Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (30 мая 5 июня 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Йемене и Ливии. Президент Йемена А. А. Салех, получивший ранения при обстреле дворцового комплекса в Сане, 4 июня отбыл на лечение в Саудов-скую Аравию. Страны НАТО 1 июня приняли решение о продлении мандата Альянса на проведение военной операции в Ливии еще на три месяца.

Перемирие между сторонниками президента Йемена А. А. Салеха и влиятельным племенным союзом Хашид во главе с С. аль-Ахмаром, достиг-нутое 28 мая, оказалось недолговечным и уже 31 мая в столице страны Сане возобновились бои. Причем обе стороны обвинили друг друга в нарушении соглашения. Во время обстрела 3 мая президентского комплекса в Сане ра-нения получили А. А. Салех, премьер-министр страны, вице-спикер парла-мента и некоторые другие политики. 4 июня А. А. Салех по приглашению саудовского короля Абдаллы отбыл на лечение в КСА. На лечение в Саудов-скую Аравию убыли и другие раненые йеменские чиновники, а также часть членов семьи президента. В то же время в Йемене остались сын Салеха Ах-мад, командующий Республиканской гвардией, и его племянники Амман и Яхья, возглавляющие службы безопасности и разведки. Тем не менее, отъезд А. А. Салеха за рубеж серьезно ослабил его позиции в стране. Обязанности главы государства и верховного главнокомандующего ВС стал исполнять вице-президент Йемена генерал А. М. Хади, который провел встречи с ар-мейским командованием и послом США в Йемене. 5 июня А. М. Хади и С. аль-Ахмар договорились о прекращении огня в Сане. Тем временем в столице и других городах проходят многотысячные манифестации, участники ко-торых приветствуют отъезд А. А. Салеха из страны. Оппозиция заявляет, что не допустит его возвращения на родину. Сообщается о вооруженных столк-новениях между силами правительства и оппозиции в Адене и Таизе.

1 июня страны НАТО приняли решение продлить мандат на проведение военной операции в Ливии еще на три месяца. Официально срок продления вступает в силу 27 июня. В этой связи генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен заявил, что продление операции должно дать «ясный сигнал» М. Каддафи о готовности союзников к продолжению войны. А. Ф. Расмуссен подчеркнул, что Североатлантический союз будет до конца выполнять свою миссию в Ливии, а после изгнания Каддафи поможет этой стране создать «современные оборонные структуры». Россия негативно оценила решение НАТО о продлении военной операции в Ливии, т. к. считает, что силовой метод решения конфликта «не приведет к результату», и «нужно искать пути скорейшего прекращения конфликта и перевода ситуации в политическое русло».

Безрезультатно завершилась очередная попытка Африканского союза (АС) добиться прекращения огня в Ливии. Президент ЮАР Дж. Зума побы-вал 31 мая в Триполи в качестве главы Группы высокого уровня АС и провел переговоры с М. Каддафи, однако не посетил Бенгази, где обосновался оппо-зиционный Национальный переходный совет (НПС). По итогам встречи Дж. Зума с М. Каддафи было сообщено, что ливийский лидер отказался уйти в отставку. Тем временем ливийская оппозиция укрепляет свои международные позиции. 31 мая министр иностранных дел Италии Ф. Фратини открыл консульство своей страны в Бенгази, а 4 июня здесь побывал глава МИД Ве-ликобритании У. Хейг. В Катаре 3 июня состоялась встреча китайского посла с главой НПС М. А. Джалилем. Растет число перебежчиков из числа высоко-поставленных гражданских и военных чиновников, покидающих лагерь М. Каддафи. Палата представителей Конгресса США 3 июня потребовала от президента Б. Обамы в двухнедельный срок отчитаться о ходе военной опе-рации в Ливии, «убедительно обосновать» ее необходимость, а также сооб-щить, как она влияет на военные кампании США в Ираке и Афганистане. В резолюции также подчеркивается недопустимость использования американ-ских сухопутных войск в Ливии. В то же время резолюция, прямо требующая от президента прекратить участие в военной операции в Ливии, не набрала нужного количества голосов.

