У. бен Ладен и всемирное движение джихада

Рассматривая фигуру Усамы бен Ладена, следует отметить, что он не религиозный ученый, он не военный стратег, он даже не политик. Однако его можно по праву считать вдохновителем всемирного движения джихада.

«Аль-Каида» не разрабатывает социально-политическую программу, которая вероятнее всего смогла бы обеспечить ей дополнительную привлекательность со стороны широких масс. В этом смысле эта организации серьезно уступает таким движениям, как «Братья-мусульмане» в Египте, которые прошли достаточно длительный путь, эволюционировав от радикализма до создания общественно ориентированных проектов, обеспечив тем самым себе возможности для привлечения под свои знамена значительного числа сторонников. «Братья» настолько эффективно использует политический момент в Египте, что «Аль-Каида», несмотря на ее попытки проникнуть в одну из крупнейших наций арабского мира, так и не смогла закрепиться в Египте. В результате А. аз-Завахири и несколько его коллег бежал из АРЕ в Афганистан в 1998 году.

В течение нескольких лет, движение «Талибан» и «Аль-Каида» были практически синонимами. Это произошло во многом благодаря средствам массовой информации. Реальность такова, что талибы являются организованной и самостоятельной политической силой, имеющей этно-религиозную основу. При этом это движение не зависит ни с военной, ни с финансовой точки зрения от «Аль-Каиды».

Руководители талибов осознают, что дальнейшее укрепление связей с этой организацией серьезно подрывает их позиции на внутриполитической арене Афганистана, равно как делает практически невозможным признание на международном уровне.

Лидеров талибов также возмущает высокомерие верхушки «Аль-Каиды», отводящей им вторые роли. Вместе с тем исторические взаимосвязи двух структур, общая ориентированность на борьбу против интересов Запада в регионе, участие арабских моджахедов в диверсионных актах высокого уровня сложности на стороне местных группировок, а также следование пуштунов кодексу правил поведения «пуштунвали», обусловливает поддержание двустороннего сотрудничества.

Ликвидации бен Ладена и неспособность радикалов от ислама выдвинуть на его смену лидеров сопоставимых по авторитету с предшественниками, придавшими «Аль-Каиде» религиозно-политический вес, безусловно будет способствовать большей дистанцированности движения «Талибан» от «Аль-Каиды».

Региональные подразделения «Аль-Каиды» уже обрели самостоятельность от центрального руководства этой организации. Наиболее важные из них «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП), «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ) и «Аль-Каида в Ираке» (АКИ) находят внутренние возможности для планирования и проведения операций.

Наряду с этим финансовые возможности первых лиц всемирного движения джихада сократились. Сотрудничество региональных филиалов «Аль-Каиды» также находится на достаточно низком уровне. Вследствие этого уменьшается вероятность реализации крупных стратегических проектов.

В настоящее время наиболее восприимчивыми к идеологическим установкам «Аль-Каиды» является АКАП, в рядах которой участвуют значительно число местных лидеров джихада, а также представителей религиозных авторитетов знакомых с салафитской программой действия.

Ориентированность на свержении правящего режима в Саудовской Аравии, организация подталкивает их более детально знакомиться с трудами идеологов «Аль-Каиды» и соответственно следовать в фарватере ее установок. К тому же ей приходится действовать в среде с высоким процентным соотношением лиц, получивших религиозное образование и участие в теологических диспутах о выборе методов и тактики борьбы с ними требует высокого уровня подготовки в сфере шариата. Вследствие этого, находясь практически на самофинансировании, АКАП находится в общем идеологическом поле головной структуры.

Наряду с этим в Северной Африке, АКИМ, как представляется, постепенно опускается до уровня обычного криминала, а действия боевиков сводится к похищению иностранцев, получению доходов от продажи и транспортировки наркотиков и переправке нелегальных мигрантов. В ближайшей перспективе АКИМ сможет уподобиться филиппинским исламистам из движения «Абу Сайяф», прикрывающую свою преступную деятельность исламистскими лозунгами.

Ликвидация руководства «Аль-Каиды» приведет к неизбежной «локализации» глобального джихада с акцентированием борьбы на «ближнего врага»-местные режимы.

