Визит израильского премьер-министра Биньямина Нетаниягу в ФРГ

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу 7 апреля с.г. прибыл в Берлин для встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. «Нетаниягу приехал к Меркель за поддержкой, а она в свою очередь дала ему понять, что ожидает прогресса в переговорах с палестинцами», — это основная мысль немецких СМИ, комментирующих событие.

Германские СМИ свидетельствуют, что не замечают напряженности в отношениях двух лидеров. Данное высказывание следует рассматривать, как отклик на распространившиеся в последнее время слухи о том, что несколько недель назад между ними состоялся телефонный разговор и будто бы Ангела Меркель обвинила израильского коллегу в том, что он не предпринимает достаточных мер для продвижения вперед мирного процесса.

По этой причине, открывая совместную пресс-конференцию, Ангела Меркель отметила, что израильский коллега никогда ее не разочаровывал, тем самым опровергая указанные слухи. Она указала, что интенсивность немецко-израильских обсуждений также доказывает тесную взаимоувязанность внешнеполитических курсов Германии и Израиля. «В том, что Израиль будет чувствовать безопасность и благополучие, состоит основной интерес ФРГ», — сказала она. А. Меркель напомнила, что с последней встречи с Биньямином Нетаниягу прошло немногим более двух месяцев. Она имела в виду 31 января с.г., когда в Израиле состоялось совместное заседание ведущих членов кабминов ФРГ и Государства Израиль, которое вошло в историю отношений как Третьи межправительственные консультации. «Мы и сегодня провели очень интенсивную, доверительную беседу, за которую я очень признательна». Канцлер подчеркнула важность такого рода общения в контексте «германо-израильских консультаций правительств на широкой основе».

Основные темы бесед двух лидеров и, соответственно, вопросов журналистов на пресс-конференции: израильско-палестинский диалог и его перспектива; протестное движение в регионе и его влияние на судьбы Израиля; ядерная программа Ирана в контексте безопасности Израиля.

Первая тема — важность продвижения мирного процесса. Прогресс в данном направлении сегодня необходим более, чем когда-либо прежде. Тупиковое состояние должно быть преодолено, сказала Меркель.

Но как можно выйти из тупика и как Израиль собирается вести переговоры с палестинцами, никто из присутствовавших на пресс-конференции от израильского гостя не услышал. Вместо этого Нетаниягу разразился туманными обещаниями, констатирует Deutsche Welle. Отвечая на вопрос немецкого журналиста, почему он ведет политику создания поселений и таким образом создает ситуацию, которая может лишь помешать претворению в жизнь идеи двух государств, Нетаниягу ответил коротко: «Если бы мы могли достичь мира, безопасности и стабильности, то я гарантирую вам, что тема о поселениях перестала бы быть непреодолимой». Таким образом, делает вывод печать ФРГ, по мнению израильского руководства, шаги к прогрессу идут в такой последовательности: сначала мир, потом решение вопроса о поселениях.

Между тем важно отметить: вопрос о поселениях, по мнению израильского лидера, должен быть рассмотрен наряду с вопросами о взаимном признании, о беженцах, о границах, о безопасности — в единой повестке. «Я думаю, что «квартет» является важным элементом в организации всего мирного процесса. Поэтому мы также хотели бы, чтобы «четверка» как можно скорее начала работу», — отметила канцлер. «Конечно, эта работа должна быть направленной. Таким образом, Германия будет делать все для того, что мы могли этого достичь… Сейчас важно прежде всего определить цель, которую мы имеем в виду. Эта цель означает, что нам нужны два государства, и мы должны в первую очередь обеспечить такие их элементы, как границы, безопасность и, конечно, взаимное признание», подчеркнула А. Меркель.

Вторая тема — движение к демократическим переменам на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Учитывая их размах и близость к границам Израиля, визит был вполне обоснован. Несмотря на широко декларируемое движение народов, бывших десятилетия под пятой тиранов, исход его непредсказуем.

Неслучайно немецкие эксперты, анализируя положение в регионе, утверждают: да, есть движение к созданию в Египте новой Конституции, но это движение контролируют египетские генералы. Те самые, что многие десятилетия были опорой власти Мубарака. Кто может уверенно утверждать, что старая армейская элита искренне жаждет преобразований, которые ей совершенно не на руку?