Ситуация в Ливии, как в районах, контролируемых М. Каддафи, так и на территориях, подвластных повстанцам, остается очень сложной. Предста-витель НПС заявил 30 мая, что казна повстанцев почти пуста. Не хватает средств на ведение войны, на закупку топлива, продовольствия и медикамен-тов, в то время как «некоторые дружественные правительства не осознают всю срочность и неотложность ситуации». По информации гуманитарных служб ООН, в районах, подконтрольных М. Каддафи, заканчиваются продо-вольствие и медикаменты. Их запасов хватит всего на несколько недель.

Авиация НАТО продолжала наносить удары по Триполи и войскам, верным М. Каддафи. 4 июня союзники впервые применили в Ливии боевые вертолеты, базирующиеся на корабли ВМС Великобритании и Франции. В то же время на сухопутных фронтах существенных изменений не произошло. НПС объявил о том, что повстанческие силы, воюющие против М. Каддафи, отныне будут называться Национальной освободительной армией. Судан на-правил на границу с Ливией дополнительные войска с целью пресечения контрабанды оружия и перехода боевиков через границу. По словам главы Африканского командования ВС США генерала К. Хэма, американцев серь-езно беспокоит судьба военного арсенала Ливии, часть которого может по-пасть в руки «Аль-Каиды».

В ходе расследования, проведенного под эгидой ООН, выяснилось, что и режим М. Каддафи, и повстанцы совершали военные преступления на тер-ритории Ливии. К такому выводу пришла специальная комиссия, созданная Советом по правам человека при ООН.

В Сирии не прекращается противостояние оппозиции с правящим ре-жимом. Правительственные войска проводили операцию против вооружен-ных мятежников в городах Эр-Растан и Телль-Бисса. Демонстрации и другие акции протеста прошли в городах Хама, Хомс, Дейр-эз-Зор, Абу-Кемаль, Ха-секе, Латакия, Дераа, в окрестностях Дамаска и некоторых других местах. Отметим, что в целом они носили более массовый характер, чем предыдущие. В результате столкновений демонстрантов с силами безопасности и войсками с обеих сторон имеются жертвы. Наряду с продолжением использования силовых методов власти пытаются снизить накал и уменьшить масштабы протестных выступлений политическими шагами. Так, 31 мая президент САР Б. Асад объявил в стране всеобщую амнистию, а 1 июня заявил о создании комиссии для подготовки и ведения общенационального диалога. Однако радикальная часть оппозиции отвергает диалог с режимом. Участники конференции представителей сирийской оппозиции, проходившей 2-3 июня в турецком г. Анталья, приняли решение об отказе от переговоров с правительством, подтвердили решимость свергнуть президента Б. Асада и предать его Международному уголовному суду в Гааге. Также было объяв-лено о создании консультативного комитета в составе 31 человека для коор-динации деятельности различных сирийских оппозиционных организаций.

Госсекретарь США Х. Клинтон заявила, что законность власти Б. Асада находится «под большим вопросом». В то же время, по мнению главы МИД России С. Лаврова, попытки силового смещения режима в САР следует пресекать параллельно с настойчивой работой с руководством Сирии с целью ускорения реформ в стране. Китай считает нецелесообразным принятие Со-ветом Безопасности ООН резолюции по обстановке в Сирии, т. к. это «не бу-дет способствовать смягчению и стабилизации ситуации» в САР.

Власти Севера и Юга Судана согласились создать демилитаризованную зону на всем протяжении (2100 км) границы между двумя частями пока еще одной страны. Однако, как считают эксперты, вопрос заключается в том, «где проходит эта граница», т. к. каждая из сторон видит ее линию по-своему. Правительство Судана отвергло требование Совбеза ООН о выводе войск из спорного района Абъей, заявив, что армия останется там до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение с Югом о мирном решении проблемы.

4 июня на территории Пакистана в результате удара американского беспилотного летательного аппарата был уничтожен один из ключевых гла-варей «Аль-Каиды» И. Кашмири, которого относили к числу возможных пре-емников ранее ликвидированного американцами У. бен Ладена. Ранее, 30 мая, военнослужащие сил НАТО захватили в Пакистане и вывезли на вертолете в Афганистан пятерых руководителей талибов. Причем эта операция проводилась без предварительного уведомления Исламабада.

