Развитие ситуации в Ливии: мнения политологов и обозвателей СМИ

Пресса ФРГ продолжает комментировать сообщения, касающиеся Ливии. Как известно, 9 июня с.г. на заседании контактной группы в Абу-Даби страны Запада и их арабские союзники решили выделить 1,3 млрд долларов на поддержку ливийской оппозиции в борьбе против режима Муаммара Каддафи. Механизм перечисления различный — напрямую Временному переходному совету в Бенгази, как это сделает ОАЭ, и через гуманитарные организации, как США и Италия.

Цифрая солидная. Однако аппетиты повстанцев растут по мере поддержки, у них собственные представления о предстоящих тратах, которые, в частности, оцениваются в 3 млрд долларов на ближайшие четыре месяца. Немецкие эксперты в этой связи отмечают: сумм, выделяемых в том числе Италией (586 млн долларов), Францией (420 млн долларов), Кувейтом (180 млн. долларов), Турция (100 млн долларов) и другими донорами, хватит, судя по бухгалтерии оппозиции, на считанные дни. На что ряд обозревателей отвечает словами госсекретаря США Хиллари Клинтон в Абу-Даби о том, что «дни Каддафи сочтены».

Формула не новая. Она прозвучала еще в марте, когда решению Совета Безопасности ООН началась военная операция в Ливии. С тех пор счет авианалетам, как и тоннам бомб и ракет, пошел на тысячи. Германия по-прежнему не готова разделить «определенное перенапряжение», которое испытывают партнеры по коалиции. Они совершили 10 тыс. вылетов, поразив 1,8 тыс. целей. Казалось бы, вполне достаточно, чтобы, согласно первоначальным планам натовского генералитета, Муаммар Каддафи оставил страну. Вопреки прогнозам коалиции Каддафи не только не ушел, но еще и пригрозил мощным сопротивлением, заявив, что его не смогут сломить ни бомбардировки, ни иное военное смешательство.

Похоже, запальчивый тон вроде бы обреченного на унижение Каддафи произвел на натовцев сильное впечатление. Наступил момент то ли их моральной усталости, то ли снижения боевого духа на фоне продолжающегося сопротивления Каддафи, который, оставаясь оппереточным лидером в окружении девственниц-телохранительниц, еще и весьма упорным противником. Альянсу потребовались свежие силы. Германии дали ясный намек: ваш выход.

Однако призыв генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена о более равномерном распределении нагрузки в связи с военной операцией в Ливии, озвученный 8 июня с.г. на прошедшей в Брюсселе встрече министров обороны стран НАТО, вновь оказался не услышан Германией. Парламентский статс-секретарь при министре обороны ФРГ Кристиан Шмидт, указав, что ФРГ с пониманием относится к двухмесячному боевому испытанию, тем не менее заявил: Германия не будет участвовать в военных действиях. Она изначально позиционировала себя сторонницей иных мер и вновь подтвердила верность им.

Даже если режим Каддафи окончательно рухнет под бомбами, а оппозиция одержит победу, то без политического решения все равно не обойтись. Так откоммпентировала в середине апреля газета Financial Times Deutschland итоги встречи министров иностранных дел стран НАТО в Берлине. То есть уже по первым результатам военной операции тогда было ясно, что политические лидеры затеяли сомнительную игру в справедливое решение ливийской проблемы по своим правилам. С одной стороны, бесконечно повторяемые требования отставки Каддафи и постоянные утверждения о том, что ливийцы сами должны принимать решение о своем будущем. С другой стороны, непрекращающиеся бомбардировки, которые так и не могут вынудить Каддафи уйти добровольно. Он вновь заявляет о мученической смерти перед лицом западной угрозы, хотя ухода Каддафи желают многие страны арабского мира. Пока несомненно одно: коалиции предстоит изнуряющая война, которую генералам НАТО навязал Каддафи, оказавшийся более тактически грамотным, чем штабисты Альянса, подчеркивают обозреватели ФРГ.

Тактика Каддафи, судя по беспомощности коалиции и разногласиям внутри НАТО по ливийскому вопросу (из 28 стран в воздушных налетах участвуют лишь 8) срабатывает. В вопросе, должен ли диктатор быть низложен, расхождений нет. Спорным уже более трех месяцев остается вопрос, сколько военной силы для этого понадобится и сколько ее допускает нынешняя и, возможно, последующая резолюция ООН. Министр иностранных дел ФРГ Г.Вестервелле выступил, как известно, против участия бундесвера в военных операциях в Ливии, но согласился поддержать гуманитарные операции НАТО в этой стране. Двойственность позиции ФРГ обозреватели Frankfurter Rundschau объясняют неопределенностью – кому именно помогает НАТО. В Афганистане, к примеру, ясно, кто друзья, а кто враги. В Ливии же это совершенно неясно. Пока понятно, что их боевого пыла пока не хватает, чтобы полностью, даже при поддержке авиации НАТО, переломить ситуацию, зато вполне достаточно, чтобы требовать по миллиарду долларов в месяц, указывают аналитики ФРГ.