Именно Египет, наиболее весомая арабская страна, был единственным гарантом хрупкого мира с Израилем. Какими будут шаги нового переходного правительства и того кабинета министров, который будет сформирован в Египте после сентября? Вот что в одинаковой мере волнует и Германию, которая считает себя ответственной за израильскую безопасность, и Израиль, который видит в Германии надежного военно-политического союзника. Какова судьба мирного процесса? «Израиль молится о мире и стремится к миру», — сказал Нетаниягу. Особенно на фоне быстро меняющейся политической ситуации, которая заставляет Израиль быть постоянно настороже, поскольку потрясения в арабском мире необязательно могут привести к росту региональной демократии, а, напротив, содержать более острые угрозы для Израиля.

«С момента нашей последней встречи в Иерусалиме ситуация на Ближнем Востоке изменилась»,— отметил израильский лидер. Мир в связи с переворотом в Египте изменился, соответственно, изменилось и представление о том, что собой представляет стабильность в регионе. Регион стал более неспокойным, причем в диапазоне «от Марокко до Афганистана». Парадоксально, но это действительно так: единственной стабильной частью на этой территории остался Израиль. Однако в условиях нарастающей нестабильности сохранять уверенность становится все сложнее. Нетаниягу отметил вероятность движения процесса, например, в русле иранской революции 1979 года. Существует и другая вероятность, ливанского образца, поскольку пять лет назад протестное движение за демократию, за прогрессивный Ливан завершилось, к сожалению, властью «Хизбаллы». В связи с непредсказуемостью ситуации в странах, охваченных движением за демократические реформы, премьер-министр Израиля охарактеризовал текущий момент как «неопределенное и опасное время», когда Израилю особенно необходима поддержка ФРГ.

 

Третья актуальная тема — Иран и его ядерная программа. В этом плане была продемонстрирована фактически единая позиция. Оба лидера обладают скептическим взглядом на Иран в плане его готовности честно и открыто вести переговоры как с Израилем, так и в целом с западным миром. Иран, заверяющий международное сообщество в действиях, направленных на получение и использование «мирного атома», не пользуется доверием.

Поэтому ФРГ и Израиль испытывают одинаковую степень обеспокоенности. Должно быть сделано все возможное, чтобы Иран не смог далее разрабатывать ядерное оружие. Премьер-министр Израиля подчеркнул: «Наши надежды на позитивные изменения в регионе будут полностью разрушены, если Иран остается неприкосновенным». В случае если он продвигается к созданию ядерного оружия (в чем почти нет сомнений), Иран «подрывает все усилия к демократии на Ближнем Востоке». А. Меркель добавила, что считает неприемлемой ситуацию, когда Тегеран попросту давит демократическое движение в стране. Это особенно показательно с той точки зрения, что Иран считается первопроходцем среди мусульманских стран Ближневосточного региона в отношении организации «первых демократических революционных движений, которые были жестоко подавлены», однако явились своеобразным указателем для остальных государств, что и проявилось за последние недели.

У визита израильского премьер-министра оказалось весьма важное продолжение. В пятницу, 8 апреля, министр иностранных дел Авигдор Либерман открыл первое израильское консульство в Мюнхене. Этот факт следует рассматривать в контексте развивающихся связей между двумя государствами. Так, в ходе Вторых немецко-израильских консультаций в январе 2010 г. обе стороны заявили о своем намерении расширять различные векторы кооперации, в том числе и в консульской сфере. В церемонии приняли участие премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер (два года назад он был инициатором открытия консульства Израиля в Мюнхене), мэр Мюнхена Кристиан Уде, другие официальные лица. Выступая перед собравшимися, А. Либерман и другие ораторы отметили ряд важных моментов.

Во-первых, открытие израильского консульства в Мюнхене показывает, какое значение еврейское государство придает развитию двусторонних отношений с Германией. В частности, в 2010 г. число израильтян, посетивших Мюнхен, превысило 20 тыс., что на 15% больше, чем в 2009 г.

Во-вторых, в этом процессе большую роль играет Бавария и ее столица Мюнхен — колыбель национал-социалистической партии, а также расположенный рядом Дахау, который оказался свидетелем создания первого нацистского концентрационного лагеря (1933), ставшего прообразом Аушвица-Биркенау, или Освенцима (1940).

Кроме того, Мюнхен имеет особое значение для истории современного Израиля: 5 сентября 1972 г. здесь во время Олимпиады произошло убийство террористами одиннадцати израильских спортсменов. Все эти факты, по мнению шефа израильского МИДа, позволяют объяснить, что подразумевается под «особыми нуждами безопасности Израиля» на фоне актуальной волны народных восстаний в соседних с ним странах, продолжающихся обстрелов израильских городов и поселков из сектора Газа.