Вашингтон и Исламабад намерены создать совместную разведыватель-ную структуру для поиска лидеров террористов на пакистанской территории. Создание такой группы рассматривается как важный шаг на пути восстанов-ления доверия между двумя странами. Тем временем боевики и террористы продолжают свои акции в Пакистане. Так, 2 июня до 200 боевиков совершили нападение на полицейский КПП на северо-западе страны. Со своей стороны, пакистанские ВВС наносили удары по позициям талибов.

Президент Афганистана Х. Карзай 31 мая подверг жесткой критике операции сил НАТО, в результате которых погибают мирные жители. В слу-чае если такие налеты не прекратятся, Х. Карзай пригрозил объявить натовцев «оккупантами», с которыми, по его словам, стране «уже приходилось иметь дело. Глава Пентагона Р. Гейтс, посетивший Кабул 4 июня, заявил, что еще преждевременно менять стратегию сил коалиции в Афганистане. Он также призвал афганское правительство приложить больше усилий к тому, чтобы переход ответственности за ситуацию с безопасностью в стране местным силам, который начнется в июле, прошел успешно.

Глава МИД Франции А. Жюппе 2 июня передал главе Палестинской национальной администрации М. Аббасу и премьер-министру Израиля Б. Нетаньяху документ, предлагающий возобновить мирные переговоры в июле в Париже. В качестве платформы для переговоров документ фиксирует сле-дующие принципы: 1. Цель переговоров — создание «двух государств для двух народов». 2. Принятие за основу границ 1967 г., как это было обозначе-но в речи президента США Б. Обамы. 3. Обсуждение на первом этапе только границ и вопросов безопасности. Проблемы Иерусалима и беженцев откла-дываются до второго этапа, который должен начаться не позднее чем через год после старта переговоров. М. Аббас заявил о готовности принять фран-цузскую мирную инициативу и возобновить переговоры с Израилем в июле с. г. Однако в случае, если переговоры не начнутся, палестинцы обратятся в ООН с требованием признать суверенитет палестинского государства. По информации израильских СМИ, Б. Нетаньяху пока «взвешивает» француз-скую инициативу.

5 июня, в годовщину начала арабо-израильской войны 1967 г., не-сколько сотен палестинских демонстрантов попытались прорваться со сторо-ны Сирии на оккупированные Израилем Голанские высоты. Израильские во-енные после неоднократных предупреждений открыли огонь по демонстран-там. Сообщается о 14 убитых и более 200 раненых. Палестинцы также попы-тались прорваться на израильскую территорию в районе Иерусалима. В то же время полиция сектора Газа, контролируемого радикальным палестинским движением ХАМАС, не допустила демонстрантов к границе с Израилем.

В Бахрейне 1 июня было отменено действие закона о чрезвычайном положении, после чего войска и бронетехника покинули улицы столицы страны Манамы, однако полицейские блокпосты остались на месте. Также было заявлено, что войска стран-членов ССАГПЗ (Саудовской Аравии и ОАЭ) пока останутся в Бахрейне. 2-3 июня в окрестностях Манамы прошли антиправительственные демонстрации, разогнанные силой полицией. Вместе с тем, руководство ведущей шиитской оппозиционной партии «Аль-Вифак» («Согласие») приветствовало предложение правящей суннитской династии о начале общенационального диалога.

В столице Иордании Аммане 3 июня прошли массовые демонстрации, участники которых осуждали израильскую оккупацию палестинских земель, требовали денонсации иордано-израильского мирного договора 1994 г., про-ведения политических и экономических реформ в своей стране.

Демонстрации и другие акции протеста состоялись на минувшей неделе в Кувейте и Тунисе.

Приложение

Военно-морские силы Саудовской Аравии – флот двух морей

Пристальное внимание руководства Королевства Саудовская Аравия (КСА) к развитию национальных военно-морских сил обусловлено важным стратегическим положением страны на перекрестке морских коммуникаций, связывающих Европу, Азию и Африку, большой протяженностью морских границ королевства (2640 км, в т. ч. 840 км в Персидском заливе и 1800 км на Красном море), необходимостью защиты морских коммуникаций, прежде всего, путей экспорта нефти, а также защиты прибрежных районов, где рас-положены важнейшие экономические центры КСА. Немаловажное значение имеют и престижные соображения – наличие сильного флота демонстрирует мощь страны в целом.

