О визите премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона в Пакистан

«Неразрывными» назвал премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон англо-пакистанские связи во время своего первого однодневного визита 11 апреля в Исламабад. «Обновленный диалог» или «новый старт» — так охарактеризовал Лондон свое стремление к продолжению сотрудничества с Исламабадом. Приоритетом для обеих стран, по мнению высокого гостя, является «борьба с терроризмом как в Азии, так и во всем мире». Второй вопрос, который значился «одним из основных», — образование, и завершающий — укрепление торгово-экономических связей.

Несмотря на сохраняющуюся озабоченность Лондона в вопросах усиления экстремизма в Исламской Республике Пакистан/ИРП, государственного управления страны, обеспечения безопасности ее ядерного арсенала, а также медленного, по мнению Лондона, претворения в жизнь демократических реформ, отношения с Исламабадом остаются одними из приоритетных во внешней политике правительства Великобритании.

Отношение пакистанцев к визиту британского гостя было неоднозначным, и виной тому оказался сам премьер, точнее, его антипакистанские высказывания во время визита в Индию. В августе 2010 г. он обвинял Пакистан в поощрении «экспорта террора». «Мы хотим видеть сильный, стабильный и демократический Пакистан… Но мы не можем терпеть ни под каким видом, чтобы страна смотрела одновременно на две стороны и способствовала экспорту террора в Индию, или в Афганистан, или еще куда-либо в мире».

Но спустя несколько месяцев, по утверждению западной и пакистанской прессы, премьер приехал «наводить мосты». Сегодня он изменил свою позицию, заявив, что «пакистанское правительство привержено делу борьбы с терроризмом в пределах своих границ», подчеркнув, что «это является небесполезным, но необходимо убедить своего союзника (Пакистан. – Н.З.) сделать больше для устранения угрозы».

Понятие «угроза», по мнению британской стороны, имеет несколько значений. Во-первых, определение источника угрозы — боевики «Аль-Каиды», движения «Талибан», другие террористические группировки Во-вторых, их международные связи, в частности в Великобритании. Как известно, за последние пять–шесть лет в стране совершены или были предприняты попытки совершить террористические акты, тщательное расследование которых подтвердило связь британцев пакистанского происхождения с группировками боевиков. В-третьих, стабилизация социально-политической и экономической ситуации в Пакистане напрямую связана с потоком эмигрантов (часто нелегальным) в туманный Альбион и т.д. Поэтому, говоря о «необходимости продолжения борьбы с международным терроризмом, укрепления региональной стабильности и мира», премьер Ее величества руководствовался в первую очередь соображениями национальной безопасности.

Лондон прямо заявляет, что, несмотря на затраты, дешевле и безопаснее бороться с терроризмом в бывших заокеанских владениях британской короны, нежели подвергать опасности ее подданных на собственной территории. Премьер-министр приехал наладить новые отношения «в сфере безопасности со страной, которая является источником многих террористических угроз для Соединенного королевства», — писала английская пресса.

С этой целью Д. Кэмерон заверил, что «…будет усилена борьба, направленная на срыв активности террористических групп… Это означает, что экстремистская идеология, которая бросает нам вызов, требует укрепления сотрудничества между нашими разведывательными ведомствами». В поездке премьера сопровождали глава вооруженных сил генерал сэр Д. Ричардс и глава МИ-6 сэр Дж. Соэрс. В военной области британская сторона высказала предложение передать опыт Великобритании в борьбе с придорожными бомбами в новом военно-тренировочном центре, который создается в Пакистане. Он расположен на северо-западе страны, недалеко от Пешавара, где и планируется подготовка военных специалистов по обнаружению и обезвреживанию самодельных взрывных устройств, а также проведение судебно-медицинской экспертизы.

Стремление двух сторон к сотрудничеству в военной сфере нашло отражение в совместной Декларации о пакистано-британском расширенном стратегическом диалоге, принятой по итогам визита Д. Кэмерона в ИРП, а именно — расширение «консультаций по вопросам обороны и безопасности, полиции, судебной системе, организованной преступности, торговле людьми и контроля за оборотом наркотиков». Несмотря на сдержанное недовольство британской стороны в вопросе борьбы с боевиками «Аль-Каиды» и талибами, британские высокопоставленные лица и СМИ на сей раз не упоминали о «связях пакистанских спецслужб с талибами и поддержке боевиков в Афганистане…»

Второй вопрос, содержавшийся в повестке дня переговоров Д. Кэмерона, — образование и здравоохранение. Пакет финансовой помощи, который он привез с собой, составляет 650 млн фунтов стерлингов и предназначен для финансирования строительства новых школ и подготовки/ переподготовки учителей. Проект рассчитан на четыре года, и основная его цель — открыть двери начальных и средних школ дополнительно для 4 млн детей, подготовить 90 тыс. преподавателей, а также издать и распространить среди пакистанских учащихся и студентов 6 млн учебников.