Ориентированность салафитов «Аль-Каиды» на «чистый ислам», нередко вступающей в противоречия с нормами традиционного ислама будет ограничивать рост популярности движения. Для «Аль-Каиды» практика такфира стала почти новым столпом ислама. Мусульманский ученый XIV в. Ибн Таймийя призывал к его применению как к способу защиты от номинально исламизированных орд монголов. Такфир был своего рода средством сохранения исламского сообщества. В варианте «Аль-Каиды», это вызвало раздоры всей исламской общины и стало причиной гибели тысяч мусульман.

В частности, в Сомали радикальная организация «Аш-Шабаб» развернула кампанию против суфизма, хотя большинство сомалийцев традиционно являются последователями суфийских орденов. Суфийские святыни и могилы авторитетных шейхов были разбиты молотками и их содержимое разбросанно по пустыне. Неприятие суфийской идеологии поборниками «чистого ислама» спровоцировало в Сомали мощное движение последователей традиционализма «Ахль ас-Сунна валь-Джамаа».

В Ираке неприятие жестких установок «чистого ислама» спровоцировало приток добровольцев в суннитские отряды самообороны «сахва», а антишиитская направленность салафитов только укрепило иракские шиитские военные и политические структуры. В результате салафиты не смогли возглавить движение сопротивления против американцев.

Региональным приоритетом этой стратегии для бен Ладена по крайней мере с 2003 был Аравийский полуостров, с его громадными запасами углеводородов, играющими значительную роль в обеспечении экономического процветания США.

Радикалы стремились использовать Ирак для придания импульса борьбе против Вашингтона, стремясь «пропустить» через него как можно больше боевиков.

Руководство «Аль-Каиды» приняло правила игры по которым ведется борьба со всемирным терроризмом. Оно изучает опыт ведения войн четвертого поколения –«малых войн», провело серьезные исследования работ Mao, которые были переведены на арабский язык. Не остаются без внимания также труды кубинских революционеров ( о чем говорится в рекомендациях современных вдохновителей всемирного джихада), опыт войны во Вьетнаме против американцев. Затем лидеры «Аль-Каиды» облачили тактику и стратегию различных повстанческих движений в исламскую символику.

«Аль-Каида» сделала акцент на том, что бы каждый акт насилия имел идеологическое обоснование. Он должен рассматриваться как теракт ради достижения высшей цели-построения вселенского халифата, направлен против руководства стран, участвующих в оккупации мусульманских государств, либо властей исламских государств, поддерживающих политику Запада.

Таким образом современные идеологи разработали новую тактику и построили новую международную террористическую систему, чтобы заменить ее предшественницу- иерархическую организацию. В соответствии с проектом, эта система не зависит от одного или двух людей. Новая система предназначалась, чтобы в любых условиях продолжить реализацию стратегической линии «Аль-Каиды». Существующая система включает три взаимосвязанных круга. Первый — центральное ядро, представленное первыми лицами всемирного движения джихада, которые не приказывают и не контролируют, а задают идеологический вектор действия группировкам, ведущим борьбу в различных регионах мира. Второй круг включает то, что некоторые стратеги называют «открытыми фронтами», где местные группировки ( иногда именуют как филиалы) ведут вооруженную борьбу с западными войсками или местными режимами. Третий круг – состоит из «спящих ячеек», создаваемых в государствах мусульманского и западного мира. Они постепенно начинают представлять все большую угрозу безопасности. Наиболее громкими терактами, совершенными представителями этого третьего круга – подрыв поезда в Мадриде 2004 г., акции смертников в Лондоне 2005 г, расстрел своих сослуживцев Н.Хасаном в 2009 г в США.

Смерть Усамы бен Ладена – определенно не будет иметь негативного эффекта на террористические организации салафитской направленности в Йемене, Пакистане, Афганистане, Ираке, или Северной Африке, потому что он не управлял ими. Вместе с тем нельзя исключать, что эти группировки начнут планировать акты возмездия, исходя из того, что бен Ладен является для них непререкаемым авторитетом, символом борьбы против Запада.

Руководство «Аль-Каиды» должно будет избрать нового лидера, сам же террорист номер один останется «великим мучеником», каким в свое время стал идеолог «Братьев-мусульман» С. Кутб, который был казнен в Египте в 1966 г.

62.86MB | MySQL:102 | 0,505sec