Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (28 февраля – 6 марта 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе по-прежнему были связаны с массовыми антиправительственными выступлениями в араб-ских странах, прежде всего в Ливии, Йемене и Бахрейне. Акции протеста прошли также в Египте, Ираке, Тунисе, Омане, Иордании, Алжире и Саудов-ской Аравии. Демонстрации протеста состоялись в Иране. В связи с напря-женной обстановкой в регионе было принято решение о переносе на неопре-деленный срок саммита Лиги арабских государств, который должен был пройти в конце марта в Ираке.

Сложная, противоречивая обстановка сохраняется в Ливии. На всем протяжении минувшей недели в различных районах страны, преимуществен-но вблизи приморских городов, продолжались бои между силами верными М. Каддафи и вооруженными формированиями оппозиции. Демонстрации противников и сторонников режима состоялись в столице страны Триполи. В конце недели войска, лояльные М. Каддафи, начали контрнаступление, отбив у повстанцев г. Бен Джавад в центре страны. Идут бои за города Мисурата и Рас-Лануф в центральной части Ливии и за г. Эз-Завия на западе. Повстанцы на востоке Ливии задержали, но затем отпустили 8 британских спецназовцев.

Национальный переходный совет (НПС) во главе с бывшим министром юстиции А. Джалилем, созданный представителями оппозиции в Бенгази, 5 марта объявил себя единственным представителем страны и народа Ливии. Совет обязался обеспечивать безопасность граждан, гарантировать террито-риальное единство страны, координировать усилия по борьбе с режимом М. Каддафи вплоть до окончательной победы и создавать условия для возвра-щения Ливии к нормальной жизни. НПС намерен также создать переходное правительство, разработать конституцию и провести выборы. В Совете зая-вили, что не желают ввода иностранных войск в Ливию, но призвали к нане-сению ударов с воздуха по войскам М. Каддафи. Оппозиция отказывается вступать в переговоры с главой режима. Со своей стороны, ливийский лидер продолжает называть противников режима террористами и сторонниками «Аль-Каиды». 6 марта М. Каддафи объявил об отмене налогов на производ-ство и потребление, а также импортных пошлин на товары первой необходи-мости. Ливийский лидер не возражает против прибытия в страну комиссии ООН или Африканского союза для расследования ситуации на месте.

Продолжается исход ливийских беженцев из страны. В то же время их число заметно сократилось, т. к. поддерживающие М. Каддафи силы вновь взяли под контроль ливийско-тунисскую границу. Тем не менее, в пригра-ничных районах Туниса, где находится несколько десятков тысяч ливийских беженцев, сложилась тяжелая гуманитарная ситуация. Продолжается эвакуа-ция из страны иностранных граждан. Сообщается, что добыча нефти в Ливии сократилась наполовину.

США и страны Запада продолжают оказывать давление на М. Каддафи с тем, чтобы он отказался от власти. Одновременно продолжается концен-трация военных сил США и их союзников вблизи Ливии. Так, к ливийскому побережью направлены корабли ВМС США, в т. ч. авианосец. Президент Б. Обама заявил, что в Вашингтоне рассматривают «весь спектр как военных, так и невоенных мер» в отношении Ливии. Американцы и страны НАТО изучают возможность создания над Ливией запретных для полетов зон с тем, чтобы воспрепятствовать действиям ливийских ВВС, которые продолжают наносить удары по объектам повстанцев. Лига арабских государств реши-тельно отвергла военное вмешательство в ливийские дела, но при этом может поддержать создание запретных для полетов зон. Между тем Международный уголовный суд в Гааге начал первичное расследование обстоятельств гибели мирных жителей в Ливии. В предварительный список обвиняемых включен М. Каддафи и ряд лиц из его ближайшего окружения.

