Завершающий этап «йеменской революции»?

События в Йемене перешли «в горячую фазу»: начались открытые вооруженные столкновения между оппозицией и войсками, лояльными президенту А.А.Салеху. У последнего дрогнули нервы, и он поторопился решить проблему протестных выступлений традиционным для Йемена способом, т.е. физическим уничтожением своих противников. Напомним хронологию событий. 22 мая с.г. должно было состоятся подписание подготовленной при посредничестве ССАПГЗ «дорожной карты», которая подразумевала мирный переход власти от президента Салеха, который беспрерывно правит страной уже более 30 лет, к переходному правительству, в котором были пропорционально представлены как сторонники правящей партии Всеобщий народный конгресса (ВНК), так и оппозиционеры и «независимые». Это правительство должно было подготовить условия для проведения выборов, которые были бы первыми действительно свободными (по арабским конечно меркам) в истории страны. Сам президент и его семья получали судебный иммунитет. Указанную «дорожную карту» карту подписал оппозиционный блок «Лика Муштарака», который поддержали «заливники» и «западники». При этом американцы устами помощника президента США по Ближнему Востоку в телефонном разговоре специально акцентировали внимание йеменского лидера на необходимости подписать указанное соглашение без всяких предварительных условий. Салех безуспешно пытался опять разыграть пресловутую карту «исламистской угрозы», пугая Вашингтон опасностью хаоса в случае своего ухода, но безуспешно. Американцы фактически выдвинули ультиматум, если называть вещи своими именами.

Казалось, что соглашение будет подписано, так как Салеху просто некуда было деваться. Отнесем себе в плюс тот факт, что мы в его добрые намерения не поверили. Такое поведение вытекает из менталитета президента и йеменской политической культуры в принципе, которая не имеет прецедента мирной передачи власти. Там получают власть, пролив реки крови. Еще больше ее проливают в процессе ее удержания, и уйти просто так, потому что 60% населения не хотят тебя больше видеть в качестве лидера, выглядит для Йемена дико.

Салех пошел на исключительные меры опять же в лучших традициях этой самой йеменской политической культуры. Он публично согласился на мир и выслал парламентариев с одной единственной целью: собрать оппозиционеров в одном месте для того, чтобы их проще можно было убить. Так пытался сделать в свое время южнойеменский лидер Али Насер Мухаммед, когда в 1986 году собрал политбюро ЙСП, для того, чтобы его легче было перебить. И если бы некоторые его члены, например, министр обороны, на него не опоздали в силу опять же арабского менталитета, то история была бы другой.

Салех поступил ровно также. Тем более что у него был уже аналогичный опыт, когда, в 1979 году, будучи еще главнокомандующим военного округа Таиз, он собрал всех влиятельных шейхов провинции на совещание, а затем хладнокровно взорвал их. Тем самым, кстати, надолго обезглавив оппозицию. Так, что не для удовольствия ради, а пользы для.

Итак, Салех отправил руководителя своей политической полиции Гамеля Камеши в качестве посредника для переговоров с оппозицией в дом одного из лидеров племени Хашид Садека аль-Ахмара, в процессе которых должны были быть определены технические стороны процедуры подписания. Естественно, что на встрече присутствовали все знаковые фигуры «Лика Муштарака». Воспользовавшись этим обстоятельством, люди Салеха с одной из возвышенностей запустили ракету «земля-земля», но, к счастью, немного промахнулись. Естественно, что после этого в Сане и его пригородах вспыхнули ожесточенные вооруженные столкновения между племенным ополчением Хашид и подразделениями Республиканской гвардии. Как итог, множество убитых, оппозиция захватила здания нескольких министерств и ведомств, а также блокировала одну из резиденций президента. Серьезно разрушено здание сил специального назначения, которые подчинялись непосредственно Салеху и были подготовлены в свое время американцами. Правда, не для уличных боев с оппонентами режима, а с исламистами. Часть подразделений Республиканской гвардии было заблокировано в окрестностях Саны.

Основной момент, на который необходимо обратить внимание: бои идут в основном в столице. Основной ударной силой оппозиции здесь выступает племенное ополчение. Войска, лояльные Мохсену аль-Ахмару, сохраняют нейтралитет. Результат противостояния предсказать пока сложно, ясно только одно: Салех, атаковав влиятельных шейхов северной части страны, переступил черту, и теперь они не успокоятся, пока с ним не разделаются (или он с ними). Это случится вне зависимости от того, будут ли продолжаться активные боевые действия или наступит перемирие. До последнего, судя по всему, далеко. Более того, скорее всего от столицы столкновения начнут распространяться к периферии.

Опровергнем сообщения прессы о том, что на стороне оппозиции воюют исламисты из отрядов радикала шейха Зиндани. Во-первых, у него нет отрядов в классическом понимании. Во-вторых, на стороне племенного ополчения активно действуют медики из благотворительных больниц «Ислах» и студенты исламского университета «Иман», руководителем которого и является Зиндани. Отсюда некоторая подмена понятий. Настоящие боевики-радикалы в том же Абъяне пока молчат, но можно не сомневаться, что как только наступит переломный момент, они возьмут эту провинцию под свой контроль очень быстро.

Обратим внимание и на момент того, с какой легкостью Салех пожертвовал своим руководителем политической безопасности. Его расчет был прост: его присутствие должно было стать для шейхов гарантом безопасности, а с другой стороны – Камеши много знал и должен был замолчать навсегда. Получилось все наоборот, и теперь режим получил еще одного очень могущественного и компетентного врага. Опять же Салех повторяется, так как он в начале 80-х уже примерно подобным образом убрал бывшего руководителя охранки М.Хамиса, который много знал.

Плюс к этому Салех обманул второй раз американцев, чего ему тоже вряд ли простят. Вообще вся эта неудачная история с попыткой убийства шейхов-оппозиционеров очень символична, поскольку теперь уже нет никакого сомнения в том, что удача отвернулась от Салеха. Особенно с учетом последней информации о том, что племенное ополчение взяло под свой контроль после ожесточенных боев четыре крупных военных лагеря на севере Саны, в которых дислоцировалось большое количество тяжелой военной техники. Теперь следует ожидать их наступление на столицу, и в этом случае развязка наступит очень быстро.

52.23MB | MySQL:103 | 0,528sec