Судан: ситуация в Дарфуре

Ситуация в Дарфуре за февраль с.г. характеризуется сохранением общей напряженности. Продолжались столкновения между суданской армией и повстанческими группами. Среди последних необходимо отметить следующие: Суданская Освободительная Армия – Мини Минави (СОД-ММ); Суданская Освободительная Армия – А.Нура (СОД-АН); фрагментированная от Движения за освобождение и справедливость (ДОС) фракция Суданская Армия Освобождения — Справедливость (САО-С). В феврале с.г. количество таких столкновений составило 92 (в январе с.г. – 12). Суданская армия потеряла в их результате около 80 человек убитыми и ранеными; потери повстанцев составили 12 человек. Отмечены массированные бомбардировки со стороны ВВС Судана района Вади Мара, что не привело к качественному или количественному перевесу правительственных войск в этом регионе. Основными точками противостояния следует назвать следующие районы: Джабаль Марра (СОД-ММ); Вади Мура, Шангил Тобайя, Абу Зерега (САО-С, СОД-ММ, ДСР); Хор Абеш, Шаериа, Мухаджерия (СОД-ММ, ковровые бомбардировки позиций ДСР); Заленгей, Нертити (межэтнические столкновения между племенами миссерия и наубас).

В Северном Дарфуре ВВС Судана подвергает бомбардировкам районы предположительной дислокации повстанцев в Вади Мара, Сортони и Капкабия с очень малым эффектом. С учетом того, что указанный район является традиционной зоной проживания загава (основа ДСР), повстанцы используют преимущество в хорошем знании местного горного рельефа и применяют тактику рассредоточения мелкими группами. В этих условиях применение авиации в том виде, который используют суданские военные, не может привести ни к какому положительному результату. Одновременно сухопутные части фактически лишены постоянной воздушной поддержки, что вызывает потери в живой силе и технике в результате засадных мероприятий повстанцев. В этой ситуации суданские военные продолжают наращивать малоэффективные ракетно-бомбовые удары, что свидетельствует о скором начале крупной сухопутной наступательной операции на позиции повстанцев в указанных районах. При этом вероятность успеха в ее результате очень мала.

В Южном Дарфуре район Кхор Абеш является стратегически важным пунктом для логистических путей поддержки повстанческих групп Мини Минави как в Северном, так и в Южном Дарфуре, что определяет нынешнюю тактику суданских вооруженных сил по установлению контроля над ним. Командование вооруженных сил выражает общее неудовлетворение уровнем подготовки своих войск в этом районе, что не позволяет проводить крупные войсковые операции или установить надежный контроль над этим районом. Воинские подразделения здесь пока в состоянии проводить только локальные, упреждающие операции, что не дает возможности по перехвату стратегической инициативы. Повстанцы из Движения за справедливость и равенство (ДСР) со своей стороны фактически не проявляли себя в феврале с.г., но сохраняли стратегические позиции по контролю над районами Шаериа, Мухаджерия, Марла. Тактика ДСР в настоящее время представляет собой нанесение «булавочных уколов» войскам, при этом используя «свободную» организацию своих отрядов, переведенных на систему фактической автономии в выборе цели, средств и форм ее достижения. В большей степени такая тактика преследует цель не нанесения фатального поражения силам противника, а получения необходимых дивидендов для переговоров в рамках «катарской инициативы» и выигрыша времени. В ближайшее время следует ожидать широкомасштабной операции суданских военных по установлению контроля над ключевым пунктом Кхор Абеш с продолжением бомбардировок позиций боевиков из ДСР в районах Шаериа и Мухаджерия. Одновременно следует ожидать возникновение межплеменных столкновений между загава и биргид (последние являются союзниками Хартума и в настоящее время активно снабжаются оружием и боеприпасами).

В Западном Дарфуре суданские вооруженные силы считают, что установили контроль над районами Рокеро, Голо в Джабаль Мара нанося постоянные ракетно-бомбовые удары. По замыслу Хартума, такая тактика позволяет нейтрализовать активность повстанцев и сдерживать их наступательные операции. Тем не менее, отвлечение основного внимания суданских вооруженных сил на ситуацию в Северном Дарфуре, позволило повстанцам из СОД-АН сохранить свое присутствие в районах традиционного проживания загава. Нахождение на горных базах позволяет им в настоящее время полностью сохранить коридоры для снабжения продовольствием и боеприпасами с учетом лояльности местного населения. Одновременно вывод правительственных войск из этого района в декабре прошлого года породил серьезные проблемы в нарастании активности криминалитета и банд.

Кроме того, продолжаются сохраняться риски возобновления межэтнических столкновений между миссерия и нуайба, что в состоянии еще больше дестабилизировать обстановку в этом регионе. До сих пор все попытки армейских подразделений локализовать этот конфликт к конкретному положительному результату не привели.

В ближайшее время следует ожидать сохранение контроля правительственных войск над районами Рокеро и Голо с одновременным наращиванием ракетно-бомбовых ударов по местам возможного расположения баз повстанцев в районах Нертити, Гулдо и Сараф Умра. Криминальная активность останется на прежнем, высоком уровне. Вероятность возникновения межплеменных столкновений между миссерия и нуайба следует оценивать как весьма высокую.

Всего за февраль с.г. в Дарфуре было зарегистрировано 102 вооруженных столкновения, 5 межплеменных стычек, 11 случаев криминальных проявлений. В их результате погибло в общей сложности 142 человека, из которых 45 являются гражданскими.

52.13MB | MySQL:103 | 0,422sec