Оппозиция в Йемене усиливает давление на президента А. А. Салеха, настаивая на его уходе со своего поста. В столице страны Сане, Адене, Таиззе и ряде других мест не прекращаются массовые демонстрации, участники которых требуют немедленной отставки А. А. Салеха. В ходе столкновений с силами безопасности имеются убитые и раненые. В ответ власти организуют демонстрации сторонников президента. 1 марта шейхи ряда племен и рели-гиозные лидеры совместно с основными оппозиционными партиями напра-вили главе государства план мирной передачи власти, главным пунктом ко-торого был уход А. А. Салеха в отставку до конца текущего года. Однако президент отверг этот документ, подтвердив, что намерен оставаться на посту до истечения срока своих полномочий в 2013 г. При этом предложения оппозиции он назвал «нечеткими и противоречивыми», подчеркнув, что «мирная и спокойная передача власти не может быть осуществлена в услови-ях хаоса, а только путем волеизъявления народа на выборах». Сепаратисты-южане заявили, что одной из главных целей отставки А. А. Салеха является восстановление независимости Южного Йемена. Они требуют провести ре-ферендум по типу суданского, что, по их мнению, позволит Югу Йемена оте-литься от Севера.

Противостояние властей и оппозиции продолжается в Бахрейне, где оно носит в целом мирный характер. В столице королевства Манаме не пре-кращаются многотысячные акции протеста. В то же время главные оппози-ционные партии и организации во главе с шиитским «Исламским обществом национального согласия» объявили о готовности начать диалог с властями без предварительных условий. Однако в послании кронпринцу С. Халифе, которому король поручил вести переговоры о достижении национального со-гласия, оппозиционеры сообщили, что намерены добиваться отставки дейст-вующего кабинета министров и созыва конституционной ассамблеи для раз-работки нового основного закона страны. В ответном заявлении правитель-ства было отмечено, что, несмотря на «существенные различия между раз-личными группами и партиями», «политический консенсус» может быть дос-тигнут. На прошедшей неделе в Бахрейне впервые с начала нынешних вол-нений произошли столкновения между шиитами и суннитами. Руководители шиитской оппозиции осудили эти проявления насилия, призвав к согласию между двумя религиозными общинами. Глава МВД страны сообщил 5 марта, что его ведомство имеет план обеспечения работой в своих структурах для 20 тыс. человек.

3 марта под давлением оппозиции ушел в отставку премьер-министр Египта А. Шафик. Вместо него главой правительства был назначен И. Ша-риф, который 4 марта вышел к протестующим на каирской площади Ат-Тахрир для «получения благословления революцией». 6 марта новым руко-водителем МВД стал генерал М. аль-Исави, а МИД возглавил Н. аль-Араби. Правящий в АРЕ Высший военный совет разработал временной график пере-дачи власти: 19 марта должен пройти референдум по изменениям в консти-туции Египта, в июне выборы в парламент, а в августе – президента. 1 октября военные предполагают передать власть новому главе государства. Тем временем в стране продолжаются акции протеста с требованиями увольнения всех министров, назначенных бывшим президентом Х. Мубараком, создания президентского совета для управления Египтом в переходный период, осво-бождения всех политзаключенных, реформы МВД, настоящего диалога вла-сти с гражданскими и правозащитными организациями, отмены чрезвычай-ного положения. Многочисленные демонстранты 4-6 марта штурмовали зда-ния служб госбезопасности в Александрии, Каире и Мерса-Матрухе с целью овладения документами этих структур и недопущения их уничтожения. В стране продолжаются забастовки, не работают многие предприятия и учреж-дения, а «в казне нет средств для выплаты зарплат».

В Ираке 4 марта в Багдаде, Мосуле, Басре, Фао, Эн-Насирийе, Гарме прошли демонстрации с требованиями улучшения жизни народа, искоренения коррупции и безработицы. Вместе с тем, по оценке наблюдателей, их масштаб был меньше, чем у аналогичной протестной акции, состоявшейся 25 февраля. В Сулеймании (Иракский Курдистан) проходят многотысячные выступления против правящих в регионе Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана.

4 марта в столице Иордании Аммане состоялась очередная манифеста-ция оппозиционных сил с требованиями «реформирования режима». В то же время премьер-министр М. Бахит заявил, что установление в стране консти-туционной монархии «разбалансирует иорданскую политическую систему».

