Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23-29 мая 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Йемене и Ливии. Вооруженные столкновения в Сане между силами, под-держивающими президента Йемена А. А. Салеха, и отрядами крупнейшего племенного союза Хашид вплотную подвели страну к гражданской войне, однако 28 мая враждующие стороны смогли достичь соглашения о прекра-щении огня. Западная коалиция усилила военное и политическое давление на ливийского лидера М. Каддафи с целью вынудить его уйти в отставку, а Рос-сия согласилась стать посредником в урегулировании ливийского кризиса.

27 мая в итоговой декларации ежегодного саммита государств «Боль-шой восьмерки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, РФ, США, Франция, Япония), состоявшемся во французском Довиле, изменения, проис-ходящие в арабских странах, названы «историческими». Также выражена поддержка стремлению их населения «к свободе, правам, демократии, созда-нию рабочих мест, расширению возможностей и к достойной жизни». Одно-временно дана жесткая негативная оценка действий руководителей тех госу-дарств региона, где подавляются выступления за перемены и реформы. На саммите был одобрен проект «Партнерство Довиля», целью которого провоз-глашена поддержка демократических преобразований и реформ в странах Ближнего Востока и Северной Африки, формированию в них «транспарент-ных и ответственных правительств», экономической модели, обеспечивающей устойчивое развитие. Египту и Тунису была обещана финансовая помощь в размере 20 млрд долларов для компенсации бюджетного дефицита и реализации инвестиционных проектов, направленных модернизацию, рефор-мирование и развитие экономики.

Ожесточенные вооруженные столкновения между войсками Республи-канской гвардии, верной президенту Йемена А. А. Салеху, и отрядами одной из крупнейших и влиятельнейших конфедераций племен Хашид во главе с шейхом С. А. аль-Ахмаром, происходившие в столице страны Сане, вплот-ную подвели Йемен к полномасштабной гражданской войне. Бои шли также в окрестностях Саны и других районах республики. Одновременно активизи-ровались радикальные исламисты, в т. ч. из «Аль-Каиды», захватившие г. Зинджибар – центр провинции Абьян на востоке Йемена. Не желая и опасаясь эскалации вооруженного противоборства, враждующие стороны 26 мая согласились прекратить огонь и начать переговоры. По условиям соглашения, вступившего в силу 28 мая, отряды племен выводятся из захваченных ими правительственных зданий в Сане, а силы, верные А. А. Салеху, прекращают осаду резиденции шейха С. А. аль-Ахмара. В ходе боев только в Сане погибли 124 человека, а тысячи жителей были вынуждены покинуть город. На саммите в Довиле лидеры «Большой восьмерки» призвали все стороны йеменского конфликта отказаться от насилия, а президента А. А. Салеха – незамедлительно подать в отставку, чтобы не усугублять и без того очень сложную ситуацию в стране.

Запад усиливает военное и политическое давление на ливийского ли-дера М. Каддафи с целью вынудить его уйти из власти. Самолеты стран НА-ТО практически ежедневно, как ночью, так и днем, подвергают бомбарди-ровкам Триполи. При этом основные удары по-прежнему наносятся по объ-ектам, где предположительно может находиться М. Каддафи. Лидеры «Большой восьмерки» единогласно потребовали от М. Каддафи уйти в от-ставку. Одновременно была выражено намерение оказать поддержку процес-су передачи власти в Ливии, который «отвечал бы пожеланиям ливийского народа». При этом руководители стран Запада попросили Россию стать по-средником в ливийском урегулировании. Президент РФ Д. Медведев дал на это согласие, подчеркнув, что Москва «заинтересована в целостной, свобод-ной, суверенной и активной Ливии, способной самостоятельно отстаивать свои интересы в мире». Д. Медведев также заявил, что мировое сообщество в любом случае более не видит М. Каддафи в качестве лидера Ливии, призвав его принять «ответственное решение», полезное для страны и ливийского на-рода. В Ливию для переговоров с официальными властями и повстанцами направляется спецпредставитель президента РФ по Африке М. Маргелов. Ра-нее, 23 мая глава МИД РФ С. Лавров провел в Москве переговоры с делега-цией ливийских повстанцев, по итогам которых было объявлено, что Россия официально признает повстанческий Национальный переходный совет в ка-честве легитимного партнера для переговоров. «Немедленного прекращения боев в Ливии, а также налетов авиации НАТО на эту страну» потребовал 26 мая специальный саммит Африканского союза (АС), состоявшийся в Аддис-Абебе. Со своей стороны, ливийские власти 28 мая заявили, что не примут никакую мирную инициативу по разрешению конфликта в стране, кроме ис-ходящей от АС, а решения «Большой восьмерки» Триполи «не касаются».

