Размышления о позабытом БВУ

«Арабские революции» отодвинули «центральную» проблему Ближнего Востока в лице палестино-израильского противостояния «в дальний угол». Похоже, и палестинцы, и израильтяне дружно «обиделись» и решили напомнить о себе. Мы имеем в виду, прежде всего последнюю эскалацию напряженности на этом направлении: взаимные обстрелы, теракт в Иерусалиме, визит М.Аббаса в Москву и т.п.

Скажем откровенно, израильтянам бы воспользоваться общей ситуацией и повести себя тихо. Глядишь, когда американцы разобрались бы со всеми «арабскими революциями» и утихомирили бы своего партнера по альянсу в лице Парижа, то весь Западный Берег уже был бы застроен израильским поселениями. Но нет, премьер-министр Б.Нетаньяху решил проявить инициативу и выжать из сложившейся непростой ситуации максимум возможного.

Начнем с того, что обстрел израильской территории неделю назад из Сектора Газа был нанесен не просто так, от нечего делать. Инициатором нынешней эскалации твердо можно назвать Израиль (мы пока опускаем причины, а просто констатируем факт). Перед обстрелом израильская авиация нанесла удары по системе тоннелей и ряду объектов на территории Сектора, в результате которых погиб один из лидеров «Исламского Джихада». Ни секунды не сомневаясь в том, что убиенный не питал любви к Израилю, отметим, что давая санкцию на эту операцию, израильский премьер отдавал себе отчет в том, что он нарушает условия перемирия. Причем нарушает без весомых причин. В данном случае речь не шла об организации массированного теракта на территории Израиля или концентрации боевиков для этой цели. Мотив разрушения мастерских по изготовлению ракет несомненно весом, но, к сожалению, является абсолютно рядовым событием для этого региона, и сам по себе вряд ли достаточен для того, чтобы сознательно идти на обострение обстановки. В этой ситуации в большей степени «Исламский Джихад», и в меньшей – ХАМАС, должны были ответить.

Второе. Теракт в Иерусалиме логично вписывается в эту цепочку эскалации, за исключением некоторых моментов. Если верить официальной версии событий, было взорвано СВУ эквивалентом в 2 кг тротила. При этом у автобуса вылетели стекла и кое-где облупилась краска, а телефонная будка, где якобы находилось СВУ продолжает стоять на месте. При такой мощности и от автобуса, и от будки остались бы только груды железок, разбросанных на приличном расстоянии. И жертвы оценивались бы не в 50 раненых ( большинство из них легко) и одну погибшую иностранку — гражданку Великобритании.

Первый раз за историю терактов в Израиле акция была проведена с применением дистанционного управления и без поражающих элементов. Или радикалы перешли на новые методы, что в условиях существующего режима безопасности в Израиле, более проблематично, или это не палестинцы. Тем более что до сих пор никто ответственности за теракт из палестинских организаций на себя не взял.

На этом фоне в Москву приехал лидер ПНА М.Аббас. Насчет того, что он что-то «потребовал» от Кремля, оставим на совести журналистов. От Кремля ничего не может «потребовать», слава богу, даже президент США. На самом деле, палестинский лидер попросил посодействовать в гарантиях организации полнокровных контактов с ХАМАСом (делегация организации должна прибыть в Россию в следующем месяце), надавить на Израиль в плане «замораживания» строительства поселений, а также разрешении на пропуск в ПНА подаренных российских БТР, которые сейчас стоят «мертвым грузом» в Иордании.

Именно вероятность сближения ХАМАС и ФАТХ при потере союзника в этом вопросе в лице Х.Мубарака, по версии хамасистов, вынуждает израильтян брать инициативу на себя и серьезно рассматривать вопрос об организации «окончательной» операции против ХАМАСа в Секторе. Последние эпизоды с обстрелами Израиля, терактом в Иерусалиме, захватом караванов и кораблей с оружием создают оптимальный фон для этого. Предположим однако, что от решительных действий Израиль удерживает непредсказуемость М.Аббаса, который может воспользоваться образовавшимся вакуумом в случае разгрома ХАМАСа, и снова стать единственным законным представителем палестинского народа. Тогда вопрос об образовании единого палестинского государства не будет иметь уже сдерживающего барьера в лице неурегулированности пресловутого «внутрипалестинского диалога». Надо ли это делать израильтянам своими собственными руками, большой вопрос. Вероятнее, что в их планах сорвать сближение ХАМАСа и ФАТХа и заморозить ситуацию. Ну, заодно и продемонстрировать всем на фоне обстрелов и терактов, что разговаривать с ХАМАСом нельзя. В пользу этой версии говорит и факт того, что внутри ФАТХа активизировались сторонники жесткой линии по отношению к ХАМАСу. Это бывшие руководители палестинских спецслужб Т.Тарауи и М.Фарадж, а также координатор ФАТХа в сфере безопасности М.Хабарих. Все трое тесно были связаны с М.Дахланом и имеют контакты с израильскими коллегами.

Тем не менее, опасения израильтян в отношении трансформации позиции в отношении Израиля нового египетского руководства все-таки имеют место. На это указывает ряд признаков. Вчера египетские авиалинии прекратили полеты в Израиль. Выпущены из тюрем все задержанные при режиме Мубарака члены ХАМАС. Министр иностранных дел АРЕ категорически высказался против возможных силовых акций против Сектора Газы. Более того, в настоящее время идут неофициальные контакты между новым египетским руководством и ХАМАСом, о характере которых в Раммалле ничего не знают. Да и на египетскую армию надежды мало с учетом ее повышенной религиозности: второе место среди мусульманских армий по численности военнослужащих, которые знают Коран наизусть. Само по себе это уже тревожный для Израиля признак.

Такой дрейф «в сторону» нового египетского режима чреват не только изменением позиции по палестинской проблеме, но и затрагивает напрямую вопросы безопасности Израиля, в том числе и надежность контроля над египетским сектором совместной границы. То же самое справедливо и по отношению к Сирии. Как ни парадоксально, но хаос в Сирии израильтянам абсолютно не выгоден, так как совсем не факт, что в его результате к власти придут «демократически настроенные элементы», а не исламисты. А такой вариант возможен. В феврале с.г. из Ирака в Сирию перебрасывались караваны с оружием (причем и с тяжелым), часть из которых была перехвачена сирийскими военными. То, что оружие предназначалось для оппозиции, в Дамаске уже не секрет. Там также уверены, что это делается на деньги саудовцев рядом иракских суннитских группировок исламистского толка. Нынешние волнения в Сирии также происходят в районах компактного проживания этнических иорданцев и палестинцев. Похоже, что спонтанные поначалу «революции» становятся формой борьбой за влияние в регионе.

52.19MB | MySQL:103 | 0,472sec