на физические лица при значительном сокращении бюджетных обязательств в этой сфере. В результате правительству страны удалось предотвратить угрозу бюджету, но делающие сбережения люди оказались подвержены риску: во-первых, высока степень непосредственно рыночного риска, что продемонстрировал мировой кризис; во-вторых, премии за обслуживание накоплений очень высоки и совсем неочевидно, куда они идут; в-третьих, финансовая грамотность в Израиле (и не только) низка. Одним из главных итогов реформы должно стать видоизменение пенсионных фондов и появление трех их видов, отличающихся по способу расчета переводного коэффициента и доходности.

Продолжая разговор о правительственных мерах, имеющих влияние на будущее экономическое развитие Израиля, невозможно обойти стороной рекомендации Комиссии Шешински. Эта комиссия была создана министерством финансов страны в апреле 2010 г. для анализа ситуации в сфере налогов в области энергетики и внесения рекомендаций по изменению системы налогообложения с учетом появления нового фактора – шельфовых месторождений газа. В ноябре того же года она представила свои рекомендации, которые кратко можно свести к следующему: следует отменить налоговую скидку, предоставляемую в связи с истощением запасов минерального сырья; увеличить налог с доходов от продажи энергоносителей с 33% до 52-62%; оставить существующий уровень выплат роялти и некоторые налоговые льготы. Развернулась оживленная общественная дискуссия, подогреваемая представителями добывающих компаний, выступивших против принятия этих рекомендаций. В январе 2011 г. правительство Израиля провело Интернет-опрос общественного мнения, итоги которого (65% опрошенных полностью поддержали выводы комиссии, а 80% высказались в поддержку той их части, которая касается увеличения налогов на доход от добычи ресурсов) позволили премьер-министру Б.Нетаньяху однозначно высказаться в поддержку рекомендаций. Того же мнения придерживается и Управляющий Банком Израиля, который отметил, что если это не сделать сейчас, то потом уже такой возможности не представится, а ведь речь идет о долгосрочном периоде. 23 января правительство страны официально путем голосования одобрило рекомендации Комиссии Шешински, голосование в Кнессете сомнений не вызывает.

Прогнозы экономического развития Израиля в 2011 г. пока достаточно оптимистичны. Проф. Стэнли Фишер считает, что рост ВВП в текущем году составит не менее 3,8%, а инфляцию удастся удержать на уровне 2,6%. С ним во многом согласны специалисты Международного валютного фонда (МВФ), предсказывающие рост ВВП страны в 2011 г. на 3,5%, инфляцию на уровне 2,7%, а также падение уровня безработицы до отметки в 5,5%.

 

 

Международные аспекты

Опубликованные в январе совокупные показатели внешней торговли Израиля за осень 2010 г. показывают, что экспорт продукции высоких технологий сократился за этот период на 11,6%, а продукции таких отраслей как машиностроение, электротовары, химическая промышленность – на 25%, при этом, так называемые традиционные отрасли промышленности Израиля увеличили свои продажи за рубежом на 24,6%.

Из важных событий в этой сфере отметим визит французской делегации во главе с министром промышленности и энергетики в Израиль в конце января–начале февраля 2011 г. Представители Франции выразили неудовольствие недостаточным, по их мнению, уровнем экономической кооперации между двумя странами, хотя в ушедшем году взаимная торговля увеличилась на 15% после 20%-го падения в 2009 г. Они отметили, что проблема в основном заключается в боязни представителей французского бизнеса иметь дело с Израилем из-за опасения потерять арабские рынки. Однако Германия, имеющая гораздо более значительные деловые контакты с этой страной, также успешно работает и с другими странами региона. В течение визита было подписано 2 договора: о сотрудничестве в сфере возобновляемых источников энергии; о государственной поддержке совместных НИОКР.

Нельзя также обойти стороной международную составляющую эксплуатации шельфовых месторождений газа. Во-первых, в январе активизировались двусторонние израильско-греческие переговоры относительно возможного сотрудничества по транспортировке добытого там газа в Европу. Во-вторых, усилиями Ливана в спор относительно территориальной принадлежности месторождения Левиафан включилась ООН. При чем на первый запрос представителей этой страны с просьбой принять участие в демаркации водной границы между Израилем и Ливаном представители ООН ответили отказом. Однако позднее специальный координатор этой организации по Ливану Майкл Вильямс высказался в том смысле, что у Ливана есть право получать доход от газа, найденного на шельфе Средиземного моря. Это может означать некоторое изменение позиции ООН в этом вопросе и стремление ее играть более активную роль в урегулировании противоречий между двумя странами в сфере эксплуатации шельфовых месторождений.

