Каирская «Ат-Тахрир» и тегеранская «Азади»

Волна народного протеста в Египте, положившая конец эпохе безраздельного правления президента Хосни Мубарака,приковала к себе пристальное внимание иранских политиков. Многие из них высказываются по поводу последних событий в Каире, однако превалируют мнения о несомненной, на их взгляд, схожести с исламской революцией в Иране, откуда египетская оппозиция «черпает вдохновение и силы». Спикер иранского парламента Али Лариджани, рассуждая о пути, по которому идет египетская революция, считает, что армия еще не сказала своего слова, которое во-многом будет решающим. Саид Джалили, секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ, комментируя вынужденный уход Хосни Мубарака с поста президента, подчеркивает, что его политическое поражение предопределили тесные связи с США и Израилем, и то, что он не прислушивался к голосу народа, отвергающего таких партнеров. Иранский народ, заявил в субботу 12 февраля пресс-секретарь иранского МИДа Рамин Мехманпараст, считает, что радость египтян в связи с завершением эры последнего фараона в стране пирамид, разделяется всеми гражданами его страны. «Это – продолжение наших побед». Одновременно, это означает, что Египет все более становится интегральной частью подлинного исламского мира. Об этом же много пишут в эти дни и иранские газеты. Старейшая тегеранская газета «Кейхан» видит одним из результатов революционных событий в Египте дальнейшее устранение США с арены ближневосточных событий. По мнению газеты, это – колоссальное геополитическое достижение, которое будет иметь свое продолжение. «Во время последних событий американцы ясно показали, что они не могут понять, что же случилось на просторах региона. Они потеряли возможность мыслить реальными категориями и упустили из рук инициативу. Сегодня мы видим начало их конца, и поражений будет все больше и больше». Консервативная «Джомхурийе эслами» 13 февраля посвятила египетским событиям редакционную статью, в которой пишет, что значение падения правительства Мубарака гораздо объемнее самого этого факта. Это начало антиамериканской и антиизраильской революции на Ближнем Востоке и на севере Африки. Успех зависит от того, пишет «Джомхурийе эслами» , насколько это процесс будет единым и целеустремленным. Близкая к иранскому президенту газета «Техране эмруз» пишет, что то, что происходит сегодня на просторах региона, вполне вписывается в парадигму влияния идей, исходящих от иранской исламской революции. Идеи этой революции, считает автор публикации в газете, воплощаются в жизнь людьми разного цвета кожи, говорящими на различных языках.

Высказались и иранские силовики. Главнокомандующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) генерал Мохаммад-Реза Накди прогнозирует, что свержение Хосни Мубарака приведет к тому, что кольцо ближневосточной блокады вокруг Израиля еще более сомкнется, что ускорит исчезновение этой страны с политической карты. По его словам, Израилю все больше перекрывают кислород, ему все труднее дышать, и недалеко то время, когда он задохнется и прекратит свое существование. «Однако евреям не следует ждать, когда это свершится, и уже сейчас мы рекомендуем им складывать вещи и убираться в те страны, откуда они прибыли на Ближний Восток». По словам Накди, это откроет дорогу к созданию независимого палестинского государства.

Следует отметить, что СМИ ИРИ довольно своеобразно отреагировали на события истекшей пятницы, когда египетский президент сложил с себя полномочия, а армия выступила гарантом спокойствия в стране. В часы, когда все мировые СМИ приковали внимание потребителей своей информации к кадрам бурлящей каирской площади «Тахрир», иранские каналы убрали видеоряд. Аналитики считают, что это было сделано с одной единственной целью: не дать иранским телезрителям увидеть народное ликование, не допустить возникновения у них ассоциаций с возможностью повторения подобного на их родине.

