Алжир: «Аль-Каида» активизируется?

Всего за четыре дня – с 15 по 18 апреля — 24 военнослужащих алжирских силовых структур погибли в столкновениях с боевиками «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/. Серией дерзких нападений в провинциях Тизи-Узу, Бу-Мердас и Буира /регион Кабилии к востоку от Алжира/ АКМ как бы подтвердила, что она не только продолжает активно действовать в ряде районов Алжира, но и сумела провести реорганизацию своих формирований после тяжелых потерь, понесенных исламистами в результате нескольких широкомасштабных антитеррористических операций, проведенных в конце прошлого года алжирскими силовиками.

Наиболее показательным был теракт 15 апреля, когда бандформирование численностью свыше 150 боевиков в районе населенного пункта Азазга /Тизи-Узу/ атаковало блок-пост одного из подразделений Национальной народной армии /ННА/ Алжира. Исламисты окружили лагерь, после чего разделились на две группы. Первая открыла по военным шквальный огонь из стрелкового оружия. Вторая организовала засады на путях, по которым к блок-посту могли быть направлены подкрепления. В результате боя, длившегося несколько часов, по разным данным, погибли от 14 до 20 военнослужащих, около 20 получили ранения. Ответственность за совершение нападения взяла на себя АКМ.

По оценке алжирских специалистов в сфере борьбы с терроризмом, для того, чтобы спланировать и осуществить акцию подобного размаха, АКМ должна была собрать вместе практически все свои «фаланги» /полевые отряды/, действующие в Кабилии.

Подразделения ННА сразу после нападения на блок-пост в Азазге развернули операцию по прочесыванию местности, в ходе которой уничтожили 6 террористов.

Похоже, всплеск активности АКМ, отмечаемый всего два месяца спустя после отмены чрезвычайного положения, внешне оказался полной неожиданностью для политического руководства Алжира. Оно, оторвавшись от реалий, уже давно убаюкивало всех и вся, в том числе и себя, заявлениями о «остаточных» явлениях терроризма. Хотя оснований для этого никаких не было. Тем более что в апреле стала понятной неминуемость роста активности радикалов из АКМ, сумевших благодаря событиям в соседней Ливии получить новые системы вооружений, и в частности, переносные зенитные ракетные комплексы САМ-7.

Убежденность в то, что АКМ получила такое оружие, и более того, оно уже расползлось по региону, вместе с Алжиром разделяют страны Сахеля. Их опасения объяснимы – с такими вооружениями формирования АКМ становятся сравнимы по боевой мощи с подразделениями их национальных армий.

Похоже, эти опасения разделяет и большинство стран антиливийской коалиции. Они не торопятся поставлять оружие ливийским повстанцам, от которых оно может не только попасть к боевикам АКМ, но и обернуться против его поставщиков. Ведь никто не отменял призыв второго человека в иерархии «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири к ливийцам, в котором он предлагал им восстать одновременно против режима Каддафи и сил антиливийской коалиции.

Еще одним способом перевооружения формирований АКМ эксперты называют закупки современного оружия на средства, полученные за счет выплаты выкупов за освобождение заложников. Так, за освобождение 4-х французов, удерживаемых АКМ в течение семи месяцев, эта организация потребовала беспрецедентный по объему выкуп в 90 млн евро, а также вывести французские войска из Афганистана. Третий канал поступления оружия в Ливию с последующим его растеканием по региону берет свое начало в Египте. Этим каналом ведают египетские «Братья-мусульмане» при поддержке движения ХАМАС.

Именно поэтому еще в начале апреля командование ННА усилило меры безопасности на границе с Ливией с тем, чтобы «воспрепятствовать любым попыткам инфильтрации» боевиков АКМ на свою территорию. По данным газеты «Экспресьон», дополнительно для охраны этой границы были выделены 7 тысяч военнослужащих жандармских войск и пять батальонов из состава ННА. Эта информация не была подтверждена официально. Однако очевидно одно – этого усиления явно не хватит, чтобы наглухо закрыть алжиро-ливийскую границу протяженностью около 1 тыс.км и оставленную ливийскими военными с начала событий в Джамахирии.

В связи с тем, что в настоящее время практически вся наземная граница Алжира превратилась в «красную линию» /известные события в Тунисе вынудили усиливать охрану границы и с этой страной/, а про границу с Марокко и говорить нечего – там всегда концентрировались значительные силы ННА, по данным газеты «Экспресьон», алжирские власти увеличили военный бюджет, а также пересмотрели в сторону увеличения численность призываемых в ННА новобранцев.

