Ситуация в Сомали: февраль 2011г.

Бурные события в Тунисе, Египте и Ливии отодвинули на второй план происходящее в Сомали. Между тем в этой стране нашлись горячие сторонники массовых протестных движений с требованиями «демократии» в лице близкого к «Аль-Каиде» радикального движения «Аш-Шабаб». 14 февраля духовный лидер движения Шейх Джамаа Абдусалам призвал сомалийцев восстать по примеру Туниса и Египта против переходного правительства страны, поддерживаемого Западом.

Выступая в эфире радиостанции «Альфуркаан» — одного из главных инструментов исламистской пропаганды — он утверждал, что «абсолютно правильно устраивать революции против правительств, которые служат интересам западных стран». По его мнению, «мы должны следовать примеру мусульман, которые сражаются за свою честь и религию в Тунисе и Египте».

По состоянию на февраль движение «Аш-Шабаб» контролировало значительные территории в центральной и южной частях страны. Оно является главным противником сил переходного правительства, которое контролирует всего несколько кварталов в Могадишо и до сих пор выживает только благодаря поддержке со стороны 8-тысячного контингента африканских миротворцев Амисом.

4 февраля достаточно странным заявлением отметился спецпосланник ООН в Сомали Агустин Махига. Не замечая того, что в стране нет ни малейших условий для проведения каких-либо выборов, он высказал разочарование в связи с решением переходного парламента Сомали продлить мандаты депутатов еще на три года. Ему ответил спикер переходного парламента Шариф Хасан Шейх Адан, согласно которому речь идет о вынужденном решении, призванном «спасти Сомали от анархии».

Переходный парламент Сомали действует с 2004г. За решение продлить его полномочия проголосовали 421 депутат из 436 присутствовавших. Мандаты 550 депутатов переходного парламента истекают в августе с.г. одновременно с прекращением полномочий переходного правительства.

С 2004 по 2009гг. в переходном парламенте было 275 мест. В 2009г. полномочия парламента были продлены в первый раз — на два года. Одновременно в его состав ввели еще 275 мест. Их хозяева представляли умеренных исламистов, которыми тогда руководил действующий в настоящее время президент страны Шариф Шейх Ахмед.

Переходные властные структуры Сомали были сформированы в 2004г. при поддержке международного сообщества с мандатом разработать и принять новую конституцию и подготовить проведение всеобщих выборов. Ни одна из этих двух целей не была достигнута.

Несколькими днями ранее на саммите Африканского союза в Аддис-Абебе председатель Комиссии АС Жан Пинг констатировал провал миссии переходного правительства Сомали, которое «не смогло установить свой контроль на всей территории страны, равно как не выполнило своих обязательств».

Уже 8 февраля в Могадишо прошло чрезвычайное заседание переходного правительства, посвященное теоретически намеченному на 20 августа прекращению действия переходных структур. Его участники подержали принятое ранее переходным парламентом решение о продлении на три года его полномочий с тем, чтобы «избежать конституционного кризиса в переходный период». Они «приняли к сведению» озабоченность международного сообщества, отдельные представители которого подвергли критике решение переходного парламента. Одновременно переходное правительство «подтвердило, что окончательные решения по переходному периоду будет принимать народ Сомали, представленный переходным правительством».

Также 4 февраля радикальное исламистское движение «Аш-Шабаб» запустило в эксплуатацию собственный телеканал, призванный усилить его пропагандистские возможности. В первых передачах телеканала «Аль-Катаиб» были показаны признания некоего Ахмада Киси, названного исламистами «одним из самых опасных агентов ЦРУ», а также его казнь. Возможности телеканала пока крайне ограничены из-за отсутствия у сомалийцев адаптированных телеприемников. Ранее «Аш-Шабаб» запретило сомалийцам смотреть футбольные телетрансляции, западные фильмы и другие программы, признанные «неисламскими».

7 февраля четыре основных ассоциации судовладельцев, представляющих 90 проц. торгового флота мира, потребовали от властей морских держав активизировать борьбу с морским пиратством в зоне, примыкающей к побережью Сомали. В противном случае они пригрозили изменить основные маршруты перевозок. По оценке объединений судовладельцев, в этой зоне сложилась «неприемлемая» ситуация. Такая оценка содержится в открытом письме, выступить с которым эти ассоциации уполномочили Союз греческих судовладельцев. По их данных, в настоящее время сомалийские пираты удерживают в ожидании выкупа 30 судов, на которых находятся около 700 моряков. «Если необходимые действия не будут приняты международным сообществом, индустрия морского транспорта предусматривает любые во зможные решения, в том числе использование других маршрутов, что чревато серьезными последствиями для мировой торговли, и в частности, для транспортировки нефти, — отмечалось в письме. — В течение последних недель мы узнали, что пытки моряков стали обычной практикой сомалийских пиратов. Эти преступления не могут быть терпимы».

