Южный Судана: предчувствие гражданской войны

Около 100 человек погибли в результате боев в южносуданских штатах Джонглей и Верхний Нил 8-9 марта с.г. Это, пожалуй, самое крупное боестолкновение на территории вновь образуемого государства за период после заключения Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС). Бои происходили на двух отдельных участках, что говорит, как минимум, о том, что одна из сторон предпринимала осмысленные наступательные действия. Одна из сторон – это, безусловно, Суданская народно-освободительная армия (СНОА). Другая – подразделения мятежного генерала Д.Атора. Массированная операция южносуданских сил в принципе началась еще 6 марта с.г, но кульминация наступила 9 марта с.г. во время боев в районе деревни Овуак в штате Верхний Нил. Примечательно, что этот населенный пункт является одним из традиционных мест обитания этнической группы шулук, которые являются основой оппозиционной партии одного из оппонентов южносуданского президента С.Киира Лам Аколя. Если говорит еще более конкретно, то указанный район является одним из немногих районов, которые контролируют сторонники Л.Аколя из его Суданской партии свободы – Демократические перемены. Напомним, что бывший министр иностранных дел Судана Л.Аколь был одним из архитекторов ВМС в 2005 году. При этом, несмотря на все опровержения, совершенно очевидно, что сторонники Л.Аколя в настоящее время вошли в союз со сторонниками Олини. Последний является подчиненным Атора и, судя по последним событиям, накопил очень приличный боевой потенциал.

Версия официальных представителей СНОА следующая. По их словам, военнослужащие СНОА были «внезапно атакованы вооруженными людьми, которые были позднее идентифицированы как подчиненные Олини. В результате столкновений один военнослужащий был убит, а другой ранен. После перегруппировки сил отряды СНОА атаковали милицию Олини и рассеяли ее. При этом было убито 47 мятежников, военнослужащие потеряли 7 человек». Касаясь второго столкновения, пресс-секретарь СНОА представил следующую версию развития событий. По его словам, штаб СНОА получил упреждающую информацию о том, что отряды Атора планировали развернуть широкомасштабное наступление «на мирное население, наподобие недавней атаки на Фандак» и принял решение нанести упреждающий удар, рассеяв противника и захватив при этом большое количество стрелкового оружия ( называется цифра в 500 автоматов АК). При этом он уклонился от предоставления данных по потерям.

Версия представителей Атора разумеется другая. По заявлению его представителя Д.Пуока, «подразделения СНОА неожиданно атаковали позиции партизан. Это было самым тяжелым боестолкновением за все время существования повстанческой группы и длилось с 4.30 утра до 18.00 9 марта. СНОА потеряло 169 бойцов. Причем атак было две. Военнослужащие также «сожгли 6 деревень, которые являлись опорными пунктами партизан, при этом погибло 168 мирных жителей». Заметим, что эти цифры совпадают с теми, которые приводит штаб СНОА, правда, называя погибших при этом «вооруженными повстанцами». Пуок при этом приводит цифру потерь партизан в 34 человека. При этом отрицает, что они потеряли много оружия: «Ни один автомат или пулемет повстанцы в результате боев не потеряли».

Если отбросить в сторону пропагандистские моменты, то из всего происходящего можно сделать несколько выводов. Первый – Джуба пытается решить вопрос с мятежниками чисто силовым путем, что у нее не совсем хорошо получается. Это закономерно, поскольку армии приходится воевать на изначально враждебной территории. Подобные эксперименты по лишению партизан их социальной базы в лице местных жителей, в конце концов, приведет руководство СНОД в Международный уголовный суд (МУС). Второй – на Юге начинает происходить единение оппозиционно настроенных сил, причем и на межэтнической основе. В частности, из-под контроля Джубы начинает выходит племя шулук, верхушка которого недовольно действиями своего ставленника, генерального секретаря СНОД, этнического шулука П.Амуна.

Если оценить численность мятежников, исходя хотя бы из явно завышенных цифр захваченного у них оружия, то выходит, что их количество как минимум превышает полк регулярной армии. То есть Джубе предстоит решать вопрос не с кучкой «отщепенцев», а с хорошо организованным племенным ополчением, которое действует в благоприятных для него условиях. Достаточно сказать, что за Атора на прошлогодних выборах губернатора проголосовало около 65 тыс. человек, что сам он считает сильно заниженными цифрами.

Еще более опасной является тенденция, когда Джуба фактически отдает на откуп местным властям в лице поставленных ей «во власть» губернаторов право решать какими способами необходимо решать вопрос с оппозицией. Отсюда эти спорадические атаки с большим количеством жертв, отсюда и растущая автономия самих губернаторов, которые фактически по своему собственному усмотрению руководят подразделениями СНОА, которые дислоцированы в их штатах.

Все это создает базу для возникновения межэтнических столкновений, об опасности которых не говорит сейчас только ленивый. Обвинять при этом Хартум в поддержке мятежников, наверное, имеет смысл, но корень проблемы все-таки лежит в иной плоскости. А именно в серьезном дисбалансе в распределении властных полномочий среди племенной верхушки. При этом шулуки – это не самая многочисленная племенная группа на Юге, есть еще более многочисленные и воинственные нуэр, отношения которых с титульными динка имеют сложную историю.

Общий характер потерь в ходе последних столкновений является очень тревожным симптомом, так как приведенные повстанцами цифры, по нашим данным, более приближены к действительности. Как и количество погибших местных жителей и сожженных деревень. Сейчас сложно сказать, явятся ли эти события началом всеобщего «раздрая» в Южном Судане. Представляется, что это пока только предтеча грядущей катастрофы. Еще не прошла эйфория от референдума и приобретения независимости. Основные вопросы население начнет задавать своему руководству позже, ближе к концу этого года. Несмотря на высокие цены на нефть, судя по всему, Южный Судан вряд ли минует общий продовольственный кризис и резкое повышение цен на продукты, которые эксперты прогнозируют в мировом масштабе как раз на позднюю осень нынешнего года.

52.24MB | MySQL:103 | 0,561sec