На прошедшей неделе существенных изменений на фронтах вооружен-ной борьбы в Ливии не произошло. Активные боевые действия продолжались в горных районах юго-западнее Триполи и вблизи границы с Тунисом. Войска М. Каддафи усилили атаки на город Мисурата на востоке от Триполи.

По информации СМИ, М. Каддафи якобы готов уйти из власти при ус-ловии, что ему и членам его семьи предоставят гарантии безопасности.

Сложная обстановка сохраняется в Сирии. 27 мая в городах Хомс, Ха-ма, Идлиб, Хасеке, Дерй-эз-Зор и Забадани произошли столкновения демон-странтов с полицией, спровоцированные противниками режима. С обеих сто-рон имеются человеческие жертвы. Сообщается о зачистке военными городов Эр-Растан и Телль-Биса в центре страны. В то же время в Тартусе, Эс-Сувейде, Камышлы и в пригородах Дамаска демонстрации прошли мирно.

Президент САР Б. Асад 24 мая в ходе телефонного разговора с прези-дентом РФ Д. Медведевым заверил, что сирийское руководство нацелено на ерформы, которые оно намерено осуществлять последовательно и динамич-но, не допуская при этой «действий радикальных и фундаменталистских группировок». Д. Медведев выразил надежду, что реформы в Сирии будут проводиться «максимально энергично, в широком диалоге с общественно-стью страны». 28 мая глава МИД РФ С. Лавров подтвердил, что Россия не считает нужным обсуждать ситуацию в Сирии на уровне Совбеза ООН, от-метив важность достижения позитивных сдвигов в САР ближайшее время.

23 мая Евросоюз вслед за США ввел санкции против Б. Асада, которо-му запретили посещение стран-членов ЕС. Его активы будут заморожены. В декларации саммита «Большой восьмерки» Сирию предупредили о возмож-ности принятия мер в том случае, если Дамаск не будет проводить демокра-тические реформы. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган в телефонном разговоре с Б. Асадом 28 мая подтвердил стремление его страны сохранять стратегические партнерские отношения с Сирией, высказал заинтересован-ность Анкары в сохранении безопасности, стабильности и единства САР.

В Египте 27 мая прошли массовые акции протеста, участники которых требовали от новых властей навести порядок в стране, активнее продолжать чистку госструктур от сторонников бывшего президента АРЕ Х. Мубарака, ускорить проведение демократических реформ и принятие новой конститу-ции, создать вместо военного правления гражданский президентский совет. Наиболее крупная манифестация состоялась в Каире на площади Ат-Тахрир, где раздавались призывы ко «второй революции». Характерно, что крупней-шая религиозно-политическая организация Египта «Ассоциация братьев-мусульман» не только отказалась от участия в акциях протеста, но и выразила свою «сильную озабоченность» их проведением. 28 мая вооруженные бе-дуины перекрыли автотрассу Шарм-эш-Шейх – Каир, требуя освобождения из тюрем сотен своих соплеменников. После переговоров с военными вла-стями трасса была освобождена.

28 мая власти Египта открыли на постоянной основе КПП в г. Рафах на границе с сектором Газа. Таким образом, была снята блокада этого анклава, установленная в 2007 г. после захвата власти в Газе палестинским радикаль-ным движением ХАМАС.