Создание ВМС в Саудовской Аравии началось в 1970-е гг. фактически с нуля, но происходило быстрыми темпами при ведущей роли иностранной военно-технической помощи. Первоначально основное содействие в этом де-ле оказывали США. Американцы разработали десятилетний план строитель-ства ВМС КСА (1974-1984 гг.), стоимость которого составила 7 млрд долла-ров. В рамках этого плана страна получила первые боевые корабли и катера, были построены военно-морские базы (ВМБ) и пункты базирования, отрылся военно-морской колледж, появилась морская авиация. Подчеркнем, что в те годы и в настоящее время КСА приобретает за рубежом корабли, катера, раз-личное морское вооружение и технические средства только современных проектов. Реализация плана позволила КСА создать к середине 1980-х гг. вполне современный с точки зрения технической оснащенности флот.

Начиная с 1980-х гг. ведущую роль в оснащении саудовских ВМС стала играть Франция, с которой в 1982 г. подписывается контракт «Савари-1» на сумму 4 млрд долларов, предусматривавший поставки для ВМС КСА боевых кораблей, вспомогательных судов, вооружения, вертолетов и боеприпасов. В 1994 г. с Францией было подписано соглашение «Савари-2» на сумму 3,5 млрд долларов. Оно предусматривало строительство трех фрегатов, вспо-могательных судов и вертолетов для ВМС, поставки оружия и боеприпасов для этой техники, снабжение ее запчастями и проведение ремонта. В 1990-е гг. Великобритания поставила ВМС КСА тральщики и патрульные катера.

В настоящее время военно-морские силы Саудовской Аравии пред-ставляют собой самостоятельный вид королевских вооруженных сил и на-считывают 15,5 тыс. человек. Они являются наиболее многочисленными сре-ди стран-членов ССАГПЗ. Штаб ВМС страны находится в Эр-Рияде.

Организационно военно-морские силы состоят из двух флотов – Запад-ного (на Красном море, штаб в Джидде) и Восточного (в Персидском заливе, штаб в Эль-Джубайле), а также командования морской пехоты. Кроме того, имеется морская авиация и береговая оборона. Каждый флот состоит из не-скольких тактических групп кораблей и катеров. Учитывая приоритетные уг-розы со стороны Ирана, большее внимание уделяется развитию Восточного флота, который отличается в лучшую сторону по качеству подготовки лично-го состава.

На саудовские ВМС возложено решение следующих основных задач: защита территориальных вод страны и континентального шельфа, патрули-рование в Персидском заливе и Красном море, оборона морского побережья, портов, военно-морских баз, морских нефтяных площадок, защита собствен-ных морских коммуникаций, борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника, противодействие высадке морских десантов, под-держка боевых действий сухопутных войск на приморских направлениях. В последние годы корабли саудовских ВМС эпизодически участвовали в борьбе с сомалийскими пиратами.

Саудовская Аравия и ее американские союзники предполагают, что в случае возникновения крупномасштабного военного конфликта в зоне Пер-сидского залива и прилегающих к ней районах, Иран будет проводить мор-ские десантные операции и операции по проводке транспортных конвоев, попытается развязать «танкерную войну», наподобие той, что велась в 1987-1988 гг. в период ирано-иракской войны, будет высаживать в арабских стра-нах Залива диверсионные отряды для вывода из строя важных прибрежных экономических объектов, вести боевые действия силами авиации и подводных лодок в Оманском заливе и Индийском океане, наносить удары по аме-риканским военным базам и другим объектам в регионе. Особое опасение вызывают возможности ведения Ираном минной войны на море.

В составе ВМС КСА имеется 18 боевых кораблей (фрегатов – 7, корве-тов – 4, тральщиков – 7) и 73 боевых катера (ракетных – 9, десантных – 8, патрульных – 56). Боевые корабли распределены между флотами следующим образом: Западный флот: семь фрегатов, тральщик, два ракетных катера; Восточный флот: четыре корвета, шесть тральщиков, семь ракетных катеров. Вспомогательный флот представлен 24 судами.