В отличие от изданий, выходящих в Иране, проживающие за рубежом диссиденты и оппозиционеры по другому отреагировали на египетские уроки. Так, в своем анализе египетских событий последних недель политолог д-р Мохаммад Амири написал, что стоящие у власти в Иране клерикалы публично вознамерились придать народному восстанию в Египте исламский характер. В то же время они жестоко расправляются с противостоящими им стихийно возникающими протестными акциями, участники которых выступают против произвола властей, сфальсифицировавших результаты президентских выборов 12 июня 2009 г. Десятки и сотни демонстрантов арестованы и брошены в тюрьмы, где подвергаются самым изощренным пыткам. В последние недели, пишет Амири, иранские лидеры проявляют крайнее беспокойство. Али Хаменеи и Махмуд Ахмадинежад понимают, что тунисские и египетские события способны вызвать воодушевление у всех, кому омерзительна гнетущая атмосфера Исламской республики, кто видит сползание страны к национальной катастрофе, кто жаждет действительных перемен, кто хочет для народа иной судьбы. Граждане Ирана хотят вновь подняться во весь рост и заявить о своих требованиях. Амири считает, что в стране опять прозвучит лозунг «Смерть диктатору», показывающий серьезность намерений протестующих масс идти до конца. Он пишет, что на каирской площади «Тахрир» звучали те же лозунги, которые не раз за последние полтора года поднимались в Иране на многолюдных демонстрациях. Так почему же, спрашивает Амири, то, что произошло и происходит в Каире, расценивается иранскими властями как справедливые народные требования, а повторение этого же в Иране принимает на себя ярлык провокаций и антинародных акций, инспирированных извне?

Д-р Ирадж Ариянпур, другой иранский аналитик, также проживающий ныне в эмиграции, подводит итоги противостояния на площади «Тахрир» следующим образом: 18 дней массовых выступлений привели к тому, что Хосни Мубарак был вынужден отступить и отказаться от своей, еще недавно казавшейся вечной и незыблемой власти, предоставив народу решать, какого будущего он достоин. Народ сбросил ярмо, душившее его тридцать лет. Ему не помешали в этом ни вялая поддержка падающего правительства со стороны полиции, ни временная поддержка армии. Мубарак был вынужден отдать власть Военному совету, на которого ныне ложится тяжелая задачи управления страной и подготовки демократических выборов. Все дни подлинно революционных событий в Египте, пишет Ариянпур, иранские лидеры тщетно пытались интерпретировать их как продолжение исламской революции февраля 1979 г. Однако трудно найти подобие там, пишет Арианпур, где его на самом деле нет. События февраля 2011 в Египте никак не ассоциируются с той революцией 32-летней давности, где погибли десятки тысяч иранцев и которая привела к массовому исходу с родной земли миллионов граждан. Ныне, заключает Ариянпур, революция 1979 г. означает для народа Ирана попрание элементарных прав, беззаконие и произвол.

Возможность сравнить египетскую и иранскую версии народного волеизъявления представилась в понедельник 14 февраля. Еще за несколько дней до этой даты лидеры иранской оппозиции бывший премьер-министр Мир-Хоссейн Мусави и бывший спикер Собрания исламского Совета Мехди Каруби обратились к властям с просьбой разрешить демонстрацию солидарности с событиями в Каире и других египетских городах. Однако Генеральный прокурор Ирана Голам-Хоссейн Мохсен Эжеи отклонил ее, одновременно предупредив о последствиях в том случае, если акция все же пройдет. Власти боялись, что под предлогом поддержки народом событий в Египте и Тунисе, состоятся антиправительственные акции протеста.