В Москве 23 мая прошли переговоры министра иностранных дел Рос-сии С. Лаврова с представителями палестинских движений ФАТХ, ХАМАС и некоторых других палестинских организаций. По их итогам было принято совместное заявление по вопросам восстановления палестинского единства на основе соглашений, недавно достигнутых в Каире. Россия обязалась под-держать палестинцев на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2011 г. в вопросе о признании суверенитета палестинского государства. Глава Пале-стинской национальной администрации М. Аббас заявил 25 мая, что обра-тится к Генассамблее ООН для признания палестинской государственности, если до сентября с. г. не будет прогресса на переговорах с Израилем.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, выступая 25 мая в Конгрессе США, заявил о готовности проявить гибкость при определении границ бу-дущего палестинского государства, но выступает против возврата к границам, существовавшим до войны 1967 г. Б. Нетаньяху также выразил готовность пойти на «болезненные компромиссы» ради мирного урегулирования с палестинцами, но не допустит разделения Иерусалима между двумя государ-ствами, а также будет препятствовать попыткам палестинской стороны дос-тичь урегулирования конфликта через ООН.

Президент Судана О. аль-Башир заявил 25 мая, что спорный район Абьей, захваченный недавно войсками хартумского правительства, «принад-лежит Северному, а не Южному Судану», а в случае провокаций северяне будут применять военную силу. Командование суданской армии сообщило о начале в ближайшее время «широкой кампании» по вытеснению войск южан за пределы границы между Севером и Югом страны, существовавшей в 1956 г. Со своей стороны, президент Южного Судана С. Киир 27 мая призвал Хар-тум к выводу войск из спорного района, подчеркнув, что южане не намерены начинать войну с Севером. Правительство Южного Судана намерено напра-вить в Хартум высокопоставленную делегацию для ведения переговоров по урегулированию конфликта вокруг района Абьей. В Хартуме сообщили, что миссия ООН по соблюдению условий мирного соглашения между Севером и Югом (2005 г.) должна прекратить свою деятельность 9 июля, т. е. после провозглашения независимости Южного Судана.

Госсекретарь США Х. Клинтон в сопровождении председателя Коми-тета начальников штабов ВС США адмирала М. Маллена 27 мая посетила Пакистан, где провела переговоры с президентом страны А. А. Зардари, гла-вой правительства Ю. Р. Гилани и командующим пакистанской армией гене-ралом А. П. Кияни, обсудив с ними состояние двусторонних отношений, за-метно ухудшившихся после недавней ликвидации американским спецназом на пакистанской территории главаря «Аль-Каиды» У. бен Ладена. Также были обсуждены вопросы борьбы с терроризмом, в т. ч. с «Аль-Каидой».

Тем временем по требованию Исламабада американцы начали сокра-щать число своих военнослужащих, находящихся в Пакистане (свыше 200 чел.) для обучения местных военных борьбе с терроризмом.

На минувшей неделе боевики и террористы продолжали совершать вооруженные нападения и теракты в различных районах Пакистана, заявляя, что это делается в отместку за гибель У. бен Ладена. Крупнейшей акцией стало нападение на военно-морскую базу в Карачи 23 мая. В ответ пакистан-ские ВВС нанесли удары по базам талибов вблизи границы с Афганистаном.

Президент Афганистана Х. Карзай 28 мая распорядился, чтобы войска НАТО прекратили «специальные операции и ночные рейды», т. к. афганские силы способны самостоятельно проводить подобные операции. Также Кабул потребовал от западной коалиции прекратить воздушные удары по жилым кварталам, которые приводят к многочисленным жертвам среди населения.

На минувшей неделе боевики движения «Талибан» совершили большое число вооруженных нападений и терактов в различных районах Афганистана, имеются многочисленные жертвы среди афганцев и военнослужащих стран НАТО.

Верховный руководитель Ирана А. Хаменени выразил поддержку пре-зиденту страны М. Ахмадинежаду, призвав правящие круги Исламской рес-публики преодолеть разногласия. А. Хаменени отметил, что у Ахмадинежада имеются недостатки, но они не мешают ему работать.