Последнее, о чем хотелось бы сказать в этом разделе, это активизация разговоров о необходимости Израилю отказаться получать военную помощь от США. По мнению ряда израильских экспертов, это не будет очень болезненным для страны. В 1996 г. Б.Нетаньяху отказался от американской экономической помощи, которая окончательно прекратилась в 2008г. Этот шаг был позитивным, так как подобная помощь создает абберации в восприятии экономического положения Израиля. Сегодня Израиль находится на пороге превращения в экспортера энергоресурсов, что даст ему возможность получать значительный доход, который частично может использоваться на замещение американской военной помощи. Представляется, что образ страны в мире от этого только улучшится: во-первых, Израиль будет восприниматься как самостоятельное государство, и любые попытки представить его марионеткой, купленной США, будут несостоятельны; во-вторых, в самих США, где сейчас непростое экономическое положение, подобный шаг будет позитивно расценен, так как освободившиеся средства смогут быть потрачены на решение внутренних проблем, тогда как сохранение status quo может стать основой для политических спекуляций, что для Израиля крайне нежелательно.

 

Российско-израильское сотрудничество

Январь 2011 г. начался для российско-израильских отношений неудачно. 17.01.2011 должен был начаться визит президента России Дмитрия Медведева в Израиль, однако он был сорван из-за забастовки работников МИДа принимающей стороны. Как бы ни пытались израильтяне сгладить негативный эффект от этого демарша, отношения между двумя странами после этого явно не улучшатся. Экономический обзор – не место для рассуждений на политические темы, однако в данном случае речь идет и об экономической составляющей двустороннего сотрудничества, так как в составе российской делегации должно было быть много представителей российского бизнеса. Относительно позитивным итогом произошедшего можно считать достаточно мягкую реакцию российского руководства – значит отношения достигли такого уровня, что портить их стало невыгодно.

Из важных событий января на двустороннем треке следует отметить совместную инвестицию в равных долях российской корпорации «Роснано» и израильского венчурного фонда «Tamir Fishman & Co. Ltd.» в израильскую компанию по производству электронных компонентов на открытие производства в России. Общий объем вложенных средств составил $6,2 млн. Это первая инвестиция российского подразделения израильского фонда, открытого в июне 2008 г. (сам фонд был создан в 1997 г.).

Важным также является тот факт, что российский газовый гигант «Газпром» продолжил в январе активные переговоры о приобретении доли в одной или нескольких израильских газодобывающих компаниях. В частности, речь ведется о покупке части газовых лицензий компании «Isramco Ltd.», владеющей 28,7% газового поля Тамар и некоторыми другими активами на шельфе. Есть сведения о переговорах «Газпрома» с другими компаниями, имеющими отношение к разработке шельфовых месторождений в экономической зоне Израиля. Безусловно, не все довольны потенциальным приходом российской государственной компании на энергетический рынок страны, так как боятся усиления политического давления на Израиль со стороны Москвы. Все же, как кажется, «Газпром» доведет переговоры до логического завершения и станет одним из наиболее значительных игроков на ближневосточном рынке углеводородов.

Высокие технологии

В январе 2011 г. вступили в силу сразу несколько решений, принятых еще в 2010 г. Так, в министерстве промышленности, труда и торговли появился новый Главный ученый. Им стал Др. Ави Хассон, сменивший на этом посту Д-ра Эли Оппера. Также начала действовать правительственная программа по поддержке венчурных инвестиций в инновации, призванная увеличить финансовые вложения израильских институциональных инвесторов в израильские венчурные фонды за 2 года на 800 млн шеек**. И, наконец, вступила в силу поправка к Закону о поощрении инвестиций в НИОКР, предоставляющая налоговые льготы по корпоративному налогу для компаний в области высоких технологий, работающих на периферии страны и в областях национальных предпочтений.

Согласно опубликованному в январе отчету компании «PwC Israel», израильские компании собрали в период 2001–2010 гг. венчурных инвестиций общим объемом в $11,1 млрд. Это позволяет говорить о том, что доля венчурного капитала на душу населения в Израиле одна из самых высоких в мире. В отчете отмечается значительное сокращение числа венчурных фондов, оперирующих в Израиле, при увеличении объема инвестиций иностранными фондами. С другой стороны наблюдалось усиление инвестиционной активности израильских венчурных фондов за рубежом, что является достаточно тревожным, так как, по мнению составлявших отчет экспертов, говорит о недостаточном количестве адекватных предложений в сфере высоких технологий внутри Израиля. В указанный период сократилась доля инвестиций в ранние стадии по сравнению с инвестициями в более поздние стадии развития инновационных компаний.