Действительно, проведенные в этот день демонстрации в Тегеране и других крупнейших городах страны превратилось в политические акции выражения недовольства с политикой правительства президента М.Ахмадинежада и всего исламского режима. Демонстрации начались ближе к вечеру, локализовавшись в районе площадей Фердоуси, имам Хоссейн, Энгелаб и Азади (название этой площади, как и каирской, означает «свобода»). Доступ туда был затруднен, многие улицы уже с утра были перекрыты, вагоны метро проезжали этот район, не останавливаясь, он был наводнен силами полиции и переодетыми в гражданскую одежду военными. Уже после обеда в воздухе барражировали военные вертолеты. В тот день лидеры оппозиции пребывали в условиях домашнего ареста, и районы их проживания были блокированы полицией, однако, по неподтвержденным данным, Мир-Хоссейну Мусави и его супруге Зухре Рахнавард удалось покинуть свой дом и пробиться к демонстрантам. По сообщению оппозиционного сайта «Калеме», еще в воскресенье супругам отрезали сотовую связь и линию Интернета. Такие же меры были предприняты и против Каруби и бывшего президента Мохаммада Хатами. К полудню в Тегеране включили глушилки, чтобы затруднить вещание различных зарубежных радиоголосов и сделать невозможным просмотр иностранных телеканалов, постоянно информировавших о ситуации в стране. Гораздо раньше, с прошлого четверга, было введено глушение спутника, транслировавшего передачи на фарси «Голоса Израиля» и ВВС. С утра в понедельник была блокирована деятельность и нескольких иранских интернет-сайтов, в том числе – ИЛНА ( новостной и аналитический сайт Организации иранских рабочих) и реформистский сайт «Калеме». Накануне был арестован и посажен под домашний арест и генеральный директор государственного информационного агентства ИРНА времен президентства Хатами – Мохаммад Насери.

Основная масса демонстрантов пробивалась к направление площади Азади. Вначале толпы народа стекались в безмолвии, но вскоре раздались первые лозунги «Долой диктатора!». Затем зазвучали и другие: «Смерть Хаменеи!», «Свободу политическим заключенным!», «Ушел Мубарак, ушел Бен-Али, настало время и Сеййед-Али (имеется в виду аятолла Хаменеи – В.М.)1», «Долой принцип велаяте-факих!», «Хаменеи, уезжай из Ирана с билетом в один конец!». Достаточно красноречивым лозунгом, вызвавшим, судя по публикациям СМИ, ярость властей, был следующий: «Нам не нужны Газа и Ливан, нам важны Тунис, и Египет и Иран». В нем отражается усталость иранцев от многолетней помощи палестинцам и «Хизбалле», и надежда на достижение тех результатов, которые получили своей борьбой народы Туниса и Египта. Скандирование лозунгов стало сигналом для полиции и одетых в гражданское агентов к разгону протестующих. Однако людской поток все же приближался к площади Азади, многие находили проходные дворы и неведомым образом оказывались у площади. Противостоящие им силы внутренних войск вовсю поливали толпы протестующих слезоточивым газом, избивали дубинками. К полуночи на центральных улицах выключили свет, и действия сил правопорядка стали еще более ожесточенными. Только тогда силовикам удалось разогнать демонстрантов.

Двое убитых, десятки раненых, примерно 150 арестованных – такова статистика этого противостояния. Правительственные источники говорят о десятках тысяч демонстрантов в Тегеране, оппозиционные СМИ свидетельствуют о сотнях тысяч. Достаточно массовыми были демонстрации и в Исфахане, Мешхеде, Тебризе, Ширазе, Керманшахе…Это еще раз показало, что волна демонстраций, начавшихся после объявления результатов сфальсифицированных президентских выборров 12 июня 2009 г., не только не стихает, но имеет достаточный потенциал для продолжения и развития. Как сказал по следам демонстраций в понедельник Мир-Хоссейн Мусави, эти акции заслуживают восхищения своей самоотверженностью.

Как всегда, иранские власти нашли в событиях понедельника внешний след, заявил устами спикера парламента Али Лариджани следующее: «Американцы пришли в негодование от поддержки Ираном освободительных движений региона и организовали эти демонстрации». Кроме того, Генеральный прокурор страны Голам-Хоссейн Мохсен Эжеи уже в среду заявил о решимости судебного разбирательства в отношение лидеров оппозиции – Мусави, Каруби и Хатами. Реагируя на это, Каруби сказал, что готов заплатить любую цену, даже своей жизнью, за достижение народом Ирана подлинной свободы. Он осудил чрезмерное применение силы против демонстрантов со стороны репрессивного аппарата ИРИ.

Таким образом, несмотря на всемерную декларативную поддержку иранскими руководителями революционных событий в Египте, они ни в коей мере не готовы терпеть подобное в своей собственной стране и полны решимости противостоять ему всей мощью репрессивного аппарата.

52.32MB | MySQL:103 | 0,444sec