Комментируя содержание переговоров в Берлине, ближневосточный эксперт Маргрет Йоханнсен, ведущий сотрудник Института по изучению проблем мира и безопасности (Гамбург), акцентировала внимание на нескольких основных, по ее мнению, вопросах. Это отсутствие видимого прогресса в реализации идеи «два государства». Одна из причин тупика в мирном процессе, который лежит за пределами широко дискутируемой проблемы поселений, — раскол. Понятие это широкое, поскольку имеется в виду раскол внутри палестинского общества, разбитого на различные политические векторы, между сектором Газа и Западным берегом. Одна из причин раскола кроется в действиях правительства «Хамаса» в Газе. Необходимо, чтобы мирный процесс на Ближнем Востоке вобрал в себя и политику примирения внутри палестинского общества, считает немецкий эксперт.

На вопрос журналистов, «как, учитывая изменения в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, вам видится возрождение мирного процесса?», Маргрет Йоханнсен отвечает: «Это палка о двух концах. Я думаю, если смотреть на это в долгосрочной перспективе, Израиль должен оказаться в окружении демократических государств. Тогда можно будет говорить о его долгосрочной безопасности. В краткосрочной перспективе ситуация — и Израиль также выражает на этот счет свои опасения, — может развернуться так, что ближайшим демократическим соседом способен оказаться такой «неудобный партнер, как Египет».

Размышляя, что это принесет Израилю, М. Йоханнсен указывает: никто не может ни сейчас, ни потом усомниться в одном — роль Египта чрезвычайно важна и остается ключевой. Между тем может быть забыт мирный договор между двумя странами, может быть возобновлен давний спор о Синае, потерянном в 1967 г. во время Шестидневной войны. От Израиля потребуются чрезвычайные усилия в новой ситуации, если он сможет успешно разложить дипломатический пасьянс с рядом наиболее значимых карт. Одна из них — чрезвычайная непопулярность в Египте деятельности сектора Газа.

 

Выводы

 

Первый. Визит израильского премьер-министра Биньямина Нетаниягу носил исключительный характер в контексте актуальных событий в арабском мире и в Ближневосточном регионе в целом. Ключом к пониманию встречи в Берлине служат слова А. Меркель: «Я думаю, — верю, что это наше общее убеждение, — что прогресс в мирном процессе в силу многих потрясений в регионе носит неотложный характер и, я бы сказала, более насущный, чем когда-либо».

Второй. Изменившаяся в последние недели ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке подстегивает к возобновлению обсуждений, с помощью которых можно достичь существенного вклада в стабилизацию региона. Как указывалось на пресс-конференции, уже по крайней мере к сентябрю текущего года можно обеспечить прогресс в переговорах.

Третий. Мнение лидеров двух государств относительно плана «два государства», по словам А. Меркель, «всеобъемлюще изменилось» в связи с общественным мнением и позицией СБ ООН. Что означает это всеобъемлющее изменение, канцлер не уточнила.

Четвертый. Массовое протестное движение в регионе диктует определенную позицию относительно Ирана и его ядерной программы. Ядерная программа Ирана становится, по мнению немецкого лидера, «более опасной угрозой, чем когда-либо», и должно быть сделано все для того, чтобы Иран не стал обладателем ядерного оружия, диктующим свою волю арабскому и в целом мусульманскому миру, а также Израилю.

Пятый. Являясь, по сути, пионером движения к демократии в мусульманском Ближневосточном регионе, Иран стал и первым наиболее жестоким преследователем всех, кто желает обновления политического ландшафта страны. Тюрьмы Ирана пополнились новыми противниками режима. По словам Меркель, то, как беспощадно расправился режим мулл с протестами на фоне так называемых жасминовых революций, «абсолютно неприемлемо».

Шестой. Заверения в безусловной поддержке, на которую рассчитывал израильский гость, он услышал. Говоря в целом, есть много общих взглядов по некоторым вопросам, но есть и различия, указала Меркель. «Но я думаю, важными являются тесные отношения между нашими странами и, что очень важно для меня, немецкое государство обязуется внести свой вклад в стабильность, и существуют надежды на то, что она будет усилена в регионе и гарантирует безопасность Израиля».

 

Использованы данные официального сайта А. Меркель, Berliner Zeitung, Deutschlandradio, Sueddeutsche Zeitung.

62.89MB | MySQL:102 | 0,622sec