Статистические данные Израильского центра исследований венчурного капитала, также опубликованные в январе, сообщают, что в ушедшем году 391 израильская компания сектора высоких технологий привлекла $1,26 млрд инвестиций из местных и иностранных источников венчурного капитала. Это на 13% больше, чем было получено в 2009 г., но на 39% меньше уровня 2008 г. При этом местные венчурные фонды инвестировали в 2010 г. $371 млн (около 30% общего объема), тогда как в 2009 г. этот показатель составил 37% ($410 млн), а в 2008 г. – 38% ($780 млн). Самым инвестиционно привлекательным в 2010 г. стал сектор исследований в области наук о жизни, получившим 28% ($350 млн) общего объема инвестиций. Следом за ним идут коммуникационные технологии – 19% ($238 млн) инвестиций и Интернет – 18% ($222 млн). Несколько выросла по сравнению с 2009 г. доля полупроводников, составившая в ушедшем году 13%.

Опасение вызывает тот факт, что в 2010 г. лишь 45 израильских компаний на стадии посева*** смогли получить венчурные инвестиции, при чем на самую низкую с 2004 г. сумму в $38 млн, составляющую примерно 3% от всех полученных в этом году венчурных инвестиций. Компании средней стадии привлекли 46% инвестиции (наибольший объем), а ранней – 42%. Эти факты лишний раз подтверждают своевременность вступившей в силу правительственной программы, о которой упоминалось ранее.

Больший оптимизм вызывают данные о занятости в сфере высоких технологий. В 2010 г. на 22% по сравнению с 2009 г. вырос спрос на работников в данной сфере. Интересно, что при этом наблюдалось 8%-е падение по сравнению с тем же годом количества впервые обратившихся за получением работы в хай-теке. Однако, за тот же период на 27% увеличилось количество людей, возобновивших поиск работы.

 

Энергетика

В январе продолжилось обсуждение проблем транспортировки за рубеж израильского газа, который предполагается добывать на шельфе Средиземного моря. Представители газодобывающей компании «Noble Energy», ведущей разработку месторождения Левиафан, склоняются к необходимости строительства газосжижающего завода в Израиле. Это очень затратный проект, но он более безопасный, так как строительство длинной системы трубопровода в Европу может стать поводом для политического давления на Израиль со стороны его ближневосточных соседей.

Другим важным событием января в области энергетики стало одобрение кабинетом министров Израиля разработанного специальной межминистерской комиссией во главе с проф. Юджином Канделем**** плана по сокращению использования нефтепродуктов на транспорте. С этой целью правительство предполагает потратить в ближайшие 10 лет 1,5 млрд шек., а также привлечь еще несколько миллиардов из других источников.

Сельское хозяйство

Фермеры долины Хула должны были начать искусственную ирригацию своих полей из-за того, что к настоящему моменту, когда 2/3 зимы уже прошло, выпало лишь 30% нормы (200 мм.) осадков. Необходимость досрочно задействовать резервуары с водой создает опасность ее нехватки в летний период, что может привести к уменьшению объемов поставок фруктов, а значит и росту цен. Похожая ситуация складывается в скотоводческих хозяйствах Голанских высот, которые задержали выпас мясных коров на склонах горах на 1,5 месяца из-за нехватки воды. Специальные меры по откормке скота стоили лишних 20 млн шек., что также скорей всего приведет к росту цен на говядину в Израиле.

С целью принципиального решения проблемы нехватки воды правительство в конце января одобрило экстренный план по увеличению производства опресненной воды до 420 млн кубометров в 2013 г., что больше ежегодно потребляемой воды из озера Кинерет – крупнейшего источника пресной воды в Израиле.

 

Недвижимость

ОЭСР впервые включила Израиль в отчет по рынку жилья. В нем указывается, что Израиль входит в группу стран, в которых цены на жилье в период 1980–2008 гг. были стабильными или имели тенденцию к снижению. Однако другие показатели страны в этой сфере гораздо хуже. Так, Израиль демонстрирует очень слабую реакцию на увеличение спроса на жилье и рост цен на него. Из-за нехватки территории в Израиле получение разрешения на строительство занимает 150 дней, тогда как во многих других станах-членах ОЭСР этот процесс занимает менее 50 дней. Второй снизу Израиль и в сфере регулирования рынка аренды жилья.

По итогам 2010 г. цены на жилье выросли на 18,2%. Как писалось в предыдущих обзорах, монетарные и финансовые власти Израиля предприняли ряд мер по обузданию этого процесса. Ожидается, что их эффект уже будет виден в 2011 г. Однако представители международных финансовых организаций, в частности МВФ, выражают опасение, по поводу ситуации, сложившейся на рынке недвижимости Израиля. При этом они в целом поддерживают предпринимаемые властями страны меры.

* По материалам экономической прессы.

** Подробнее см. экономические обзоры за сентябрь и ноябрь 2010 г. на сайте ИБВ www.iimes.ru, 13.10.2010 и 19.12.2010 соответственно.

*** Посев или seed. Начальная стадия развития инновационной компании, характеризующаяся только наличием работоспособной идеи при неясных рыночных перспективах.

**** См. экономический обзор за октябрь 2010 г. на сайте ИБВ www.iimes.ru, 16.11.2010.

52.26MB | MySQL:103 | 0,571sec