Приложение

 

 

Об исламском факторе в современном Египте

 

 

Свержение режима президента Х. Мубарака в феврале 2011 г. привело к снятию многих преград, ограничивавших свободу политической деятельности в Египте, и способствовало резкому всплеску активности как ранее суще-ствовавших политических партий, движений и организаций, так и созданию новых. На этом фоне своей организованностью, целеустремленностью и масштабностью действий выделяются исламские движения и группировки. В первую очередь, речь идет о крупнейшем религиозно-политическом объеди-нении АРЕ «Ассоциации братьев-мусульман» (АБМ), представляющем уме-ренное крыло исламизма. Повышенную активность проявляют также ультра-консервативные салафистские организации и радикальная группировка «Аль-Гамаа аль-исламия».

О степени влияния исламистов в стране свидетельствуют данные не-давнего социологического опроса, в ходе которого 31 проц респондентов заявили о своей поддержке исламских фундаменталистов, 62 проц опрошен-ных считают, что законы государства должны строго соответствовать уста-новкам Корана, а 37 проц участников опроса заявили о полной поддержке «Братьев-мусульман».

Рост влияния ислама и исламских политических сил в стране обуслов-лен не только недавно произошедшими переменами, но имеет гораздо более глубокие корни. На протяжении последних десятилетий в Египте происходи-ло неуклонное усиление роли исламской религии как в повседневной жизни населения, так и в политической области. И хотя по своему политическому устройству АРЕ оставалась светским государством, фактически в стране шел процесс исламизации всех сфер жизни общества и официальных структур.

Ислам традиционно занимает очень прочные позиции в египетском обществе (ок. 90 проц населения АРЕ – мусульмане, в подавляющем боль-шинстве сунниты). Политические лозунги, изложенные посредством ислам-ских понятий, гораздо более восприимчивы для значительной части египтян, чем светские политические учения, будь то либеральные или левого толка. К тому же в условиях прежнего авторитарного режима деятельность светской политической оппозиции была весьма затруднена. Свою роль играли и труд-ности в решении сложных экономических и социальных проблем, связанные с этим такие явления как бедность значительной части населения, проблемы трудоустройства, в первую очередь молодежи, усиливающееся социальное и материальное неравенство и др. Все это умело использовали в своих целях исламисты. Далеко не последнюю роль играла и официальная политика прежнего режима, который в рамках курса на сдерживание исламистов, вся-чески поощрял пропаганду ислама, исламское образование, исламский образ жизни, широко используя для этого государственные СМИ. Число мечетей в Египте постоянно росло. Ислам занимает важное место и в морально-психологической подготовке и идеологической обработке личного состава ВС АРЕ. Несомненно, что на возрастании роли ислама в АРЕ сказывается и общая тенденция повышения значимости исламского фактора в современном мире. Международный аспект роста происламских настроений проявлялся, в частности, и в том, что Египет становился все более зависимым от Запада и не смог выработать собственного четкого курса в изменяющемся мире.

Наиболее мощной, организованной и эффективно действующей силой египетских исламистов являются «Братья-мусульмане», имеющие давнюю историю (АБМ основана в 1928 г.) и богатейший опыт политической борьбы. Ассоциация действует методом «ползучей» экспансии, постепенно укрепляя свои позиции в различных слоях египетского общества. Особенно сильны позиции АБМ в таких массовых и авторитетных организациях египетской интеллигенции, как профсоюзы журналистов, адвокатов, врачей, инженеров, учителей и др. Влияние исламистов зримо ощущается в университетах, где Ассоциация создала мощную партийную базу. Сильные позиции «братья» сохраняют и во многих сельских районах. Они постоянно проявляют заботу о нуждах населения, строят мечети, школы, больницы, создают организации для помощи бедным и многодетным семьям. Активисты АБМ создали в ряде мест альтернативную систему социального обеспечения, что позволяло им критиковать власти, причем зачастую весьма предметно, наглядно показывая их неспособность адекватно реагировать на нужды граждан. «Братья» до-вольно успешно осваивают практическую сторону экономической деятель-ности, организуют различные объединения и компании, исламские банки.

