О роли Европейского союза на афганском направлении

Если в годы правления талибов действия Евросоюза в отношении Афганистана ограничивались финансированием гуманитарной помощи, направлявшейся через неправительственные организации, в 2002-2003 гг., напротив, афганское направление стало одним из центральных во внешнеполитической деятельности ЕС.

Несмотря на то, что несколько стран-членов ЕС, приняли активное участие в международной антитеррористической операции в Афганистане осенью 2001 года и выделили свои воинские подразделения в состав Коалиционных сил, официальный Брюссель воздержался от поддержки действий США и их союзников в Афганистане.

В то же время, создание Международных сил содействия безопасности (МССБ), оформленное резолюцией № 1386 Совета Безопасности ООН, было всячески поддержано центральными органами Евросоюза. Страны ЕС играли ведущую роль в формировании и управлении МССБ на начальном этапе их деятельности. Великобритания, а затем Германия и Нидерланды осуществляли оперативное руководство МССБ.

О том значении, которое придавалось афганской проблематике в ЕС, свидетельствует, несомненно, оформленное решением Совета Евросоюза от 10 декабря 2001 года введение поста специального представителя по Афганистану.

В мае 2002 года при Европейских сообществах был аккредитован афганский посол Х.Тандар.

В 2002-2004 гг. афганская тематика постоянно находилась в повестке дня Совета министров иностранных дел Евросоюза. Приоритеты Евросоюза в отношении Афганистана, по мнению автора, могут быть сведены к следующим направлениям:

1. Содействие процессу демократизации путем развития легитимных государственных институтов и усиление верховенства закона с особым упором на судебную реформу.

2. Поддержка действий афганских и международных партнеров, направленных против производства и транспортировки наркотиков, как в плане усиления активности в сфере уголовного правосудия, так и посредством предложения устойчивых альтернативных источников существования.

3. Содействие безопасности и стабильности путем «укрепления афганских сил безопасности (армии и полиции)» при условии гражданского правительственного контроля.

4. Продолжение содействия процессу восстановления путем оказания афганскому правительству существенной финансовой и технической помощи, в том числе для развития эффективных и всесторонних макроэкономических и финансовых механизмов. Параллельно ЕС продолжит оказание гуманитарной помощи там, где это необходимо.

В период с 11 сентября до конца 2001 года ЕС выделил на помощь Афганистану около 67 млн евро.

В течение 2002 года объем выделенных странами Евросоюза на цели помощи Афганистану средств достиг 680 млн долл., в том числе из бюджета ЕС было выделено 275 млн евро. На эти средства, в частности, осуществлялось финансирование госбюджета Афганистана, проводились операции по разминированию, были очищены от мусора 7 основных афганских городов и профинансирована деятельность 450 начальных школ и 291 больницы. Средства Гуманитарной программы ЕС были израсходованы на бесплатную раздачу семян и продовольствия населению сельских районов Афганистана, доставку питьевой воды в города, а также на программы помощи бездомным детям и беженцам, находящихся в Иране и Пакистане.

К настоящему времени общая сумма обязательств Евросоюза по помощи Афганистану превысила 1 млрд евро, из которых около 300 млн евро было выделено Еврокомиссией. Кесовская программа развития обеспечила доступ к здравоохранению 20 процентам афганского населения в 6 провинциях. Проводилась реконструкция дороги Кабул-Джелалабад, продолжались процессы разминирования и восстановления ирригационных систем.

Еврокомиссия в 2003 году выделила 9 млн евро на содействие альтернативным источникам существования в восточных регионах Афганистана, 3 млн. евро на укрепление контроля на афгано-иранской границе, 65,5 млн евро на поддержку полиции в обеспечении ею правопорядка на всей территории Афганистана. Предназначенные на развитие сельского хозяйства в 2003-2004 гг. средства в размере 100 млн евро были направлены на содействие долгосрочному трудоустройству лиц, вовлеченных в производство опиатов. В конце 2003 года КЕС дополнительно выделила 50 млн евро на поддержку афганской полиции.

Помимо выделения средств из собственного бюджета Евросоюз предпринимает активные шаги по привлечению в Афганистан донорских средств из других источников.

В январе-феврале 2006 года в ходе Лондонской конференции по Афганистану, инициатором которой также выступил ЕС, были установлены основополагающие документы, определяющие существо отношений Союза с Кабулом, — Международный план по Афганистану и совместную декларацию ЕС-Афганистан.

Основными приоритетами своей афганской политики, изложенной в этих документах, в Брюсселе считают следующие:

1. Продолжение помощи Афганскому правительству в реализации Национальной стратегии по контролю за наркотиками, финансовая и логистическая поддержка в формировании соответствующих госучреждений и силовых структур, а также содействие процессам диверсификации производственной направленности крестьянских хозяйств.

2. Последовательную линию на соблюдение прав человека, в особенности прав женщин и детей.

3. Особое внимание к реализации административных реформ как на центральном, так и на провинциальном уровне, включая реформы в судебной сфере и области юстиции.

4. Поддержку реформ в сфере безопасности, нацеленных на создание эффективных полицейских сил, а также на разоружение и реинтеграцию бывших боевиков. Продолжение участия стран-членов ЕС в МССБ.

По мнению автора, с последовательной реализацией планов сокращения иностранного военного присутствия в Афганистане роль гуманитарной составляющей в афганской политике ЕС будет лишь нарастать. Однако с утратой Брюсселем военного инструмента проведения собственной политики в ИРА для него, по-видимому, гуманитарное содействие Кабулу приобретет все более политизированную окраску, выступит «пряником» для вовлечения Афганистана в орбиту своего влияния. Учитывая проявляемые в последнее время признаки стремления Х.Карзая к демонстрации своей самостоятельности, такой есовский подход вполне способен обернуться антибрюссельскими эскападами афганского руководства, широких слоев населения ИРА, в целом.

44.81MB | MySQL:119 | 1,209sec