Никаких перспектив политического урегулирования конфликта не видно, а одними бомбардировками режим Каддафи не свалить. Ввод оккупационных войск в страну резолюция ООН не предусматривает. Ситуация явно тупиковая. Неизвестно, кто кого доводит до изнурения, страны НАТО – Каддафи или наоборот. Выход – принятие единой стратегии НАТО, однако таковой не предвидится. То есть с момента берлинской встречи в середине апреля почти за два месяца не было никакого продвижения в этом вопросе. Так имеется ли основание для оптимистических прогнозов наподобие тех, которые выдает Хиллари Клинтон, размышляют политологи ФРГ.

Вряд ли Германия поддастся давлению союзников и примет участие в военном подавлении режима Каддафи, прогнозирует ситуацию политолог Фолькер Пертес, директор берлинского фонда «Наука и политика», консультирующий правительство и парламент ФРГ. Он объясняет это мерой ответственности за последующее развитие ситуации. На Западе никто не знает, что следует делать в Ливии после Каддафи. Следует ли поддерживать оппозицию при абсолютно неизвестных составляющих – состав и численность повстанцев, кого они представляют, их истинные цели. Это сегодня все они за демократию и справедливость. Но как они ее понимают с точки зрения общепринятой законности, и чем они будут лучше режима Каддафи, где гарантия того, что они не установят собственную диктатуру, которую назовут торжеством демократических завоеваний, размышляет Фолькер Пертес.

Подобные сомнения удерживают Германию голосовать за военное решение ливийской проблемы. Политолог сомневается в верности высказывания генсекретаря НАТО Андерса Фога Расмуссен в интервью радиостанции Deutschlandfunk «Чем сильнее будет военное давление на Каддафи, тем легче будет найти политическое решение». Пока ничто не указывает на то, что сбывается прогноз Расмуссена «Изоляция и давление должны привести к тому, что Каддафи отдаст власть», подтверждают политологи ФРГ. Напротив, решимость ливийского лидера нарастает. Так насколько же странна и нелогична позиция ФРГ, которую союзники упрекают в нерешительности и даже предательстве интересов альянса?

Можно принять в качестве аргумента мнение гамбургского политолога Михаэля Бржоски о том, что Совбез ООН, принимая резолюцию № 1973, руководствовался моральными принципами, которые утвердились после трагических событий в Руанде и на Балканах, когда мировое сообщество выступило в защиту народов, не способных получить поддержку собственных правительств или страдающих от произвола этих властей. Но как, используя подобные высокие соображения, объяснить мирным жителям Ливии нарастающее число жертв натовских бомбардировок, говорят немецкие аналитики. Тем более, что цель операции в Ливии — защита мирного населения, как указано в резолюции № 1973 Совета Безопасности ООН. Доводы натовских генералов о том, что пилотам трудно разобрать, где сторонники Каддафи, а где — его противники, так как и те, и другие используют в качестве «щита» гражданские объекты и мирных жителей, и если бы в операции были задействованы сухопутные войска, все упростилось бы, может означать лишь оправдание эскалации насилия.

 

Странно прозвучало заявление генерала НАТО Манфреда Ланге в интервью Deutsche Welle: из ливийской операции, как и из афганской, Североатлантический альянс сделал вывод — в будущем в планировании натовских операций должны участвовать не только военные, но и представители международных гражданских организаций. Неужели для того, чтобы прийти к подобному очевидному выводу, нужны были недели бомбардировок? Похоже, НАТО не очень осознает, что, продолжая бомбардировки, Альянс принимает на себя всю полноту ответственности и за их ближайшие и за отдаленные последствия, включая будущие политические и экономические проблемы в Ливии во время и после Каддафи. НАТО стремится избежать проблем вроде тех, что возникли в Ираке и Афганистане, указывает генерал Манфред Ланге, однако явно создает новые, считает сотрудник берлинского Информационного центра трансатлантической безопасности Отфрид Нассауэр.