Показательно, что наиболее громкий теракт, в результате которого 15 апреля в Кабилии погибли около 20 военнослужащих, был совершен почти одновременно с публичным выступлением президента АНДР Абдельазиза Бутефлики. В этом выступлении, он, в частности, утверждал, что «цели политики национального примирения достигнуты, страхи рассеяны, умы умиротворены».

Как отмечала в этой связи алжирская газета «Аль-Ватан», это выступление прозвучало в момент, когда в результате теракта в Кабилии «все граждане осознали, что объявленное официально возвращение к миру на самом деле является фиктивным, и что страна продолжает жить в условиях угроз и диктата групп, связанных с «Аль-Каидой». Теперь, полагает газета, нет смысла больше говорить об уменьшении «возможностей сеять смерть» со стороны террористических групп, а надо говорить о «сверхвооруженных исламистских формированиях, способных планировать и совершать военные операции».

По мнению издания, проведенное ранее алжирскими властями разоружение групп т.н.патриотов и групп законной самообороны, сыгравших в свое время ключевую роль в военной победе алжирских властей над исламистами, «нанесло сильный, а, возможно, и фатальный удар по борьбе с терроризмом, поскольку оно позволило вооруженным группам реорганизоваться при полной свободе перемещений, воссоздать их сети тылового обеспечения и разведки».

В свою очередь газета «Экспресьон» задается вопросом – кому выгодно возобновление террористической активности в Алжире? Она констатирует, что «с момента начала внутриливийского конфликта Алжир сталкивается с огромным вызовом его безопасности, происходящим из этой страны». Она отмечает, что до сих пор «Алжир в одиночку следил за террористами из АКМ вдоль границ с Нигером и Мали. «Вмешательство Катара в ливийский конфликт еще больше осложняет ситуацию, — полагает газета. – Поскольку наивно полагать, что этот эмират, ставший благодаря телеканалу «Аль-Джахира» почтовым ящиком Усамы бен Ладена, действует в одиночку и с единственной целью – свергнуть Каддафи любой ценой».

«Экспресьон» сама отвечает на поставленный вопрос. Она цитирует источники в алжирских спецслужбах, по утверждению которых «некоторые зарубежные круги намерены во что бы то ни стало спровоцировать хаос в Алжире, который до сих пор сопротивлялся волне, поднятой бунтами в арабских странах».

Ранее, 5 апреля министр-делегат при МИД АНДР по делам Магриба Абделькадер Мессахель выразил тревогу своей страны в связи с растущим присутствием АКМ в Ливии и увеличением потока оружия из этой страны. Он утверждал, что АКМ в ходе событий в Ливии могла «получить доступ к тяжелому и сложному вооружению, которое позволит ей угрожать безопасности как в этом регионе, так и за его пределами».

В связи с очевидным ростом активности АКМ Алжир выступил с инициативой скорейшего проведения новой встречи начальников Генеральных штабов стран зоны Сахеля.

По имеющимся данным, АКМ, корни которой уходят в Алжир, в настоящее время имеет несколько операционных баз на севере Мали, откуда боевики совершают вылазки в соседние страны. 21 апреля источник в спецслужбах Мали сообщил, что недавно АКМ создала новую операционную базу в Мали близ границы с Мавританией с тем, чтобы в ближайшее время осуществить ряд терактов на территории этой страны. Новая база развернута возле малийского населенного пункта Нара. Судя по всему, действия АКМ продиктованы стремлением отомстить мавританскому режиму за решительные действия в борьбе против терроризма – с июля 2010г. мавританская армия провела несколько антитеррористических операций, в том числе с проникновением на территорию Мали.

19 апреля консульство Франции в Мали предупредило французов о возросшей опасности захвата заложников из числа их сограждан, проживающих в Мали и Нигере. По данным французских спецслужб, в ближайшие планы террористов входит захват нескольких заложников в одной из стран Сахеля с последующей их транспортировкой в Ливию. Такой шаг, по замыслу главарей АКМ, призван придать «официальный характер присутствию АКМ на территории Ливии».

В любом случае, появление у боевиков АКМ новых систем оружия, полученных главным образом из Ливии, чревато быстрым ухудшением обстановки как в Алжире, так и еще больше — в странах Сахеля.

62.84MB | MySQL:102 | 0,501sec