Антиправительственные выступления продолжались на минувшей не-деле в Омане. Их участники настаивали на политических реформах, усилении борьбы с коррупцией и безработицей. Для подавления акций протеста власти наряду с полицией использовали армию. Имеются жертвы среды про-тестующих. В соответствии с указом султана Кабуса о создании в Омане 50 тыс. новых рабочих мест сообщается, что 10 тыс. человек трудоустроят по линии МВД, а 15 тыс. человек – в частном секторе. Власти будут осуществ-лять мониторинг цен в торговой сети, увеличат пособия по безработице.

3 марта на востоке Саудовской Аравии в городах Катиф и Аввамия состоялись немногочисленные (до 100 человек) акции протестов шиитов, требовавших освобождения из тюрем своих родственников. Также протес-тующие настаивали на создании новых рабочих мест и предоставлении шии-там равных прав с суннитами. 5 марта немногочисленные акции протеста прошли в городах Катиф и Хуфуф. Арестовано 26 шиитских активистов. МВД КСА 5 марта ввело запрет на любые акции протеста на территории ко-ролевства, т. к. они «противоречат законам шариата и традициям саудовского общества». На восток страны перебрасываются дополнительные силы безо-пасности численностью до 10 тыс. человек.

Временный президент Туниса Ф. Мебазаа 4 марта объявил, что 24 июля пройдут выборы в новый орган – Национальную учредительную ассамблею, которая разработает новую конституцию. Продолжается процесс фор-мирования нового переходного правительства во главе с Б. К. Себси. Завер-шен процесс освобождения из тюрем политзаключенных – всего на свободу вышли около 800 человек. Запрещенная ранее исламистская организация «Ан-Нахда» получила право на создание политической партии. Тем време-нем, в Тунисе, хотя и в меньшем масштабе, продолжаются акции протеста.

В столице Алжира полиция 5 марта заблокировала проведение очеред-ной протестной демонстрации, которую пыталось провести оппозиционное «Национальное объединение за перемены и демократию».

1 марта в Тегеране прошла массовая демонстрация с требованием ос-вобождения двух лидеров иранской позиции – М.-Х Мусави и М. Кяруби. Демонстранты были разогнаны полицией и ополченцами «Басидж».

Сепаратистская Рабочая партия Курдистана (РПК), ведущая многолет-нюю вооруженную борьбу против правительства Турции, объявила 28 фев-раля о прекращении перемирия, сообщив, что будет давать отпор любому нападению на своих сторонников. Это шаг РПК может нарушить хрупкую стабильность на юго-востоке Турции в преддверии намеченных на июль об-щенациональных выборов.

В последнее время обострилась обстановка в Сомали, где с 23 февраля войска переходного правительства при поддержке миротворческих сил Аф-риканского союза ведут наступление на позиции радикальных исламистов в столице страны Могадишо. В ходе боев у противника удалось отбить ряд важных районов города. Кроме того, силы, лояльные переходному прави-тельству, заняли контролировавшийся боевиками группировки «Аш-Шабаб» г. Балат Хава, расположенный недалеко от границы с Кенией.

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас отверг предполагаемую инициативу премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху о воз-можности создания независимого палестинского государства с временными границами.

Президент Афганистана Х. Карзай сообщил 4 марта, что возглавляе-мое им правительство и представители западных стран в настоящее время ведут переговоры с радикальным исламистским движением «Талибан». По мнению Х. Карзая, не следует ожидать быстрого достижения окончательного соглашения между властями и вооруженной оппозицией, т. к. «на это потре-буется примерно от одного года до трех лет».