Нынешнюю ситуацию в Ливии О. Нассауэр называет патовой, причем не только с военной точки зрения, но и с политической. Успеха быть не может, поскольку у стран НАТО до сих пор нет общей стратегии, подчеркивает он. Это означает, во-первых, что у партнеров по коалиции разные представления о целях вмешательства в ливийскую ситуацию. Они имеют явно различное понимание ее значения и степени вмешательства. Во-вторых, общей ошибкой НАТО является идея о том, что военное вмешательство является их неотъемлемым правом. При этом в стороне остаются важные вопросы: как и когда достичь цели и какова главная цель; как защитить гражданское население; насколько готовы повстанцы защитить себя и мирных жителей. Ответов нет. Это одна из причин, почему некоторые страны, в том числе Германия, скептически относятся к операции. Существуют также внутренние противоречия: за кем итти? На роль лидера претендуют Франция, США, НАТО, ООН, указывает О. Нассауэр.

Отсутствие стратегии подтверждено хаотическими решениями. Запад явно не решил для себя, насколько продолжительной будет военная компания – долгой или короткой. Последний озвученный срок – еще на три месяца, то есть до начала осени. Продержатся ли мятежники такое время, непонятно. Ведь и у них может наступить период «определенного перенапряжения», как и у натовцев, прилежно им помогающих. Достаточно ли сильны духом оппозиционеры? Как мы видим, существует слишком много факторов неопределенности, подчеркивает О. Нассауэр. Если учесть, что у Запада полная неопределенность, кого именно он поддерживает военными и финансовыми средствами, насколько едины повстанцы, чего хотят в конечном итоге, невозможно говорить о том, как создавать новую Ливию и стоят ли затраты желаемого результата.

Поскольку военное противостояние продолжается и перелома в ситуации не наблюдается, внимание генералов и политиков стран НАТО переключено на финансовую тему. Начальная цена вопроса, как уже указывалось, 1 млрд долларов, что составляет лишь малую часть предстоящих расходов. Тема «Финансы для демократии» была обозначена 5 мая с.г. в Риме на заседании участников контактной группы по Ливии озвучиванием весьма оригинальной идеи, которая, как подчеркнул Даниэль Шешкевиц, обозреватель Deutsche Welle, подкупает своей простотой. Использовать для борьбы с режимом Каддафи замороженные на его счетах средства, которых только в США и Германии примерно 30 миллиардов евро. Повстанцы смогли бы приобрести на них медикаменты и продовольствие, новое вооружение и усилить военное сопротивление режиму Каддафи.

Бомбардировкам сопутствует и информационная атака. В частности, немецкие обозреватели отмечают: в мае-июне с.г. в мировых СМИ все активнее муссируется тема о массовых изнасилованиях, в которых повинны солдаты армии Каддафи. Лидер якобы раздавал солдатам виагру для усиления потенции, чтобы те осуществляли сексуальное насилие против женщин, тем самым деморализуя оппозицию. Причем, главный обвинитель Международного уголовного суда в Гааге Луис Морено-Окампо заявил, что у него имеется достаточное количество документов, подверждающих факты, а следователь ООН по Ливии Шериф Бассиуни сомневается в правдивости подобных сообщений, считая это проявлением «массовой истерии».

 

Прогнозируя ситуацию в Ливии, Изабель Веренфельз, ведущий сотрудник берлинского центра Stiftung fuer Wissenschaft und Politik, автор исследования «Политические и экономические преобразования и изменения элиты в странах Магриба»., уверенно заявляет: режим, вероятнее всего, не в состоянии удержать власть. Как долго Каддафи задержится у руля и как долго будет продолжать его падение, трудно оценить. В сущности, это зависит от ресурсов Каддафи по мобилизации военных сил и средств для подавления мятежа, о которых Запад не имеет четких данных. Несомненно, что он готов использовать массовое насилие, чтобы сохранить власть, что им уже многократно доказано.

 

Не подлежит сомнению и другое. Очевидно, что в ряде регионов Ливии на данный момент царит полная политическая и хозяйственная анархия. В своих редких выступлениях по телевидению и в воинственных призывах к нации ливийский лидер, судя по всему, не отдает отчет в том, насколько катастрофична ситуация, в которую он вверг свою страну. Его речи полны недоумения, не содержат концепции. В этом смысле он смыкается с генералами НАТО, которые тоже предпочитают действовать наобум. Иногда ему полностью изменяет здравый смысл, поскольку он пытался даже оправдать высокими целями бомбардировки населения. Понятно, что подобная позиция, говорящая, скорее, о клиническом состоянии лидера, еще больше настраивает против него мирных жителей, подчеркивает Изабель Веренфельз. Большая часть населения Ливии воспринимает его уже не как большого брата, а подлинного врага нации. Это гораздо серьезнее, чем все бомбардировки НАТО вместе взятые.

Использованы данные Deutsche Welle, ВВС, Cicero.

52.35MB | MySQL:103 | 0,547sec