«Крикетная дипломатия» в пакистано-индийских отношениях

Частота и энтузиазм, с которым мировые информационные агентства вещали в течение двух дней о полуфинальном матче на Кубок мира по крикету между национальными командами Индии и Пакистана, достойны Книги Гиннесса. Информационный поток был настолько мощным, что перед началом матча уже было неважно, о каком виде спорта идет речь, и счет, с которым индусы вырвались вперед. Принципиально было другое — 30 марта на стадионе в индийском Мохали во время матча по крикету состоялась неформальная встреча премьер-министров двух «непримиримых», Индии и Пакистана — Манмохана Сингха и Сайеда Юсуфа Раза Гилани соответственно. На следующий день мировая пресса писала, что матч посмотрели примерно один миллиард зрителей, — блестящая PR-кампания для двух стран, переживших в прошлом три военных столкновения.

Это первый с 2001 г. визит в Индию государственного чиновника Пакистана столь высокого ранга.

Последующие события развивались в интерактивном режиме — брифинги, переговоры премьеров по телефону, пресс-релизы и т.д. Пакистанские газеты писали: «Матч по крикету в Мохали был беспроигрышной ситуацией для Исламабада и Нью-Дели…» Пресс-секретарь МИДа Техмина Джанжу заявила, что «Исламабад рассчитывал на значительный прогресс в диалоге.., Пакистан привержен конструктивному, устойчивому и ориентированному на результат процессу взаимодействия с Индией. Диалог является единственным механизмом в направлении движения к установлению добрососедских отношений и сотрудничества…»

Столь театрально-пафосной встрече премьеров предшествовала детальная проработка обеими сторонами вопросов сотрудничества в рамках «усилий, направленных на постепенное восстановление доверия» после терактов в Мумбае в ноябре 2008 г., когда погибли 166 человек. Тогда Индия обвинила Пакистан в укрывательстве боевиков, действовавших, как она утверждала, «в сговоре с представителями правительственных кругов». После этих событий «ядерные соседи» были на грани четвертого военного конфликта, правительство Индии приостановило дипломатические связи с Пакистаном.

Март 2011 г. стал знаковым в пакистано-индийских отношениях. За день до матча по крикету Нью-Дели посетила пакистанская делегация Министерства внутренних дел во главе с секретарем Чаудхри Камар Заманом. Реальным прорывом на пути восстановления доверия между двумя странами можно считать официальное разрешение Исламабада, данное индийским специалистам, посетить Пакистан для проведения расследования атак в Мумбае, на чем давно настаивал Нью-Дели.

Несмотря на благожелательный политический климат, переговоры проходили в традиционно деловом режиме — стороны обменялись досье о террористической активности. Исламабад, по его мнению, представил «доказательства поддержки Нью-Дели террористов, дестабилизирующих ситуацию в пограничных восточных и западных областях Пакистана, а также в провинции Белуджистан». Нью-Дели в свою очередь доказал, что Исламабад поддерживает террористическую активность на Линии контроля в штате Джамму и Кашмир». Но официальный обмен подтверждениями в поддержке террористов завершился обоюдными подтверждениями, что стороны «добились прогресса в этих вопросах, а также в вопросе контроля за оборотом наркотиков, в визовом режиме и переговорах, связанных с освобождением заключенных»Следуя договоренностям, Исламабад объявил об освобождении из тюрьмы гражданина Индии по имени Гопал Дас, который был приговорен к пожизненному заключению в июне 1987 г., когда ему было 26 лет, и не ожидал освобождения. В настоящее время тысячи заключенных находятся в тюрьмах двух стран. Им предъявлено обвинение или в шпионаже, или в нелегальном переходе границы.

Положительной чертой в пакистано-индийских отношениях на современном этапе является тот факт, что в целом встречи и диалог имеют место. Более того, визиты дали импульс дальнейшему налаживанию двусторонних отношений. Обе стороны рассматривают их как предварительные перед намеченными на июль с.г. переговорами на уровне глав министров иностранных дел.

Встречу в июле 2011 г. уже окрестили началом «составного диалога» министров, в повестку дня которого планируется включить вопросы о «спорных территориях Кашмира, совместные усилия в борьбе с терроризмом, отдельные вопросы экономического сотрудничества и т.д.».

Впервые после трагедии в Мумбае официальные переговоры прошли в конце февраля 2010 г. в Нью-Дели на уровне секретарей министерств иностранных дел Пакистана и Индии, в которых приняли участие Салман Башир и Нипурама Рао соответственно.

Тогда многие политологи был сдержаны в оценках, но отмечали, что если это не прорыв, то «новый отсчет во взаимоотношениях между Пакистаном и Индией». Но уже в июле 2010 г переговоры завершились на эмоциональной ноте из-за резких разногласий по вопросу о Кашмире. В целом обе стороны за многие годы накопили много взаимных и обоснованных претензий друг к другу.

Время не сняло эти претензии, и стороны не отступили от жестких позиций в направлении достижения целей, например, по кашмирскому вопросу.

В начале ХХI в. Пакистан и Индия столкнулись с новыми вызовами, как политическими, так и георесурсными: необходимость разработки транснациональных транспортных коридоров, которые свяжут регион с рынками Центральной Азии; нехватка питьевой воды; рост ядерного потенциала стран, слабая ресурсная база быстроразвивающихся экономик континента Индии и Китая и т.д.

Нехватка углеводородного сырья, тормозящая развитие национальных экономик, перекрывала все политические претензии и «заставила» «непримиримые» в прошлом Исламабад и Нью-Дели сесть за стол переговоров. 11 декабря 2010 г. было подписано Межправительственное соглашение о строительстве газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия/ТАПИ. Параллельно газовому проекту в регионе планируется внедрить электроэнергетический проект CASA-1000/ Central Asia South Asia /Центральная Азия Южная Азия, т.е. создать систему передачи электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан.

Второй важный компонент всего комплекса проблем — это объявленное президентом США Б. Обамой начало вывода американских войск из Афганистана. Решение Белого дома поставило, во-первых, перед двумя столицами два вопроса: о будущем мироустройстве региона и о дальнейшем развитии пакистано-американских и индо-американских отношений. Военные закупки, инвестиции, столь ярко заявленные США в Индии во время визита Б. Обамы в ноябре 2010 г. на сумму 12 млрд долларов, лишний раз доказывали, что Вашингтон балансирует между Исламабадом и Нью-Дели, стремясь соединить несоединимое — не потерять «ключевого союзника» (Пакистан) в антитеррористической борьбе, с одной стороны, и закрепить свои позиции на «быстрорастущем рынке» (Индия) — с другой.

52.15MB | MySQL:103 | 0,535sec