Приложение

 

 

Военные и политика в арабских странах

 

 

Неразвитость демократических институтов в подавляющем большин-стве арабских стран, где гражданское общество еще только начинает склады-ваться, слабость партийной системы, а также отсутствие в ряде случаев влия-тельных политических лидеров в оппозиционной среде предопределяют со-хранение важной роли армии на Арабском Востоке, выдвигают ее на первые роли во время острых политических кризисов. В пользу военных выступает и то обстоятельство, что на фоне неэффективности и коррумпированности вла-сти армия зачастую пользуется доверием широких слоев населения, пред-ставляя собой во многих арабских странах подлинно общенациональную структуру, причем наиболее современную и динамично развивающуюся. Не-маловажную роль играет и характерная для военных, особенно для офицер-ского корпуса, высокая степень корпоративной сплоченности.

Все эти факторы наглядно проявляются в событиях, происходящих в регионе в настоящее время. Так, прямое вмешательство военных привело к смене руководства в Тунисе и Египте. Судьба режимов М. Каддафи в Ливии и А. А. Салеха в Йемене также может быть определена тем, на чьей стороне в конечном итоге окажется основная часть вооруженных сил. Во многом именно при опоре на армию рассчитывают удержать власть правящие режи-мы в Алжире, Сирии, Иордании, Мавритании, Омане и в ряде других стран. В то же время, как показывают события в Бахрейне, власти в кризисных си-туациях не всегда могут опереться на военных.

В событиях, происходящих в Египте, армия проявляет себя как вер-ховный арбитр, чья позиция в критические дни января – февраля с. г. предот-вратила сползание страны в хаос и гражданскую войну, обеспечила мирный уход с политической арены президента АРЕ Х. Мубарака. При этом военным удалось избежать втягивания в прямое противостояние с оппозицией. В на-стоящее время командование ВС, находясь у власти, пытается найти пути выхода Египта из кризиса, договориться с основными политическими силами страны по вопросам реформирования египетской политической системы. Причем военные постоянно подчеркивают, что не намерены оставаться во главе страны, и передадут бразды правления законно избранному президенту, обещая сделать это до 1 октября 2011 г. Будет ли армия выдвигать своего кандидата на пост главы государства? Прямых заявлений на это счет пока нет. В этой связи отметим, что среди высшего командования египетских ВС пока не просматривается неформальный лидер, способный повести за собой армию.

Вооруженные силы Сирии традиционно представляли собой структуру, непосредственно влияющую на обстановку в стране. Армия полностью выведена из-под контроля гражданских органов власти, подчиняется непо-средственно главе государства, который лично контролирует в ней кадровые и организационные изменения. Высший офицерский состав ВС САР – это партия военных, стремящихся оказывать прямое влияние на принятие важ-нейших государственных решений. Элитной опорой президента Б. Асада ос-тается алавитский генералитет, многие представители которого перешли к нему в «наследство» от отца Х. Асада. Отметим, что благодаря целенаправ-ленной и вдумчивой работе Асада-старшего в высшей военной среде не поя-вился признанный лидер, способный вступить в борьбу за власть. В настоя-щее время Б. Асад продвигает на ключевые армейские посты офицеров, в чьей лояльности он не сомневается. В условиях осложнения внутриполити-ческой обстановки в Сирии, активизации деятельности оппозиции правящий режим уделяет пристальное внимание упрочению своих позиций в армии, усилению идеологической обработки личного состава в духе преданности власти и ее лидеру, привитию иммунитета к антиправительственной пропа-ганде. В случае же резкого обострения обстановки в САР правящий режим рассчитывает на элитные части дивизии Республиканской гвардии, танковые дивизии, дислоцированные вблизи Дамаска, и части «коммандос». Все они укомплектованы преимущественно выходцами из алавитской общины.

Вооруженные силы Ирака, созданные американцами после 2003 г., не играют самостоятельной политической роли. К тому же они не представляют собой сплоченный организм. Серьезные противоречия существуют между военнослужащими, представляющими различные религиозные и националь-ные группы населения (шииты – сунниты, арабы – курды). Армия подчинена премьер-министру Ирака Н. аль-Малики (шиит), который лично контролиру-ет назначения на основные военные посты. Целенаправленно проводится по-литика шиитизации командных кадров, что вызывает недовольство суннитов. На севере страны многие части укомплектованы преимущественно курдами.

