Об участии «Аль-Каиды» в событиях «арабской весны»

Идеологами «Аль-Каиды» разработана стратегия действия в различных регионах мира. В тех странах, где в результате жестких мер со стороны властей радикалам от ислама трудно укрепить свои позиции, они стремятся реализовывать свою идеологическую линию через местные группировки. Таким образом, делая акцент на борьбе против США, салафиты наращивают свое влияние в союзных Вашингтону государствах, создавая в них ячейки.

Ориентируясь на отдаленную перспективу, «Аль-Каида» оказывает содействие группировкам джихада в менее приоритетных районах мира.

По мнению стратега всемирного движения джихада А.Наджи, моджахедам следует избегать дорогостоящих операций без очевидного возвратного эффекта. В частности, Египет, рассматриваемый радикалами как «пульс арабского мира», является одним из наиболее важных для радикалов. В частности, известный идеолог А.аз-Завахири одну из своих работ так и назвал «Ат-Тарик иля аль-Кудс яамурру абра аль-Кахира» (Дорога в Иерусалим проходит через Каир). Это означает, что нанесение поражения египетскому режиму более приоритетно, чем борьба с Израилем и Соединенными Штатами. Вместе тем, во время режима Х. Мубарака «Аль-Каиде» было очень сложно укрепить свои позиции в этой стране. Власти с опорой на аппарат спецслужб жестко расправлялись с проявлениями экстремизма под знаменем ислама. Наряду с этим пропаганда экстремистов не была направлена на широкие слои общества. В этой связи, эта организация не смогла стать движущей силой протестных настроений «арабской весны».

Ситуация в этом государстве очень детально рассматривается в работах А. аз-Завахири. Салафиты извлекли уроки периода 90-х годов, когда египетские джихадистские группировки были полностью подавлены спецслужбами.

К Тунису, с его мощным государственным аппаратом и силами безопасности, «Аль-Каида» проявляет меньший интерес. Это государство радикалы рассматривают для осуществления пропагандистских мероприятий, сбора средств, но не как «приоритетное направление джихада».

После 11 сентября Йемен, Саудовская Аравия и Пакистан стали странами, на которых «Аль-Каида» концентрирует свои усилия, выделяет значительные финансовые средства на поддержание террористической инфраструктуры и формирования здесь сети ячеек, направляет оружие и боевиков. Вместе с тем, Пакистан является не арабской страной, незатронутой широкомасштабными акциями протеста, направленными на свержение правящего режима. В свою очередь, в Йемене влияние племен и силовых структур гораздо более ощутимо, чем влияние «Аль-Каиды».

В произошедших выступлениях в населенной шиитами Восточной провинции Саудовской Аравии у «Аль-Каиды» отсутствуют позиции. Таким образом, этой организации с ее яркой антииранской риторикой не удастся упрочить свое влияние, используя рост протестного потенциала в шиитской части страны.

Ливия никогда не занимала центрального место, как с точки зрения пропаганды, так и совершения здесь терактов. «Ливийская боевая исламская группа» несмотря на заявления 2007 года о вхождении в «Аль-Каиду» далека от стратегических установок всемирного движения джихада. Идеологические акценты ливийских исламистов и салафитов из «Аль-Каиды» имеют разную направленность. ЛБИГ ставит локальные задачи, направленные на свержение режимав Триполи, в то время как «Аль-Каида» ориентируется на более широкие масштабы борьбы. Идеология «Аль-Каиды» не предполагает поддержку оппозиции под руководством Переходного национального совета, в котором представлены группировки различной направленности. Поддержка Запада вооруженных формирований ПНС также уменьшает вероятность сотрудничества «Аль-Каиды» с политической силой, поддерживаемой НАТО. Уход М.Каддафи и начало гражданской войны в Ливии, разочарование повстанцев результатами войны против режима могут способствовать росту влияния радикалов, предлагающих альтернативу светскости и демократии.

В Иордании, Ираке и Алжире «Аль-Каида» в настоящее время сохранила те же позиции, которые у нее здесь были до массовых выступлений демонстрантов.

Радикалы от ислама не смогут извлечь значительных преимуществ из происходящих в регионе политических перемен, движимых, в первую очередь, светскими силами. В арабских государствах под влиянием революций в Египте и Тунисе власти заявляют о готовности проводить реформы социально-экономическго характера. В свою очередь, демократизация и модернизация противоречит идеологическим акцентам салафитов из «Аль-Каиды», но близка широким массам населения из этих стран. В месте с тем, потоки беженцев, отсутствие жесткого контроля со стороны властей в охваченных народными протестами странах значительно повышает мобильность боевиков из «Аль-Каиды», увеличивает возможность для создания террористических ячеек.

Волна протестных выступлений, распространившихся через Ближний Восток, серьезно изменили политическую ситуацию в регионе и создали новые возможности для «Аль-Каиды» и аффилированных с ней организаций. Призывы к демократии, справедливым выборам, и переходным правительствам в таких странах как Египет, Тунис, Ливия, и Йемен противоречат идеологическим ориентирам салафитов, которые расценивают демократию как форму идолопоклонства. Вместе с тем новая политическая ситуация обеспечивает радикалам от ислама определенный простор для усиления своих позиций в арабских странах .

Причем наиболее благоприятная почва для усиления своих позиций, вероятно, складывается именно в Йемене где, почти три месяца, продолжаются массовые антиправительственные акции протеста с призывами к отставке президента страны А. Салеха и проведению справедливых выборов. Ослабление и без того слабого контроля за территорией страны открывают благоприятные перспективы для «Аль-Каиды на Аравийском полуострове»» для перегруппировки сил, ориентируясь на нанесение ударов по целям в государствах региона.

Группировки салафитской направленности в исламских странах были совершенно не готовы к «арабской весне». В частности, лидеры «Аль-Каиды» не делали никаких заявлений относительно происходящих событий до конца марта, не спешили реагировать на протесты и политические изменения в Египте и Тунисе. Так А.аз-Завахири в своем обращении лишь предупредил египтян против принятия светских форм правления, которые, по его словам, контрпродуктивны для мусульманского мира.

Затем, после падения тунисского и египетского режимов, «Аль-Каида» выступила с рядом обращений, в которых она приветствовала граждан этих стран в их борьбе против диктаторов. Однако она призвала народы этих стран руководствоваться исламской формой правления.

Вместе с тем, требования «арабской улицы» носят в первую очередь демократический характер и далеки от установок салафитов к вселенскому халифату.

52.23MB | MySQL:103 | 0,488sec