Действующий программный документ АБМ провозглашает «уважение политических и гражданских свобод, ограничение полномочий президента, гражданский контроль над деятельностью силовых структур», а государст-венное и политическое устройство Египта должны базироваться на исламской модели и шариате. Незыблемость этой установки «братья» подтвердили после свержения режима Х. Мубарака. Официально заявлено, что реализация программных установок будет осуществляться только мирными способами, т. к. «исламское государство не может быть создано в отсутствие свободы волеизъявления народа. Первое, чего мы требуем, – это предоставить такую свободу, а затем народ сам изберет форму государственного устройства».

Одним из основных принципов внешней политики Египта исламисты провозгласили «невмешательство в его дела внешних сил, которые угрожают национальной безопасности государства и ее идентичности». В программе выделяются внутренние и внешние вызовы, которые взаимосвязаны между собой. «Внутренний вызов – это коррупция, ущемление политических и гра-жданских прав, угроза потери идентичности, бедность, недостаток продо-вольствия». Внешние вызовы – это «сионистское образование» (Израиль, — авт.), которое «представляет прямую угрозу для национальной безопасности Египта», американский проект Большого Ближнего Востока, присутствие иностранных сил в регионе. Опасность для Египта представляют внутрина-циональные конфликты в Судане, в Африке в целом, в зоне Средиземного и Красного морей и вмешательство внешних сил в эти конфликты. Бороться с внешними вызовами АБМ предлагает путем укрепления национальной армии, «создания палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме на всех исторических палестинских землях», укрепления региональных и международных связей Египта. Международные договора и соглашения, в т. ч. мирный договор с Израилем, которые являются «несправедливыми» и ущемляющими интересы страны или ее национальную безопасность будут пересмотрены и денонсированы.

Негативной стороной усиления влияния ислама в Египте, радикализации настроений части мусульманского населения стали участившиеся столк-новения между мусульманами и христианами-коптами, принимающие порой массовый, ожесточенный и кровопролитный характер. В целом сохраняю-щаяся напряженность в мусльманско-христианских отношениях остается од-ним из серьезных потенциальных источников нестабильности в АРЕ.

Осенью 2011 г. в Египте должны пройти парламентские и президент-ские выборы. Исламисты активно включились в выборную кампанию. В мар-те с. г. они поддержали предложенные военным режимом поправки в консти-туцию АРЕ, которые ограничивают власть президента страны и отменили некоторые ограничения политического характера. Учитывая, что в Египте по-прежнему запрещены политические партии, созданные на религиозной основе, руководство АБМ 30 апреля объявило о создании формально независимой Партии свободы и справедливости (ПСС), которая на деле будет тесно координировать свою деятельность с «братьями». Подчеркивая гражданский, а не теократический характер ПСС, в состав ее руководства ввели большую группу коптов. Исламисты рассчитывают, что новая партия сможет получить в будущем парламенте 45-50 проц мест. Лидеры АБМ также заявили, что поддержат кандидата в президенты АРЕ «с сильной программой, которую одобрит народ». «Ассоциация братьев-мусульман», салафисты и «Аль-Гамаа аль-исламия», несмотря на существующие между ними разногласия, намере-ны идти на парламентские выборы единым фронтом, т. к. «чувствуют, что под угрозой находится ислам».

Прочные позиции исламистов среди широких слоев египетского насе-ления, слабость и разброд среди левых и либеральных партий и организаций позволяют предположить успех исламских политических сил на предстоящих выборах. Вопрос, смогут ли они получить большинство депутатских мандатов? И здесь следует упомянуть о египетской армии, как политической силе, также обладающей прочными позициями в стране, пока пользующейся широкой поддержкой населения и имеющей собственные серьезные полити-ческие и экономические интересы. Представитель ныне правящего в АРЕ Высшего военного совета заявил 5 апреля, что события в Египте не будут развиваться по иранскому сценарию, т. к. военные «не позволят экстремист-ским фракциям взять страну под свой контроль».

Таким образом, ислам в сегодняшнем Египте – это реально ощутимый и постоянно усиливающийся фактор политической, общественной и куль-турной жизни страны.

52.26MB | MySQL:103 | 0,404sec