Со времени своего создания армия занимает важное место в Иордании, хотя офицеры королевских ВС не играют заметной роли в политической жизни страны, и у них нет политических амбиций. При всем этом армия, особенно ее офицерский корпус, являются одним из важнейших гарантов со-хранения у власти Хашимитской династии. В то же время попытки «разба-вить» офицерский корпус представителями палестинского населения встре-чает негативное отношение у лояльных престолу бедуинских племен, выход-цы их которых традиционно составляют основу иорданского офицерства.

Вооруженные силы Саудовской Аравии в силу жесткого контроля со стороны правящего режима, лояльности основной массы военнослужащих королевской власти, дислокации большей части армейских частей вдали от центров политической и общественной жизни не представляют собой незави-симую и весомую политическую силы, очаг реальной опасности для правя-щей династии Саудидов. К тому же многие высшие посты в армии занимают члены королевской семьи. Немаловажное значение имеет и целенаправленная политика властей по деполитизации военнослужащих, их материальному стимулированию. Аналогичная ситуация наблюдается и в других аравийских монархиях, где армия также не участвует в политической жизни, но рассматривается в качестве инструмента защиты правящих режимов. Вместе с тем, нынешние события в Бахрейне показали, что прямое привлечение армии к подавлению массовых протестных выступлений не привело к желаемому властями результатам, и правительство было вынуждено вернуть войска в казармы. В данном случае сказалось и то, что большая часть солдат являются выходцами из преобладающей в Бахрейне шиитской общины. Сообщается о недавней неудачной попытке военного заговора в Катаре.

В обостряющейся борьбе за власть в Йемене многое будет зависеть от позиции армии, которая еще не сказала своего последнего слова. Как видится, в обстановке поступательного усиления оппозиционных сил, перехода на сторону противников режима все большего числа видных племенных, рели-гиозных и политических деятелей президент страны А. А. Салех не сможет в полной мере рассчитывать на безусловную поддержку военного командова-ния и большинства офицерского корпуса.

Сложные отношения существуют между президентом Алжира А. Бу-тефликой и военными, что обусловлено курсом главы государства на умень-шение роли армии в политической жизни страны. В то же время руководство АНДР отчетливо понимает, что в условиях нынешнего осложнения внутри-политической ситуации, активизации противников режима вооруженные силы остаются очень важной стабилизирующей силой, позиция которой в зна-чительной степени может определить направление развития событий в Ал-жире. При этом не исключено, что в случае дальнейшего обострения обста-новки в стране политическая роль алжирской армии может усилиться.

В годы правления М. Каддафи вооруженные силы Ливии неоднократно подвергались кардинальным изменениям, что было связано главным образом с опасениями лидера режима возможным захватом власти армией. В итоге в Ливии была создана сложная, многоступенчатая военная организация, а ВС лишились монопольного права выполнять функции обороны страны, были отстранены от участия в политической жизни Джамахирии. К тому же армия отличалась низкой боеспособностью и в целом невысоким уровнем политико-морального состояния личного состава. Все это отразилось на позиции военных во время восстания против режима М. Каддафи: часть армии пока остается верна диктатору, многие военнослужащие перешли на сторону восставших (в основном неорганизованно), а часть просто разбежалась. В ре-зультате ни одна из противоборствующих сторон не получила решительного перевеса в борьбе за власть, которая принимает затяжной характер. И многое здесь будет зависеть от способности сторонников и противников режима мо-билизовать дополнительные силы, в т. ч. за рубежом.

В Тунисе армия традиционно не принимала участия в политической жизни страны и отличалась лояльностью правящему режиму. Однако в ян-варских событиях 2011 г. отказ командования ВС поддерживать бывшего президента страны Бен Али сыграл решающую роль в смене власти в Тунисе.

Марокканская армия не играет заметной роли в политической жизни страны и в целом сохраняет верность монархическому режиму, хотя прояв-ления недовольства со стороны военнослужащих периодически возникают.

52.23MB | MySQL:103 | 0,522sec