Вопрос о предоставлении Исламабаду финансовой помощи на цели образования Д. Кэмерон отстаивал в британском парламенте и именно в период, когда правительство Ее величества сокращало собственные расходы на коммунальные услуги и образование. Образование, как известно, англичане расценивают как «прямые инвестиции в Великобританию».

Федеральное правительство Пакистана выделило всего 2% бюджетных поступлений на цели образования, что бесконечно мало для страны с населением 160 млн человек, практически половину которого составляет молодежь. «Неграмотность, безработица, — по заявлению премьер-министра Пакистана Ю.Р. Гилани, — корень причин экстремизма». Понимают это и западные союзники. Поэтому Д. Кэмерон и заявил: «…если Пакистан добьется успеха, мы получим хорошего друга, с которым будем торговать в будущем. Если мы потерпим неудачу, то будем иметь все проблемы, связанные с миграцией и экстремизмом, которые мы не хотим видеть. В наших интересах, чтобы Пакистан был успешным».

Стороны договорились, что в области образования и здравоохранения значительное внимание будет уделено повышению уровня грамотности девочек, расширению системы высшего образования, развитию сотрудничества между научными учреждениями. Также планируется разработать программы обмена студентами, проведение совместных исследований в различных областях науки, техники и специальных дисциплин, таких как медицинские науки, и т.д.

С целью повышения уровня грамотности в Пакистане предусматривается целый ряд мероприятий, в том числе повышение качества преподавания, совершенствование системы образования в нескольких районах Пакистана, пересмотр программ обучения в медресе и закрытие тех медресе, которые связаны с движением «Талибан» или другими экстремистскими группировками.

Предоставление финансовой помощи Пакистану Д. Кэмерон напрямую связывает с предотвращением потока беженцев в свою страну. Лондон стремится избежать такого наплыва нелегалов, какой сегодня испытывают Франция и Италия. Практически миллионная пакистанская диаспора проживает в настоящее время в Великобритании, и традиционно выходцы из Пакистана, Бангладеш, Индии эмигрируют в Великобританию, часто пополняя ряды безработных МИД Великобритании зафиксировал 1,4 млн поездок между Пакистаном и Великобритании каждый год.

Третий вопрос повестки дня переговоров премьер-министра Д. Кэмерона — развитие деловых связей между двумя странами. Декларируя тезис, что экономическая стабильность и социально-экономическое развитие являются приоритетами для процветания будущих поколений, высокий гость заявил, что страны согласились предпринять шаги, направленные на удвоение объема двусторонней торговли товарами и услугами, заявив контрольную цифру 4,1 млрд долл. к 2015 г.

В марте с.г. заместитель Верховного комиссара Великобритании в Пакистане Роберт В. Гибсон констатировал, что «существующий объем торговли между Пакистаном и Соединенным Королевством составляет 1, 6 млрд долл. и имеет огромный потенциал роста в ближайшие годы».

«Макроэкономическая политика Пакистана глубоко впечатляет в дополнении с льготными инвестиционными возможностями и условиями приватизации, которые должны быть максимально использованы… в области финансов, здравоохранении, в нефтегазовом секторе, электроэнергии и т.д.

Стремление Лондона и Исламабада к развитию торгово-экономических отношений, поиску путей повышения конкурентоспособности Пакистана, расширению доступа пакистанских товаров на рынки Евросоюза, а также сотрудничество в финансовой сфере, изучение условий повышения экономического роста, решения проблем занятости и управления — было отражено в совместной декларации. Стратегический диалог, о котором в Исламабаде заявил премьер-министра Д. Кэмерон, скроен по лекалам Стратегического диалога США – Пакистан, но по объемам и формату меньше во столько раз, во сколько территория Соединенного Королевства меньше территории Соединенных штатов Америки, но с одной целью: «Мы направляем финансы, инвестиции, технологии управления, руководства их внедрения и отчетности и т.д., а вы боретесь с… международным терроризмом, бедностью, нищетой и т.д.».

Ни США, ни Великобритания не открыли свои внутренние рынки для пакистанских товаров, что в свою очередь сделал Евросоюз в марте с.г.

В рамках Стратегического диалога Великобритания – Пакистан запланирована деятельность нескольких рабочих групп, таких как Форум сотрудничества в области обороны, совместная Рабочая группа в области судебного сотрудничества, Диалог-контроль над вооружениями и разоружением и ежегодный диалог Партнерство в целях развития.

Несмотря на различные благозвучные заверения, дипломатическая школа Ее величества осталась верной себе: в протоколе визита премьер-министра Д. Кэмерона отсутствовал пункт подписания Договора о выдаче лиц, подлежащих депортации согласно решению Антитеррористического суда ИРП, на чем настаивал Исламабад. Речь идет о бывшем президенте Пакистана П. Мушаррафе, который сегодня проживает в Лондоне. В 2010 г. он заявил о намерении участвовать в предстоящих партийных выборах в парламент страны.

52.13MB | MySQL:103 | 0,499sec