Наиболее современными и мощными боевыми кораблями являются три фрегата типа F 3000S («Усовершенствованный «Лафайет»). Они построены во Франции в 2002-2004 гг., вооружены противокорабельными и зенитными ракетами. Остальные корабли и катера построены в 1980-е – первой половине 1990-хх гг. Многие из них требуют серьезной модернизации, ремонта и даже замены на новые единицы.

ВМС КСА располагают сетью военно-морских баз и пунктов базирова-ния: на Красном море – Джидда (главная ВМБ), Янбу, Аль-Вайх, Хаги, Джи-зан; в Персидском заливе – Эль-Джубайль (ГВМБ), Даммам, Рас-Танура, Эль-Катиф, а также пункты базирования в Эль-Шамах, Дуба, Тамва, Рас аль-Мишаб.

Морская авиация располагает 46 вертолетами: 15 противолодочными и 31 поисково-спасательным и многоцелевым. В составе саудовских ВВС име-ется шесть самолетов базовой патрульной авиации Р-3С «Орион», которые действуют в интересах военно-морских сил. В интересах ВМС также могут быть задействованы самолеты ДРЛО Е-3А системы АВАКС. Морская пехота (3000 чел.) состоит из одного полка и имеет на вооружении 140 БТР BVR-600Р. В составе сил береговой обороны имеется четыре батареи подвижного ракетного комплекса «Отомат».

Береговая охрана КСА (4,5 тыс. чел.) находится в оперативном подчи-нении министерства обороны и авиации. Она располагает 8 судами на воз-душной подушке, 12 патрульными и 5 десантными катерами, примерно 350 моторными лодками и учебным судном.

В ходе мероприятий по боевой подготовке военные моряки основное внимание уделяют отработке задач по защите морских коммуникаций , борь-бе с минным оружием, различными средствами воздушного нападения и подводными лодками. Саудовские ВМС регулярно участвуют в совместных учениях флотов стран-членов ССАГПЗ «Солидарность». ВМС Саудовской Аравии и Египта с 1995 г. ежегодно проводят совместные учения «Марджан» («Коралл») в Красном море. На них отрабатываются задачи защиты морских коммуникаций, противолодочной и противоминной обороны, охраны терри-ториальных вод, проведение поисково-спасательных операций. В 2009 г. бы-ли проведены совместные учения кораблей ВМС КСА и Индии. Периодиче-ски проводятся совместные учения с британскими ВМС. Английские специа-листы работают на ВМБ в Джубайле.

Офицерские кадры для национальных ВМС готовятся в военно-морском колледж им. короля Фахда в Эль-Джубайле. Он рассчитан на одновременное обучение 500 человек. Курсанты изучают военные и общеобразовательные дисциплины, в т. ч. судостроение. Срок обучения 27 месяцев. В колледже работают английские преподаватели.

Слабой стороной саудовских ВМС остается большая зависимость от иностранной технической помощи, недостаточное развитие тыла и системы обслуживания. По оценке иностранных специалистов, боеспособность и эф-фективность саудовского флота повышаются медленно, слабым остается взаимодействие с сухопутными войсками и ВВС. Имеются проблемы с ре-монтом корабельного состава.

Ближайшими планами совершенствования саудовских ВМС преду-сматривается постройка в Великобритании в 2011-2013 гг. трех тральщиков типа «Сэндаун» и модернизация трех имеющихся в составе флота кораблей этого типа до уровня, существующего в британских ВМС. В частности, тральщики будут оснащены управляемыми подводными аппаратами «Си-фокс» для обнаружения и обезвреживания морских мин. Франция модерни-зирует 4 фрегата типа «Медина». В США будут заказаны 30 патрульных ка-теров, оснащенных ЗРК. По оценке экспертов, Саудовская Аравия остается потенциальным покупателем подводных лодок. Не исключена закупка раз-личных боевых кораблей и катеров во Франции и Великобритании.

В целом мероприятия, осуществляемые руководством страны по мо-дернизации ВМС, заметно повысят их уровень технической оснащенности. Однако и после реализации соответствующих программ ВМС КСА не смогут в полном объеме решать стоящие перед ними задачи.

62.9MB | MySQL:102 | 0,629sec