По данным четырех ассоциаций судовладельцев — BIMCO, La chambre internationale du commerce maritime, Intercargo и Intertanko — ежегодно потери мировой экономики от пиратства у берегов Сомали составляют от 7 до 12 млрд долларов.

Согласно Международной морской организации, работающей на правах специализированного агентства ООН, 2010 год побил все «рекорды» по части пиратской активности. В заложники к сомалийским пиратам попали в общей сложности 1130 моряков, были захвачены 67 судов.

10 февраля Индия предупредила о возросшей активности сомалийских пиратов у ее юго-западного побережья. Это предупреждение последовало после того, как 6 февраля индийские ВМС перехватили в этих водах рыболовное таиландское судно, захваченное сомалийскими пиратами 6 месяцев назад. На его борту находились 28 вооруженных сомалийцев. Все они подозреваются в пиратстве.

17 февраля сомалийские пираты захватили в 440 км к юго-востоку от Омана яхту с 4 американцами на борту. На помощь подоспели американские боевые корабли. На борт одного из них были приняты двое пиратов для ведения переговоров. В этот момент американцы попытались освободить своих соотечественников. В ходе операции все четверо заложников были убиты. По версии американцев, это сделали пираты. В бою погибли двое пиратов, еще 15 были захвачены. Это инцидент в очередной раз продемонстрировал, как далеко от берегов Сомали стали промышлять тамошние пираты.

В феврале наметился конфликт между движением «Аш-Шабаб» и сомалийскими пиратами, от которых исламисты потребовали поделиться частью получаемых выкупов. В результате пираты были вынужден передислоцировать несколько своих судов в более безопасные гавани. Ранее считалось, что исламисты отрицательно относятся к пиратскому промыслу. Однако позднее стало понятно, что пиратская активность нисколько не уменьшилась из тех зон побережья, которые контролирует движение «Аш-Шабаб». Это, в частности, относилось к одному из оплотов пиратства в приморской деревне Харардере. Позднее они потребовали от пиратов 20 проц. выкупа за 9 судов, находившихся в этой гавани. Инвесторы пиратов — местные предприниматели, спонсирующие пиратскую активность, отвергли это требо вание. Пиратские суда покинули Харардере и перешли в бухты к северу от этого места. Два из них уже пришли в Хобио — бухту в 150 км к северо-востоку. Эту гавань контролирует пиратский клан Саадов, традиционно настроенный враждебно по отношению к исламистам.

13 февраля стало известно, каким видят исламисты из движения «Аш-Шабаб» систему образования на подконтрольных им территориях. Главным предметом этой системы является «наука» о джихаде, причем «образование» должно осуществляться исключительно на раздельной основе. Представители руководства движения с начала февраля провели инспекции в школах, которые еще функционируют, чтобы привести их к соответствующему облику. При этом преподаватели были предупреждены о строгой ответственности за нарушение предписанных правил.

20 февраля очередная вспышка боев имела место в Могадишо между формированиями «Аш-Шабаб» и подразделениями Амисом. Согласно официальному коммюнике африканских миротворцев, в результате боев погибли свыше 20 человек, большей частью — мирные жители. Амисом признал потерю двух своих бойцов и уничтожение шести иностранных джихадистов, связанных с «Аль-Каидой». Среди них были, в частности, граждане Йемена, Пакистана, Индии, Кении и Сирии. По данным Амисом, в ходе боевых действий был обнаружен и уничтожен подземный туннель протяженностью 1,6 км, по которому экстремисты проникали в тыл позиций миротворцев.

Начавшееся 20 февраля наступление сил переходного правительства и африканских миротворцев в Могадишо позволило им несколько улучшить свои позиции в столице страны.

28 февраля движение «Аш-Шабаб» пригрозило нанести удар по соседней с Сомали Кении, которая, по данным исламистов, готовит на своей территории силы переходного правительства Сомали. «Кения уже давно участвует в заговорах, призванных подорвать существование правительства Сомали, руководствующегося исламскими законами, — заявил на пресс-конференции в Могадишо представитель движения Шейх Али Мохамуд Раж. — На ее территории действуют тренировочные лагеря, где готовят бойцов для сил вероотступнического переходного правительства. Она предоставила базы для эфиопских военных, которые занимают район Сомали, соседний с Гедо /юго-западная часть Сомали, граничащая с Кенией/». «Хотя Кения очевидно замешана в этих маневрах, исламские власти /Сомали/ до сих по р никогда не пытались нанести удар ни по самой стране, ни по ее обитателям, — напомнил он. — Но отныне мы не потерпим враждебные акты Кении против нашего исламского общества. Ответственность за то, что случится, ляжет на кенийские власти». Понятно, что перенос сомалийского конфликта в Кению придаст ему региональное измерение приведет к еще большей эскалации напряженности на Африканском Роге.

52.27MB | MySQL:103 | 0,540sec